Режиссер Тимур Казнов поставил в культурном центре «Интеграция» лермонтовского «Демона». О том, как прошла премьера, чем удивило новое прочтение классика и как восприняли спектакль в темноте режиссер, актеры и зрители, читайте в новой авторской колонке Ларисы Овцыновой.
26 декабря 2018 года. Вечер. Тверская улица в праздничных огнях. В их свете переливается и искрится медленно падающий снег. Я пришла на премьеру спектакля в темноте «Демон» в государственный музей – культурный центр «Интеграция» имени Н. А. Островского. При входе меня сразу встречает скульптура писателя с раскрытой книгой в руках. Чуть дальше сверкает праздничным убранством пушистая красавица-елка. На лестнице в полумраке горят свечи, создавая особое настроение загадочности и торжественности одновременно.
Зрителей приглашают в светлый зал, где кратко представляют спектакль и его режиссера Тимура Казнова. Здесь просят оставить очки, телефоны и любые предметы, которые могут быть источниками света, после чего всех провожают в зал, где создана полная темнота. В роли сопровождающих выступают две незрячие девушки – участницы проекта «Диалог в темноте». Зрители выстраиваются в небольшие цепочки, положив левую руку на левое плечо впереди идущего. Под предводительством незрячего проводника цепочка проходит в зал. Забегая вперед, скажу, что покидают зал таким же образом. Кроме того, сотрудники находятся рядом с подопечными в течение всего спектакля и могут помочь выйти или пройти куда-то при необходимости.
Начинается спектакль. Пространство наполняется звуками грузинской мелодии, в которую вплетаются поющие вокализ голоса. Один из главных героев истории – Демон – представляет себя: «И вот один я, отвергнутый создателем и адом…» Заканчивая свой небольшой монолог, он утверждает и словно угрожает: «Узри, услышь, ты, человек, я рядом».
Вокруг разворачивается колоритный восточный базар с дарами щедрой грузинской земли. Появляется старый Гудал, отец Тамары, и просит налить вина. Два продавца начинают спорить о том, что случилось с Тамарой. Один утверждает, что она сошла с ума, другой - что совершила духовный подвиг.
Перед зрителями разворачивается лермонтовский история. Известный сюжет остается неизменным, но воплощение удивляет новизной. От оригинального текста остается лишь несколько строф, остальное - авторский текст Ксении Штерн, драматурга еще одного спектакля-невидимки «Все началось со шторки для душа». Персонажи говорят друг с другом о совершенно обычных вещах и совершают повседневные действия, а Демон незримо находится среди них и иногда руководит их мыслями и поступками.
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. На черном фоне - играющий на пианино крупный мужчина в черной рубашке и черном костюме, в очках, с всклокоченными вьющимися волосами и бородой.
Режиссер Тимур Казнов так рассказывает о рождении замысла: «Меня сразу поразила темнота зала, где нам предстояло работать. Так что идея «Демона» возникла сама собой. Что может быть мистичнее и драматичнее этой поэмы? А реализовала замысел Ксения Штерн. Ее версия облегчает восприятие глубокого смысла произведения Лермонтова для современного зрителя. В диалогах события обсуждаются обычными людьми, такими же, как и сидящие в зале. Кроме того, это позволяет переносить действие в разные точки пространства».
Спектакль заканчивается, как и начинался, вокализом и монологом Демона. Последние его слова звучат так: «Только знай, куда иду я, туда пойдешь и ты». Такое утверждение, обращенное к человеку в финале, меня несколько обескуражило. Неужели за Демоном остается последнее слово? Тимур поясняет свою точку зрения: «Ангел спасает душу Тамары, но другие люди, все мы, не ограждены от Демона, от искушений. Он бродит среди нас, и иногда этот лукавый черт властвует над нами. Но он ведь ничего не создает, только разрушает, даже собственную любовь губит. Ангел и говорит ему: ты не сеешь, только жнешь. Демон появляется в минуты крайнего одиночества Тамары, когда ей очень трудно, но не поддерживает ее, а наоборот. Мне хотелось, чтобы зрители задумались над этими вопросами». По себе я чувствую, что Тимур достиг своей цели.
Злой дух будит в нас подозрительность, самолюбие, недоверие к самым близким. Это он возбудил беспокойство и ревность в душе жениха Тамары, и тот поспешил в ночи навстречу своей гибели, не остановившись в часовне для молитвы, которая ограждала от опасности. «Но презрел удалой жених обычай прадедов своих». Средства борьбы с Демоном очевидны – любовь, доверие, душевная чуткость и умение поддержать, не обращая внимание на уколы зависти, ревности и обид.
Музыка постоянно сопровождает рассказ о трагедии Тамары. Она становится одним из героев спектакля, создает неповторимую атмосферу и колорит. Вот звучит зажигательная лезгинка, вот подруги в последний вечер перед свадьбой провожают невесту в новую жизнь нежным и немного печальным напевом, а вот Демон пропевает романс. Такую яркую и насыщенную музыкальную палитру создали Георгий Антонов (гитара), Батрас Хугаев (гармонь), Даниил Джигкаев (барабаны). Исполнительница роли Тамары – Тамта Пулариани – тоже профессиональный музыкант и вокалист.
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. На черном фоне – четверо молодых мужчин, похожих на музыкантов группы «The Beatles». У них прически c ровной челкой до бровей и удлиненными около ушей волосами. На молодых людях светлые костюмы с узкими брюками и застегнутыми на все пуговицы приталенными пиджаками с отложными черными воротничками. Стоящий впереди молодой человек правой рукой показывает знак победы – указательный и средний пальцы растопырены в виде английской буквы V, остальные сжаты в кулак. У трех остальных в руках гитары.
Интересен и актерский состав. Наряду с профессионалами (в главной роли - Андрей Макаров) в спектакле задействована и студентка МГИМО Хатия Каландия. Она воплотила сразу несколько ролей: подруга невесты, ангел и монахиня. Девушка играет на национальном трехструнном инструменте пандури занимается у преподавателя по грузинскому пению. В спектакле мы наслаждаемся ее сольными партиями и дуэтами с Тамтой. Хатия учится на факультете энергетической политики, но душа просит творческой разрядки и находит ее в замечательном хобби. После спектакля она рассказывает мне о своих впечатлениях: «В темноте сначала было страшно, не по себе: глаза открыты, а как будто и закрыты. Но потом привыкла. В темноте есть свои плюсы: ты знаешь, что тебя никто не рассматривает, чувствуешь себя свободнее».
А вот что говорит по поводу темноты Тимур: «Самая интересная часть работы наступила, когда мы перешли от репетиций на свету к репетициям в темноте. Очень интересно было наблюдать за собой. Оказывается, в темноте мы и звучим по-другому, и двигаемся тоже. Это целая лаборатория ощущений. Темнота совершенно не страшна людям с фантазией, богатым воображением. Каждый может выстроить свои индивидуальные образы героев и окружающего пространства, а не довольствоваться тем, что ему преподнесли в готовом виде».
После спектакля не хотелось сразу уходить, а тут еще организаторы порадовали всех небольшим фуршетом. Здесь я пообщалась и с актерами, и с режиссером, и со зрителями. Некоторые из них - также студенты МГИМО - пришли поддержать Хатию. Кто-то впервые попал на спектакль в темноте, другие уже имеют подобный опыт. Александра из новичков. У нее серьезное хобби, она актриса молодежного театра мюзикла. «Спектакль в темноте – совершенно новый опыт для меня. В жанре мюзикла ставка делается на зрение, а тут задействованы все чувства, кроме него, - отмечает она. - Но это как раз и позволяет больше подключить внутренний анализ, глубже пережить спектакль, подстегивает воображение. Просто надо сразу принять новую систему координат, тогда все просто».
Спутник Александры Денис уже бывал на концерте в темноте и пробовал себя в контактной импровизации с закрытыми глазами, а вот спектакль для него тоже первый. «Зрение забивает другие чувства, засоряет мозги. Сейчас наблюдается перебор зрительной информации, - считает он. - А здесь получаешь колоссальную разгрузку».
Еще одна приятная пара - студенты МГИМО Алексей и Анастасия. По словам Алексея, темнота заставляет зрителей задуматься о том, что мы имеем, но часто не ценим, и чего лишены другие люди. Одногруппница Хатии Анастасия признается, что поначалу темнота испугала ее. «Сначала было очень страшно. Думала, что минут через десять попрошусь обратно. Хочется закричать, вцепиться в кого-нибудь, чтобы тебя поддержали, обуревает чувство беспомощности. Но вот выдержала, - рассказывает она. - Когда выходишь на свет и понимаешь, что для тебя он включился, а для твоих сопровождающих нет, то твои проблемы сразу становятся мелкими и неважными. Конечно, хочется, чтобы возможностей у незрячих людей становилось больше. К счастью, я вижу положительные изменения даже в подаче себя незрячими. Раньше я видела людей с тростью, в которых ощущалась неуверенность. Теперь же человек идет с палочкой, но несет себя гордо».
Время пролетело незаметно. Очень приятно было пообщаться с умными и обаятельными молодыми людьми, которые грамотно говорят, задумываются о вещах, напрямую их не касающихся, открыты новому опыту, умеют сочувствовать. С такими людьми никакие демоны не страшны!
Другие колонки Ларисы Овцыновой читайте в ее авторском блоге «Охота за впечатлениями» на портале «Особый взгляд».