Заметки музейщиков: как сделать искусство доступным. Часть 3

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На выложенной брусчаткой площади рядом с высокой бронзовой скульптурой, похожей на лапу паука, собралась группа людей. Бородатый мужчина с хвостиком в темных очках и молодой парень с белой тростью тактильно осматривают скульптуру. Справа от мужчины стоит палевый лабрадор со шлейкой. За ними стоит гид Галина Новоторцева, жестикулирует и рассказывает что-то.

«Особый взгляд» публикует заметки профессионалов инклюзии в сфере искусства. Вслед за рассказами об инклюзивном театре и театральных школах мы завершаем серию материалов о создании доступного музея. Благодарим наших партнеров - музей современного искусства «Гараж» - за предоставленные материалы.

В этой статье затронуты вопросы этикета при общении с незрячими и слабовидящими посетителями музеев. Речь также идет о специальных тренингах, которые рекомендуется регулярно проводить для персонала музея, и о некоторых приемах, которые можно использовать при сопровождении людей с инвалидностью в пространстве экспозиции. Эта информация будет полезна как экскурсоводам, педагогам и смотрителям музея, так и любому человеку, желающему получить рекомендации по общению с людьми с инвалидностью по зрению. Автор текста Галина Новоторцева — менеджер отдела инклюзивных программ по работе со слабовидящими и незрячими людьми Музея современного искусства «Гараж» с 2015 по 2018 годы.

Подготовка персонала: этикет, терминология, сопровождение во время экскурсий

- Какие трудности возникают у вас при самостоятельном посещении музея?

- Сотрудники часто просто не готовы работать с незрячими: бывает, боятся не испортят ли такие люди чего, не поломают ли. Бывает непонимание, зачем [посещение музея] вообще [незрячим] нужно, ведь без зрения ничего понять и ощутить не получится.

Лариса, 47 лет, незрячая

Кого первым встречает человек, пришедший в музей? Далеко не всегда это сотрудник образовательного или экскурсионного отдела. Посетителя зачастую встречает сотрудник службы безопасности, затем сотрудники информационного отдела музея, гардероба и т. д. Контакт с этими сотрудниками формирует первое впечатление от учреждения культуры. Именно поэтому одним из важнейших направлений работы отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж» является работа с персоналом.

На фото: Вета Морозова, участница выставки «Единомышленники», проводит тренинг для команды медиаторов в Музее «Гараж». 2016 год. Музей современного искусства «Гараж».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Лекционный зал в Образовательном центре музея «Гараж». На кирпичной побеленной стене закреплен экран для проекций с изображением логотипа музея. У экрана стоит полная женщина с короткими темными волосами в рубашке с вертикальными голубыми, белыми и розовыми полосками. Она пишет маркером на большом листе бумаги, закрепленном на мольберте. Напротив экрана сидят зрители.

Каждые три месяца все сотрудники Музея «Гараж», работающие с посетителями, проходят тренинг по пониманию инвалидности, в ходе которого знакомятся с этикетом, терминологией и узнают, как правильно ассистировать человеку с инвалидностью.

Такая периодичность проведения тренингов продиктована несколькими факторами:

  • частичной сменой персонала;

  • сменой экспозиции;

  • необходимостью повторения и закрепления информации, полученной на тренинге.

Кроме того, повторение тренингов дает возможность разбирать с сотрудниками организационные проблемы, выявленные в ходе визитов людей с инвалидностью. В России и за рубежом существует большое количество методических пособий (в том числе в формате видеокурсов; см. список литературы в конце статьи), с которыми может ознакомиться любой желающий. Прежде чем составлять программу своего тренинга, нужно ознакомиться с несколькими источниками информации по этикету и сопровождению. Кроме того, следует привлечь к разработке и проведению первых тренингов специалистов из организаций, работающих с людьми с инвалидностью, например, представителей ВОС. Подробнее о форматах взаимодействия с общественными организациями и фондами вы можете прочитать в статье «Продвижение программ» в полной версии сборника методических пособий музея по ссылке.

Важно понимать, что в России не существует устоявшихся норм общения и сопровождения людей с инвалидностью. Более того, медицинская модель понимания инвалидности распространена и среди самих людей с инвалидностью. Поэтому важно привлекать именно те организации и использовать те методические пособия, которые базируются на социальной модели понимания инвалидности. Прежде чем приглашать организацию проводить тренинг в вашем музее, посетите аналогичное мероприятие, проводимое этой организацией в другом месте, и убедитесь, что вы говорите об инвалидности, используя схожий категориальный аппарат.

Зачастую подобные тренинги содержат в себе общую информацию, их цель заключается в преодолении социальных и коммуникационных барьеров при взаимодействии с людьми с инвалидностью, поэтому музейная специфика не учитывается. В дальнейшем, основываясь на полученных знаниях и на проблемах, выявленных непосредственно в ходе работы, музей может разработать собственный тренинг для персонала.

Например, тренинг для персонала в Музее «Гараж» состоит из следующих частей:

  • краткая информация о форме инвалидности;

  • этикет и сопровождение;

  • практические задания.

Краткая информация о форме инвалидности

В зависимости от возраста и опыта взаимодействия сотрудников музея с людьми с инвалидностью содержание раздела может варьироваться. С музейными работниками старшего возраста необходимо обсудить, почему музею важно работать с этой категорией посетителей. Обычно эта часть тренинга включает в себя следующие элементы:

  • Общая информация о форме инвалидности.

Обсудите возможные формы нарушения, такие как слепота, тяжелые стадии близорукости и дальнозоркости, снижение зрения в сумерках, затуманивание или выпадение части изображения, сужение поля зрения, вплоть до тоннельного зрения. Сотрудникам важно знать об этом, чтобы понимать, что не только человеку с белой тростью может понадобиться помощь.

  • Информация о возможностях слабовидящих и слепых людей.

Существует не так много профессий, которые недоступны незрячему человеку. Многие знают музыканта Стиви Уандера, в российской истории самым ярким примером успешного незрячего можно считать Льва Семеновича Понтрягина — выдающегося математика XX века. Можно привести в пример английского политика, академика и бывшего государственного секретаря Великобритании по вопросам образования и занятости Дэвида Бланкетта, незрячего от рождения.

Говоря о людях с инвалидностью, стоит узнать об активных незрячих людях в вашем населенном пункте. Можно поговорить о том, что практически все факультеты российских вузов принимают на обучение слабовидящих и слепых абитуриентов. Но разве можно представить себе незрячего историка, не имеющего возможности познакомиться с коллекцией исторического музея? Или человека с гуманитарным образованием, не имеющего возможности посещать художественные музеи?

Обсуждая эти вопросы, важно подчеркнуть тот факт, что человек с инвалидностью имеет те же возможности и права, что и человек без нее, однако именно общество выстраивает барьеры, не дающие людям с инвалидностью реализовать эти права. В то же время избегайте героизации человека с инвалидностью.

  • Обсуждение существующих стереотипов о данной форме инвалидности.

К сожалению, на сегодняшний день существует масса стереотипов о слабовидящих и незрячих людях. Стереотипы не только деперсонифицируют человека в глазах других, но также могут пагубно сказаться на качестве предоставляемых ему услуг.

Ниже приведены наиболее распространенные стереотипы о людях с инвалидностью по зрению:

  • Все незрячие люди музыкальны.

Действительно, незрячих людей чаще всего обучают именно музыке, однако это не значит, что человек, с которым вы разговариваете, владеет каким-либо музыкальным инструментом, а тем более владеет им виртуозно. Среди людей с инвалидностью процент одаренности и гениальности тот же, что и среди людей без инвалидности.

  • Незрячие люди прекрасно ощущают пространство, ориентируясь на звук.

Действительно, при слепоте и слабовидении человек активнее использует сохранные анализаторы (например, слух) и, как следствие, может использовать их более эффективно, нежели зрячий. Тем не менее, степень такой компенсации зависит от множества факторов. Другие особенности физического и интеллектуального состояния, недавняя потеря зрения, малый жизненный опыт — все это тормозит развитие компенсаторных функций слуха. Более того, развитое слуховое восприятие может позволять понимать объем пространства, но лишь единицы среди незрячих могут использовать слух для обнаружения объектов и препятствий.

  • Незрячие люди обладают «шестым чувством» и даже ясновидением.

Конечно, сам факт существования такого явления, как ясновидение, спорный. Однако, как и в случае с музыкальной одаренностью, это зависит не от слепоты.

  • Пальцы незрячих людей особенно чувствительны. Незрячие могут на ощупь обнаружить опухоли, вывихи и другие внутренние заболевания.

Развитие компенсаторного осязания, так же как и слуха, может быть сильно выражено у слепорожденных. Но и в этом случае степень его развития может очень сильно варьироваться. Действительно, среди людей с инвалидностью по зрению много массажистов (это обусловлено тем, что в советское время профессия массажиста была одной из наиболее доступных незрячим), но навыки зависят в первую очередь от профессионализма, а не от наличия или отсутствия зрения. Сегодня незрячие люди все реже занимаются массажем, поскольку с развитием технологий у них появились больше возможностей для самореализации.

  • Незрячие люди всегда ходят с сопровождающим и живут с родственниками.

Многие люди с инвалидностью по зрению перемещаются по городу без посторонней помощи: они самостоятельно ездят в метро и пользуются навигаторами.

Специальные программы позволяют пользоваться практическими всеми гаджетами. Многие незрячие предпочитают именно смартфоны с сенсорным экраном, поскольку для таких телефонов больше полезных приложений.

  • Незрячие люди менее образованы, чем люди без инвалидности.

Людям с инвалидностью по зрению доступен практически весь массив информации в интернете.

Этикет и сопровождение

Поскольку не существует единых правил этикета и сопровождения незрячих людей, ниже приведена терминология и рекомендации по общению, составленные сотрудниками Музея современного искусства «Гараж».

На фото: во время сопровождения слабовидящего или незрячего посетителя необходимо озвучивание препятствий, в том числе первой и последней ступени лестницы. Музей современного искусства «Гараж».

Тифлокомментарий: цветная фотография. По цементной лестнице музея на второй этаж поднимаются гид с группой посетителей. Впереди идет девушка в синих джинсах и черной толстовке с красным логотипом музея «Гараж», с забранными в тугой узел темными волосами. Это Галина Новоторцева. С ней под руку идет темноволосый мужчина в темных очках, серых джинсах и разноцветной толстовке на молнии. За ними поднимаются другие участники группы. В пролете лестницы видны белые столы и черные кресла в кафе на первом этаже музея.

Хотя в музее «Гараж» используется правило «Человек прежде всего», слабовидящие и незрячие посетители составляют одно из немногих исключений. Это обусловлено тем, что в рамках социальной модели понимания инвалидности недопустимо использовать термины «с нарушениями зрения», «с ограниченными возможностями по зрению», «страдающие нарушениями зрения» и т. д. Подобная лексика изначально указывает на тот факт, что человек в чем-то ограничен, и не учитывает его индивидуальный опыт.

Кроме того, в отношении слабовидящих и незрячих посетителей уместно использовать те же глаголы и обороты, что и в общении с людьми без инвалидности. Например, незрячие люди смотрят выставку или фильм, осматривают экспонат. Если вам некомфортно употреблять эти выражения, подберите нейтральные глаголы, например: незрячие посетители знакомятся с выставкой.

Обращаясь к человеку, ориентируйтесь на его физический возраст. Слепота, если она не сочетается с другими особенностями, не влечет за собой нарушений интеллектуального развития.

Пример обращения. «А куда мы идем?» vs «Вам нужна помощь?»

Комикс: пример обращения к незрячему посетителю музея. Автор: Нина Кузьмина. Музей современного искусства «Гараж».

Тифлокомментарий: на черно-белом рисунке изображены две ситуации с юношей в черных очках и с белой тростью и девушкой с каре, в юбке ниже колена и лонгсливе с логотипом на груди - английский словом «музей» и двумя горизонтальными полосами сверху и снизу. На левой картинке девушка говорит: «Ой, а куда это мы идем?». На правой она трогает юношу за предплечье со словами: «Здравствуйте, я сотрудник музея. Вам нужна помощь?»

  1. Если вам необходимо привлечь внимание незрячего человека в людном месте, слегка дотроньтесь до его предплечья и назовите себя. Это нужно для того, чтобы человек понимал, что вы обращаетесь именно к нему, и знал, с кем он ведет диалог. Лучше сразу узнать имя человека, чтобы в дальнейшем лишний раз не нарушать его личное пространство.

  2. При приветствии незрячий человек может протянуть вам руку для рукопожатия. Не пропустите этот жест.

  3. Незрячий человек может прийти в музей вместе с сопровождающим. Важно помнить, что это вовсе не обязательно родственник. Разговаривая с незрячим посетителем в присутствии сопровождающего, обращайтесь непосредственно к незрячему.

  4. Если вам нужно отойти даже на несколько секунд, обязательно предупредите об этом вашего незрячего собеседника. Если к вашей беседе присоединился кто-то еще, скажите незрячему человеку об этом.

  5. Помните, что мимика и жесты недоступны для незрячего человека. Если в беседе со зрячим человеком нам достаточно кивнуть в знак согласия или, например, рукой указать нужное направление, то в случае с незрячим человеком необходимо продублировать эту информацию голосом.

«Вон там» vs «Слева от вас скамейка»

Комикс: пример обращения к незрячему посетителю музея. Автор: Нина Кузьмина. Музей современного искусства «Гараж».

Тифлокомментарий: на черно-белом рисунке изображены две ситуации с юношей в черных очках и с белой тростью и девушкой с каре, в юбке ниже колена и лонгсливе с логотипом на груди - английский словом «музей» и двумя горизонтальными полосами сверху и снизу. На левой картинке юноша спрашивает: «Где я могу посидеть?» «Вон там», - девушка указывает куда-то рукой. На правой картинке на тот же вопрос девушка отвечает, держа мужчину под локоть: «Слева от вас на расстоянии двух шагов лавка. Проводить вас до нее?»

  1. Если вы заметили, что незрячий или слабовидящий человек испытывает какие-либо трудности, не может что-то найти или идет в неверном направлении, прежде чем что-либо сделать, уточните, нужна ли ваша помощь. Если ответ окажется утвердительным, узнайте, каким именно образом вы можете помочь. Если человек отказался от помощи, не навязывайтесь, подождите, и, если человек не справляется, спросите еще раз. Если человек наотрез отказывается от помощи и его действия не несут угрозы жизни и здоровью его и окружающих, не стоит продолжать предлагать помощь.

  2. Если вам необходимо куда-либо сопроводить незрячего посетителя, спросите, с какой стороны вам лучше встать. Обычно сопровождающий становится по левую руку от незрячего человека. Согните руку в локте и прикоснитесь локтем к предплечью вашего спутника. Человек возьмет вас под руку сам так, как ему это удобнее.

Сопровождение

Комикс: пример обращения к незрячему посетителю музея. Автор: Нина Кузьмина. Музей современного искусства «Гараж».

Тифлокомментарий: на черно-белом рисунке изображены две ситуации с юношей в черных очках и с белой тростью и девушкой с каре, в юбке ниже колена и лонгсливе с логотипом на груди - английский словом «музей» и двумя горизонтальными полосами сверху и снизу. На левой картинке девушка толкает мужчину. На правой мужчина держит девушку под локоть.

  1. Сопровождая незрячего человека, озвучивайте препятствия, возникающие на вашем пути (бордюры, порожки, лестницы, дверные проемы). Подходя к ступеням, предупредите, что сейчас будет лестница, уточните, вверх или вниз она ведет. Дойдя до конца лестницы, скажите, что это последняя ступенька.

  2. Проходя через дверной проем, сообщите, с какой стороны находится дверь. Как правило, сопровождающий открывает дверь, а незрячий человек закрывает.

  3. Если вам необходимо сопроводить незрячего в туалет, доведите его до двери кабинки и объясните, где находится унитаз, где и какой замок на двери кабинки, где находится туалетная бумага и какой тип слива на унитазе. Дождитесь человека за дверью; подведите к раковине, положите руку на кран, на диспенсер с мылом, скажите, если кран работает автоматически.

  4. Если вы помогаете незрячему человеку сесть, объясните, что перед ним, например, стол и стул, положите руку незрячего на спинку стула. Если перед стулом стоит стол, таким же образом покажите край стола. Дальше незрячий человек сам расположится так, как ему удобнее.

  5. Если незрячий человек попросил вас прочесть какой-то текст, читайте этот текст полностью, ничего не пропуская.

  6. Не стоит обсуждать инвалидность человека из любопытства.

  7. Трость и собака-проводник — собственность незрячего человека. Нельзя прикасаться к ним без разрешения владельца. Кроме того, по закону собака-проводник является средством реабилитации, и незрячий человек имеет право заходить вместе с ней в любые помещения. Когда хозяин держит собаку на поводке, она не представляет никакой опасности для экспонатов музея. Однако, если незрячего посетителя сопровождает сотрудник музея, он может отпустить собаку. В этом случае спокойно попросите человека снова взять собаку на поводок.

Практические задания

Любая информация усваивается лучше, если теоретические знания подкреплены практикой. Поэтому в ходе тренингов важно давать участникам возможность активно обсуждать полученные знания и, по возможности, самостоятельно выводить правила, изложенные выше. Для осуществления этих целей в программе тренингов Музея «Гараж» предусмотрены специальные упражнения.

Например, в ряде упражнений участникам тренинга завязывают глаза. Мнение о том, что зрячий человек в повязке не может почувствовать то же самое, что и незрячий, верно лишь отчасти. Уровень адаптации незрячего человека к слепоте строго индивидуален. Он зависит и от возраста потери зрения, и от личного опыта. Поэтому грамотно выстроенная ситуация позволяет зрячему человеку в повязке самостоятельно обнаружить наиболее распространенные ошибки в общении с незрячими людьми.

На фото: пример навигации большой группы посетителей внутри экспозиции без использования тактильных направляющих. Музей современного искусства «Гараж».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Вдоль кирпичной стены музея, положив правую руку на плечо впереди идущего человека, друг за другом движутся посетители в черных масках для сна. Левой рукой они держатся за светлый канат, висящий на уровне середины бедра. У замыкающей цепочку девушки нет маски для сна, и она не держится за канат. Она немного отстала от группы и оборачивается назад, глядя на провисающий канат.

Одно из упражнений направлено на создание максимально дискомфортной ситуации. Например, необходимо сопровождать человека с завязанными глазами только голосом, не касаясь его, без предупреждения оставлять его на какое-то время одного и т. д. Обсуждая результаты этого упражнения, сотрудники зачастую самостоятельно формулируют правила сопровождения и этикета. Другое упражнение направлено на закрепление уже выявленных правил. Оно заключается в следующем: группа зрячих людей должна представиться и сопроводить куда-либо группу людей с завязанными глазами, следуя изученным ранее правилам.

К проведению тренинга стоит привлекать людей с инвалидностью. Это позволяет не только отработать на практике полученные знания, но также помогает достичь одну из главных целей тренинга — преодолеть стереотипы, неловкость, зажатость в общении с людьми с инвалидностью.

Все части заметок музейщиков читайте в по ссылке. С полным текстом методического пособия музея «Гараж» можно ознакомиться здесь.

Литература

Знай, помни делая: рекомендации для волонтера при работе с людьми с нарушениями зрительного аппарата. Москва, 2012.

Культура общения с людьми с инвалидностью. Язык и этикет // РООИ «Перспектива». Шингарева Е., Ярошенко И., Москалец Е. и др. Методика сопровождения людей с ограничениями зрения // Е. Шингарева, И. Ярошенко, Е. Москалец и др. Харьков: Харьковская городская общественная организация инвалидов «Креавита».
Etiquette // American Foundation for the Blind.

Step-by-Step. A how-to manual for guiding someone who is blind or partially sighted // Canadian National Institute for Blind.

Working Document of Best Practices: Tips for Making All Visitors Feel Welcome // Museum Access Consortium.