В России большая часть детей с нарушением зрения обучается в специальных коррекционных школах, где создают оптимальные условия учебы и обеспечивают реабилитацию и социализацию детей. Значительная часть учебного процесса посвящена коррекционным предметам. Детям оказывают психолого-педагогическую поддержку, обучают системе чтения и письма по Брайлю, помогают адаптироваться в коллективе и сформировать активную жизненную позицию. В рамках средней и старшей школы активно проводятся мероприятия по профориентации и профессиональной подготовке незрячих подростков, которых знакомят с возможностями трудоустройства. Образовательный процесс растянут на 12 классов: начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (5-10 классы) и полная средняя школа (11-12 классы).
На международном уровне право детей с инвалидностью на образование закреплено в Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012 году. В России вопрос образования для людей с ограниченными возможностями здоровья регулируется федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов», которые гарантируют таким детям право на бесплатное получение качественного среднего образования. Все программы в школах адаптируются для особых учеников - для этого с 2015 года в тестовом режиме работает специальный госстандарт об образовании детей с инвалидностью в начальной школе. Средняя и полная средняя школа обучаются по общим стандартам для массовых школ, и педагоги самостоятельно адаптируют под свой учебный процесс каждую программу.
Учебная квартира как метод адаптации
Обычный учебный день в специальной школе разделен на несколько этапов. Первая половина дня посвящена освоению общеобразовательных предметов по адаптированным программам. Далее идут занятия коррекционного характера: ориентировка в пространстве, гигиена зрения, социально-бытовая ориентировка. Остальное время распределено между кружками дополнительного образования (творческие мастерские, спортивные секции, вокальные кружки), выполнением домашнего задания и временем на прогулки на свежем воздухе.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Занятие в классе начальной школы. За одноместными партами сидят мальчики и девочки примерно восьми лет. Перед учительским столом стоит женщина и демонстрирует детям рисунок. У интерактивной доски стоит ученица. Перед ней спиной к классу сидят три женщины и смотрят на рисунок, который она показывает. На интерактивной доске слайд с фотографией рисунка и подписью «Мои рисунки».
«В своей работе мы используем учебники со шрифтом Брайля, тактильные пособия и макеты. Каждый ребенок на уроках получает вариант работы по Брайлю или вариант с увеличенным шрифтом, если у него есть остаточное зрение. Для этого в школе есть специальные принтеры и специалист, который занимается разработкой и подготовкой методических материалов», - рассказала учитель математики и информатики первой категории Верхнепышминской школы-интерната им. Мартиросяна Альбина Галишина.
По ее словам, специализированных материалов не всегда хватает, и сотрудники школы тратят личное время на их создание, чаще всего перед экзаменами.
«Идти в ногу со временем достаточно сложно. Например, задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике часто меняются, и предыдущие брайлевские варианты устаревают. Приходится печатать новые варианты, что очень трудозатратно. Некоторые рисунки для подготовки к экзаменам мы вышиваем вручную - так у ребенка есть возможность наглядно понять, как располагается та или иная фигура в плоскости, - отметила Альбина. - По информатике учебников по Брайлю очень мало, поэтому мы создаем свои пособия, разрабатываем задания и печатаем по Брайлю. Не смотря на нехватку специализированных методических материалов, общими усилиями коллектива удается готовить ребят к достойной сдаче экзаменов, хотя порой это стоит педагогам нескольких бессонных ночей».
Обучение социальной и бытовой ориентировке в школе имени Мартиросяна начинается со знакомства с учебной квартирой. Как рассказала тифлопедагог, преподаватель ориентировки в пространстве Анастасия Замятина, для этого в школе есть полноценная квартира. В ней ребят учат соблюдать нормы личной гигиены: чистить обувь, гладить одежду, а также готовить еду и убирать помещения. Самые маленькие учатся ориентировке в здании школы, ребята постарше постепенно ребята выходят на территорию двора, где изучают базовые способы ориентироваться на открытой местности. Со старшеклассниками педагог уже работает в условиях городской среды, отрабатывая традиционные маршруты: поход в магазин, банк, больницу, проезд на общественном транспорте и др.
«В начальной школе мы работаем по федеральному государственному стандарту для слепых и слабовидящих детей. Он был разработан специально для обучения таких детей, но соответствовать ему очень сложно. По ФГОС, дети начальной школы должны и научиться готовить еду, и выходить из здания школы, и даже свободно перемещаться по актуальным маршрутам в городе. Это маловероятно, так как к нам приходят совсем не адаптированные незрячие ребятки, и о походах в город в начальной школе не идет и речи. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого стандарта. Он явно требует доработки», - отметила Анастасия.
По словам преподавателей, в образовательный стандарт неплохо было бы ввести уроки по этике и культуре общения. «Современные незрячие дети часто не имеют понятия о поведении в обществе. Однажды я столкнулась с незрячим ребенком в библиотеке для слепых и сразу же была атакована вопросами: «А кто вы? А куда вы идете? А что у вас в руках?» Вдобавок ко всему меня тщательно ощупали без каких-либо стеснений и разрешений с моей стороны. Со мной ладно, я сама незрячая, но обычный человек, встретившись с таким ребенком, будет как минимум неприятно удивлен, - говорит Елена Конюхова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий социальной работы Института социального образования Уральского государственного педагогического университета. - Поэтому важно закладывать в воспитание нормы поведения и культуры общения. Вместе с этим важно формировать у ребенка волевые качества, желание бороться и побеждать, целеустремленность, коммуникабельность и трудолюбие».
Тифлокомментарий: цветная фотография. В зале с белыми стенами в ряд стоят парты. На столах компьютеры с системными блоками. Между монитором и компьютерной клавиатурой на каждом столе установлена клавиатура цифрового пианино, а рядом с ней лежит компьютерная мышка. За столами сидят дети по одному и по двое.
Школа и родители
Многие родители принимают активное участие в образовательном процессе: устраивают дни открытых дверей для новичков, проводят лекции и мастер-классы, обмениваются опытом в воспитании незрячего ребенка. По словам председателя московской общественной организации «Родителей незрячих детей» Анастасии Днепровской, это тенденция последних лет.
«Конкретных стандартов и общепринятых технологий взаимодействия между собой родителей, ребенка и школы нет. Долгое время многие родители оставались в стороне от образовательного процесса, считая это исключительно только обязанностями школы: детей привозили в школу-интернат и забирали только на каникулы или выходные, - говорит Анастасия. - Сейчас, конечно не так. За последнее время во многих регионах созданы общественные организации родителей незрячих детей, при школах работают родительские комитеты и советы».
16-летний сын Анастасии учится в московской школе ГБОУ ШОР № 1. Она отмечает, что там родителям с педагогами удалось создать тесное взаимодействие: они проводят собрания, состоят в родительско-педагогическом клубе, где обе стороны обмениваются опытом в формате лекций и мастер-классов. Для устранения разногласий существует комиссия по урегулированию конфликтов. На постоянной основе проводятся дни открытых дверей, мастер-классы и воркшопы для родителей будущих учеников. На базе школы также работает детский сад для незрячих детей от трех лет, где они под присмотром дефектологов и тифлопедагогов готовятся к школе.
Бизнес-игра как элемент профориентации
С 2013 года в Верхнепышминской школе слепых им. Мартиросяна действует уникальный социальный эксперимент «Деловой город». Проект по профориентации слабовидящих и незрячих старшеклассников реализуется в течение учебного года и состоит из нескольких этапов. На первом этапе учащиеся посещают мастер-классы приглашенных специалистов: юристов, психологов, музыкантов, массажистов и др. В основном это успешные профессионалы с инвалидностью.
«Во время первого этапа ребята выбирают профессию. Под присмотром наставников из числа педагогов и представителей реального бизнеса они разрабатывают концепцию своего дела, создают бизнес-план, ищут источники финансирования своего стартапа и набирают сотрудников, - рассказал «Особому взгляду» завуч по воспитательной работе школы им. Мартиросяна Сергей Исаевич Балан. - На втором этапе, в конце года, в течение нескольких дней на базе школы моделируется социально-экономическая среда города, где ребята могут попробовать себя в роли предпринимателей, сотрудников компаний или клиентов. Они создают массажные салоны, кафе, парикмахерские, вокальные студии, экскурсионные бюро и даже кинотеатры».
Экономические отношения между игроками осуществляются посредством игровой валюты, а в конце игры экспертным жюри определяются самые успешные компании по качеству предоставляемых услуг и уровню прибыли. Отдельно отмечаются лучшие руководители и сотрудники.
«У незрячих ребят есть отличная возможность попробовать себя в создании своего дела, получить базовые навыки самоорганизации, управления персоналом и ведения бизнеса. Многие участники игры становятся более уверенными в себе и самостоятельными, поступают и успешно заканчивают университеты, устраиваются на работу», - добавил Сергей Балан.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На сцене стоит группа людей: около десяти девушек-подростков и несколько взрослых. Над сценой висит голубой баннер с крупным текстом «Инклюзивная бизнес-игра». На переднем плане мужчина с белой тростью в руке улыбается и говорит в микрофон. Рядом стоит улыбаясь женщина с горизонтальной картиной в руках и показывает ее залу. На картине в экспрессионистской манере написаны два лица и птица.
Высокие технологии и 3D-печать
Руководитель Свердловской областной общественной организации родителей незрячих детей «Окно в мир» Наталья Черепанова считает, что в мире информационных технологий одним из важнейших предметов должна быть информатика. В школе Мартиросяна к просьбе родителей прислушались, и теперь данный предмет предлагают в качестве дополнительного с четвертого класса.
Широко используют информационные технологии и в Москве: по словам Анастасии Днепровской, с девятого класса ученик Школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых вправе выбирать, будет ли он конспектировать лекции в тетради или на компьютере. При необходимости незрячему ребенку на время занятий предоставляется школьный компьютер и брайлевская строка.
Появление 3D-печати ознаменовалось прорывом в сфере изготовления тактильных пособий и методических материалов, яркий пример применения объемной печати в образовании - проект по созданию тифлокарт заведующего лабораторией картографии Института географии РАН Андрея Медведева при поддержке программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
Тифлокарты - это полноценные цветные карты из пластика с тактильными обозначениями для незрячих людей: выпуклыми линиями разной толщины, формы и текстуры на карте отмечаются границы государств, реки, дороги и даже морские течения. Уникальными пособиями заинтересовались коррекционные школы со всей страны, и теперь лаборатория Медведева помогает незрячим детям от Калининграда до Владивостока более точно и детально изучать географию.
Кроме тифлокарт авторы проекта разработали и приступили к выпуску тактильных анатомических пособий для уроков биологии, которые позволяют изучать руками скелет человека, строение мышц, головного мозга и даже маленькой клетки.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Тактильная тифлокарта России. Территория России белого цвета с точками и названиями нескольких крупных городов. Водная территория голубого цвета с горизонтальной штриховкой. Территория других стран серого цвета и заполнена рядами точек. Над картой расшифровка тактильных обозначений.
Несмотря на несовершенство государственных образовательных стандартов и понимание того, что до сих пор в школе многое делается на энтузиазме отдельных педагогов и родителей, школы для незрячих и слабовидящих детей становятся более технологичными, а подходы - более разнообразными. Может быть, еще и поэтому мы все чаще слышим об успехах молодых людей с нарушением зрения, у которых есть работа, семья, а то и собственный бизнес. За этими успехами лежит огромная работа самого человека с инвалидностью и неоценимый труд тифлопедагогов.