Тифлокомментарий: черно-белая фотография. На черном фоне стоят в ряд три девушки и трое молодых людей. Все улыбаются и смотрят перед собой. Четверо держат в руках саксофоны: у второй слева девушки с темными волосами саксофон сопрано, у двух юношей в центре – тенор и баритон, а у высокой девушки в очках справа - альт. Все музыканты одеты в белые рубашки и блузки, кроме девушки в центре. На ней темное блестящее платье с длинным рукавом. Она держит на поясе правую руку и кокетливо приподнимает левое плечо. Это музыкальная группа Salvatore band.
Колумнист «Особого взгляда» Лариса Овцынова никогда не пропускает интересных событий в Москве. На этот раз она отправилась на концерты в темноте - музыкальные истории режиссера Тимура Казнова в Государственном музее - культурном центре «Интеграция» имени Островского.
Когда я узнала, что кроме спектаклей в темном зале культурного центра «Интеграция» проходят еще и концерты, то, конечно, загорелась желанием побывать на них. Режиссер музыкальных историй Тимур Казнов еще раззадорил мое воображение, пообещав два совершенно разных и необычных мероприятия. И, разумеется, не обманул.
С Тимуром я знакома несколько лет. Видела его в качестве актера в спектакле «Чучело» (театр «Булгаковский дом»). Спектакль очень эмоционально напряженный, захлестывающий с головой. Тимур сыграл в нем две противоположные роли: дедушки и подростка. Перевоплощался практически мгновенно. Он был участником многих творческих лабораторий, в том числе и в Германии. Потом присоединилась режиссерская работа – спектакль «Все началось со шторки для душа». «Это путешествие в потерянные миры внутри себя, анализ человеческих тайн», - говорит Тимур о спектакле. Теперь вот концерты. Концерты в темноте – это не просто определенное количество музыкальных номеров, это настоящие истории, где музыка и слово гармонично соединяются и дополняют друг друга. Что же касается темноты, то «хочется раскрыть ее для публики, хочется, чтобы люди понимали других, как себя».
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия», - считал Пушкин. В истинности мнения мастера я убедилась, побывав на концерте «Дудук». Надо сказать, что название это было мне незнакомо и ни о чем не говорило.
До своих мест в темном зале зрителей, как всегда, провожают незрячие сотрудники. Помогают устроиться и предупреждают о том, что все время будут рядом, чтобы помочь. Пока все рассаживаются, есть время привыкнуть к необычной обстановке. Темнота с каждым поступает по-своему. Для кого-то она оказывается испытанием не из легких: на организм обрушивается настоящий шок. «Я испытала бурю эмоций. Сначала были и слезы, и даже удушье, но потом успокоилась и получила массу положительных впечатлений», - говорит одна из моих собеседниц Екатерина. Моя подруга Наталья испытывает удивление: зная, что находится в темноте, она как будто видит очертания предметов. Видимо, срабатывает свойство мозга хранить некоторое время отпечатки зрительных образов, даже если в реальности они отсутствуют.
Музыкальному путешествию предшествует еще минута диалога с собой, внутренней настройки. Потом пространство заполняют необычные звуки. Мне они напоминали минутами саксофон, минутами свирель, но в целом были просто сами собой, то есть непохожи ни на что. Это вступил в игру дудук – главный герой истории, созданной Тимуром на основе народных легенд (он же умеет превратить любое повествование в своего рода спектакль).
Тифлокомментарий: цветная фотография. На грани камня балансирует светло-коричневая деревянная трубочка примерно 30-40 см длиной. Это армянский духовой инструмент дудук. Трубка состоит из корпуса с восемью отверстиями и плоского вытянутого язычка, стянутого посередине деревянным кольцом. К кольцу привязан небольшой цилиндрический кусочек дерева.
Незрячий актер проекта Артем Кулиев начинает рассказ о том, как появился армянский дудук, духовой инструмент из абрикосового дерева - рассказ очень романтичный и печальный, как и мелодии этого вечера. По легенде, в незапамятные времена молодой ветерок полюбил абрикосовое деревце и стал играть в его ветвях, а оно ответило взаимностью. Им было очень хорошо и весело, но сильный старый ветер был возмущен. Ураганом промчался он над долиной, а потом коварно предложил молодому ветерку: «Оставайся вместе со своим деревом, и крылышки твои останутся с тобой, но, если ты улетишь, дерево тотчас же погибнет». Ветерок был счастлив. Но пришла осень, листья облетели. Грустно стало ветерку, и однажды он не выдержал - полетел поиграть с братьями. Абрикосовое деревце сломалось от порывов старого ветра - все веточки разлетелись в разные стороны. Осталась лишь одна - из нее мальчик-пастушок и сделал дудочку. Он поднес ее к губам, и сами собой полились прекрасные и немного грустные мелодии. Звуки дудука - это сама любовь.
Дудук умеет не только любить и грустить. Он поет и радостные песни, и песни славных воинов. Другая легенда рассказывает об одном из самых мудрых, храбрых и сильных правителей Армении – Тигране втором. Народ при нем процветал, армия была сильна, границы прочны. Все это сумела воспеть маленькая дудочка.
Дудук рассказывает свои истории не один, а в сопровождении аккордеона и национального ударного инструмента дхола, на котором играют ладонями - вместе они составляют очень выразительный ансамбль.
Играй, играй, играй, дудук,
Играй мелодию рожденья,
Твоя душа так вдохновенна,
Твоя душа – твой чистый звук!
Так в конце обращается к скромному певцу армянской души Артем Кулиев, и мы искренне к нему присоединяемся.
Под самый занавес музыканты из группы «Ереван» в очередной раз подтвердили, что для музыки не существует границ и языков, и сыграли знакомый всем с детского сада «Светит месяц».
В светлом зале, куда нас провожают незрячие гиды, настало время поделиться своими мыслями режиссеру. Тимур рассказывает: «Дудук –магический инструмент, очень нежный, томный. В нем самом заложен весь колорит и вся фактура. Не нужно никаких дополнительных моментов, которые будут лишь отвлекать от него слушателей. Народные армянские легенды как раз дополняют его, добавляют красочности, подчеркивают его нежность, художественность, возвышенность».
Jazz в ночи
Тифлокомментарий: цветная фотография. Золотистая труба в руках исполнителя.
Следующий концерт совсем другой, но не менее захватывающий – «Jazz в ночи». Он тоже проходил при поддержке Московского продюсерского центра под руководством Тимура Казнова. Бархатные, ласкающие звуки саксофона окутали и мягко увлекли меня в плавание по волшебной реке, а чудесный голос певицы рассказал несколько историй: и лирических, и энергичных – о поиске своего места в жизни и борьбе за него.
Здесь был целый квартет саксофонов Salvatore band под руководством Юлии Биховец (она же автор большинства аранжировок) и певица Евгения Данильченко. Свою ноту внес и ударный инструмент кахон (по словам самих музыкантов, он представляет собой большой скворечник – коробку с дырочкой, играют на нем ладонями или специальной щеткой, а звук получается более камерным и мягким, чем у других ударных). Музыканты – студенты старших курсов Института имени Ипполитова-Иванова – объединились в коллектив чуть больше года назад, но уже успели стать участниками проекта «Новая звезда» и сыграть в Доме музыки и московской консерватории. Ребята стараются выступать как можно больше, ищут свое место в музыкальном мире. По словам Юлии, квартетов саксофонов немало, а вот квартет с вокалом пока один.
С темнотой музыканты познакомились не так давно. Считают, что этот необычный опыт интересен и важен. Они говорят: «Надо преодолеть естественный страх - потом начинается космос, и легче сосредоточиться на музыке». - «Темнота помогает улучшить навыки игры в ансамбле, обостряет ощущение партнерства». - «Темнота не пустое пространство. Она живая. Не видя, все равно чувствуешь внимание многих людей».
Концерт в темноте – это путешествие на другую планету, где просыпаются дремавшие эмоции и ничто уже не мешает полету воображения. Один из зрителей Азамат рассказывает: «Я преподаватель физики, но по натуре все же больше лирик. К темноте я быстро привык. Перед внутренним взором возник фонтан, струи которого меняли свой цвет в зависимости от звучащей музыки». Вот такие у нас физики.
Тимур подтверждает слова зрителей: «Такой концерт – это путешествие в короткое время от глубоких мыслей о мире и о себе в прекрасные дали. А темнота не страшна, если кто-то держит тебя за руку или просто думает о тебе». Тимур всегда стремится проникнуть в душу зрителя, всколыхнуть ее, «дать возможность насладиться не только музыкой, но и собой, попутешествовать внутрь себя». В этом стремлении режиссер и зритель идут навстречу друг другу. Публика больше задумывается о неординарных вещах, размышляет и становится более эмоционально восприимчивой. «Главное - чтобы у нее был выбор», - считает режиссер.
«Концерты в темноте» и Тимур Казнов обещают нам новые сюрпризы. Публика уже наслаждается еще одной историей - «Картинами старого Тбилиси». А скоро выйдет новый концерт-спектакль об Эдит Пиаф и ее творчестве. Значит, будут новые путешествия в страну ярких эмоций и ничем не сдерживаемой фантазии.
Другие колонки Ларисы Овцыновой читайте здесь.