Айкидо для незрячих людей: сила воли, терпение и самооборона

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторный зал с красным ковром, синими стенами и белой ширмой. В зале проходит занятие по айкидо. Мужчина и полная девушка в кимоно выполняют упражнение. Мужчина держит девушку за запястье, девушка давит мужчине на руку с внутренней стороны локтя.

Спорт и физические нагрузки необходимы любому человеку и особенно важны для людей с ограничениями по зрению. В условиях малой мобильности и невысокой двигательной активности тренировки позволяют повысить физические показатели, навыки ориентирования и повышают самооценку незрячих спортсменов. Поэтому специализированные спортивные секции могут стать важным инструментом в реабилитации людей с инвалидностью по зрению. Мы уже рассказывали о том, как незрячие люди занимаются дайвингом, мини-футболом и триатлоном. В этой статье речь пойдет о нетрадиционных для людей с инвалидностью по зрению видах спорта - японских боевых искусствах айкидо и иайдо.

Айкидо для незрячих людей в России стало развиваться совсем недавно, сейчас адаптированные секции работают в республике Татарстан, Вологодской, Саратовской и Свердловской областях. Например, незрячие спортсмены Екатеринбурга могут изучать японское единоборство, посещая занятия три раза в неделю. Суть боевого искусства, возникшего в древней Японии, заключается в использовании энергии нападающего противника против него самого. Приемы в основном состоят из болевых воздействий на суставы и различных методов выведения из равновесия и сохранения баланса. Это искусство позволяет эффективно защищаться голыми руками против различных атак, в том числе с холодным оружием.

Основной компонент большинства приемов - это атака противника посредством захвата, тесного контакта, который позволяет определить положение противника в пространстве и его движения. «Ребята по захвату атакующего тактильно считывают необходимую информацию и могут эффективно противодействовать нападающему. Именно поэтому боевые искусства, основанные на тесном контакте с противником, доступны для незрячих», - говорит Николай Бучин, третий дан, президент РОО «Ассоциации айкидо айкикай Свердловской области».

Николай работает инструктором у спортсменов с нарушением зрения пять месяцев и говорит, что за это время у его учеников уже наметилась значительная положительная динамика. Незрячие участники секции стали лучше ориентироваться в пространстве, самостоятельно добираются по городу до зала, у них в целом улучшилось общее физическое состояние, повысилась самооценка и уверенность в своих силах. Таким образом японское боевое искусство может стать эффективным реабилитационным инструментом при работе с незрячими людьми.

«Айкидо не подразумевает соревнований и не является спортом высших достижений, где ведется отбор лучших из множества. Наоборот, задача этого единоборства - воспитать в каждом силу воли, терпение и желание самосовершенствоваться, - отмечает Николай. - Физические нагрузки позволяют укрепить суставы и связки, развивают силу, ловкость и выносливость. Постоянные перемещения в пространстве, кувырки и страховки тренируют вестибулярный аппарат и навыки ориентирования у незрячих спортсменов».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторный зал с красным ковром, синими стенами и светлой ширмой посередине. В зале проходит занятие по айкидо. Мужчина в белой куртке и черных широких штанах стоит перед тремя босыми учениками в белых кимоно. На поясе у каждого закреплена катана в черных ножнах. Ученики стоят на левом колене, выставив вперед правую согнутую в колене ногу. В правой вытянутой вперед прямой руке они держат посохи, левая согнутая в локте рука отведена назад и держит рукоятку катаны.

Для тренера Маргариты Бойцовой (третий дан айкидо айкикай) работа с незрячей спортсменкой Ольгой Кожиной из Череповца стала первым опытом обучения человека с инвалидностью. По словам Маргариты, это было для нее авантюрой, но она взялась обучать Ольгу из огромного желания помочь ей в адаптации и выписала для нее бесплатный абонемент на занятия.

«У Ольги потрясающая пространственная память. Несмотря на то что полгода назад она не могла встать с постели из-за болезни, через полгода она уже сама пришла в центр боевых искусств на тренировки, - говорит Маргарита. - В процессе я периодически забывала, что у меня есть ученик с ограниченными возможностями, так как все упражнения она делала наравне с другими учениками. Иногда мне приходилось подходить и ставить руки, тактильно показывая некоторые движения, но это было очень редко. В основном Ольга все понимала на слух. Занималась она исключительно со здоровыми людьми. Причем занималась она и с оружием».

Со временем Маргарите пришлось уехать из Череповца, но тренировки с Ольгой продолжила ее коллега Наталья Сарапова, второй дан айкидо айкикай. Вместе с ней Ольга прошла несколько важнейших международных семинаров, а в 2017 году, спустя семь лет упорных тренировок, сдала экзамен на первый дан и получила черный пояс.

Тифлокомментарий: цветная фотография. В светлом зале проходят занятия по айкидо. Ученики в белых кимоно выполняют парные упражнения с палками. На переднем плане светловолосая стройная девушка с забранными в хвост волосами. Она обеими руками держит посох, словно готовясь нанести удар, и внимательно смотрит вперед.

В Саратовской области есть еще более уникальный опыт: здесь айкидо используют как реабилитационный инструмент для незрячих детей. Инструктор айкидо с 25-летнем стажем, третий дан Станислав Петров два раза в неделю проводит тренировки в школе для детей с нарушением зрения. Этот социальный проект стал возможным благодаря взаимодействию ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3 г. Саратова» и Саратовской ассоциации айкидо айкикай.

«Двигательная активность детей с нарушениями зрения снижена из-за медицинских ограничений по физической нагрузке. Более 90% учащихся школы относятся к специальной медицинской группе занятий по физической культуре. Для них дефицит движения многократно возрастает, так как эти дети отличаются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, недостаточной ловкостью и точностью их выполнения. При этом темп выполнения движений снижен. Поэтому развивать таких детей физически очень важно», - отмечает Станислав.

«Для детей с нарушениями зрения при занятиях физической культурой приоритетным является сохранение и улучшение состояния зрения. Поэтому с педагогами школы, дефектологами и международными экспертами в области айкидо мы разработали более щадящую программу тренировок. Исключив большие нагрузки (частота пульса не более 120 ударов в минуту), а также линейные и угловые ускорения головы, мы в целом сохранили большинство приемов и техник, - добавляет Станислав. - В течение учебного года учащиеся 7 и 9 классов освоили искусство освобождения от различных захватов, научились безопасным падениям и ориентировки на местности в критических ситуациях».

Тренировки проводились под наблюдением учителей физкультуры и педиатра, которые отметили положительную динамику в развитии физического состояния участников секции. Немаловажным результатом стало и то, что у ребят повысился интерес к биологии, физике и другим предметам, которые активно и наглядно используются на занятиях айкидо. Регулярный тренировочный процесс позволил провести исследование психологических изменений у детей. Педагоги отметили такие показатели, как повышение самооценки и уверенности в своих силах, а также снижение чувства тревожности, которое свойственно маломобильным, слабозащищенным детям.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлый зал с желтыми стенами и синим ковром. В зале попарно стоят четверо подростков в белых футболках и черных тренировочных брюках. Они стоят напротив друг друга, ноги на ширине плеч, и тренируют захват руки. Один из учеников двумя руками выворачивает запястье другому. Рядом с ними крупный седой мужчина в черно-белом кимоно. К стенам придвинуты тренажеры, на полу лежат большие мячи, на стене висят разноцветные обручи.

«Саратовцы - большие молодцы, что стали использовать айкидо в реабилитационных целях в тренировках с учащимися специализированных школ по зрению, - отмечает Николай Бучин. - В практике нашей ассоциации есть опыт работы с детьми с нарушениями аутистического спектра и в дальнейшем мы тоже планируем работу с незрячими детьми. В данный момент наши тренировки посещают четыре человека с полной и частичной потерей зрения в возрасте от 21 до 45 лет, и мы убеждены, что подобная практика очень эффективна. Тем более что сейчас очень много людей, теряющих зрение уже взрослом возрасте, и спорт может стать для них настоящей путеводной звездой. Сегодня вместе с айкидо мы еще развиваем иайдо - японское искусство выхватывания и контратаки катаной (мечом). Ребята выполняют различные упражнения с безопасным оружием, учатся атаковать и уходить от ударов противника. В этой дисциплине возможны соревнования, поэтому мы с инструкторами готовим ребят к выступлениям и сдаче экзаменов».

Вместе с Николаем мы посетили тренировку незрячих спортсменов, на которой ребята отрабатывали приемы айкидо и выполняли упражнения с катаной. Тренировка проходила в общей группе, ребята активно общались между собой. Основная часть занятия проходила индивидуально с инструкторами, или ребята менялись между собой в парах.

«Для меня айкидо - это возможность не только укрепить свое физическое состояние, но и эффективно противостоять в случае нападения на улице. Также мы готовимся к полноценной сдаче экзамена, изучаем японскую культуру, что тоже очень мотивирует», - делится ученица Елена Никифорова.

Во время тренировок ребята активно и практически безошибочно передвигаются по площадке. «Сенсей адаптировал часть техник для наших нужд, - объясняет еще один незрячий участник секции Юрий Грачев. - Наша главная задача - правильно обработать захват противника и использовать его энергию против него самого. Поскольку я не вижу, я стараюсь максимально близко работать с атакующим, контролирую его руки, шею, голову, чтобы быть готовым к любому противодействию с его стороны. Мне также очень интересно и иайдо. В будущем, основываясь на технике владения катаной, мы хотим разработать методику защиты белой тростью, которая у нас всегда в руках».

«Первый месяц мы разрабатывали свои техники взаимодействия на площадке с помощью системы специальных щелчков пальцами и хлопков. Ребята динамично ориентируются по залу, а голосовое сопровождение помогает делать приемы еще более эффективно. Например, когда ребята при выполнении приема сбиваются с направляющей, мы корректируем их голосовыми командами по циферблату часов: «повернись на один час» - чуть правее, «противник на 9 часов» - слева, - добавляет Николай Бучин. - В дальнейшем мы планируем активно подключать незрячих спортсменов в общую группу и с удовольствием приглашаем других людей с инвалидностью по зрению попробовать японские боевые искусства».