ReACH: 3D-технологии и искусство

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Руки касаются белой тактильной модели триумфальной арки Константина (315 год н.э.). Это трехпролетная арка, над боковыми пролетами - по два медальона. Пролеты украшены колоннами с рельефными основаниями. Наверху установлены скульптуры и расположены барельефы со сценами из Римской истории.

В 2017 году Музей Виктории и Альберта (Великобритания) в партнерстве с фондом “Пери” и под эгидой ЮНЕСКО запустили масштабный проект под названием ReACH, которое в переводе с английского значит “достигнуть, дотянуться” и расшифровывается как “Воспроизведение произведений искусства и культурного наследия”. Эта глобальная инициатива призвана создать и представить в открытом доступе цифровые и 3D-копии объектов искусства, ведь многие люди в силу разных обстоятельств не могут путешествовать, а, соответственно, и увидеть подлинник. По словам руководителя проекта Анаис Агерр, в ближайшем будущем он может стать платформой, которая объединит музеи всего мира, разработчиков, фонды и культурные организации для совместного изучения способов сохранения культурного наследия, находящегося под угрозой. Уже сегодня в числе партнеров проекта - крупнейшие музеи мира, фонды и компании, например, Лувр, Смитсоновский музей, Британский музей, Государственный Эрмитаж, Институт Варбурга, Институт охраны объектов культурного наследия Йельского университета, компании Google Arts and Culture, NVIDIA, фонды Europeana, Factum Arte и другие. Как отметила Агерр, результаты проекта могут оказаться полезными для решения творческих и социальных задач, таких как создание копий для незрячих посетителей музеев. Об этом говорил на июньской конференции в ЮНЕСКО и директор Музея Виктории и Альберта доктор Тристам Хант.

По его словам, многолетняя традиция копирования объектов позволила сделать музей открытым для людей с нарушением зрения. Он считает, что музейное сообщество должно переосмыслить вопрос доступа к искусству, знать о новейших технологиях и сотрудничать с коллегами в этом направлении.

Фото: Victoria and Albert Museum. V Венецианская архитектурная биеннале, 2016 год.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторный зал с кирпичными стенами и колоннами. На подиуме друг за другом представлены три уменьшенные копии скульптуры Антонио Кановы «Паолина Боргезе в виде Венеры-победительницы» (1805-1808): на оттоманке, облокотившись на подушки, лежит женщина. Ее торс обнажен, а ноги покрывает драпировка. Волосы собраны на затылке в «греческий узел» – женскую прическу эпохи ампир. Голова обращена в сторону, женщина подпирает ее левой рукой, а в правой руке, покоящейся на бедре, держит яблоко. Копии выполнены в разных материалах: матовом полупрозрачном стекле, воске кораллового оттенка и белой резине.

Сектор создания цифровых копий произведений искусства в рамках проекта возглавил Адам Лоу, основатель и директор фонда Factum Arte, который занимается продвижением цифровых технологий как средства сохранения культуры. Его мастерская в Мадриде разрабатывает новые материалы, технологии и процессы, в результате которых получаются инновационные произведения и выставки современного искусства. В рамках проекта ReACH фонд Factum Arte начал создание архива цифровых 3D-копий произведений искусства разных музеев мира, которыми сможет пользоваться любой человек или организация в некоммерческих целях. Значит, в будущем у музеев будет возможность применять уже разработанные качественные 3D-модели при создании тактильных копий для собственного музея или отдельной выставки для незрячих посетителей. Это решает самую главную проблему в изготовлении тактильных копий картин, поскольку именно дизайн цифровой 3D-модели требует наибольших финансовых затрат и редких человеческих и технических ресурсов.

Цифровые технологии, в частности, такие, как в видеоиграх, могут использоваться для точной визуализации и репродукции объектов культурного наследия. По словам Адама Лоу, качество копии зависит от качества 3D-сканирования, программного обеспечения для его обработки и принтера. Для произведений живописи, скульптуры и артефактов применяются разные технологии. Ведь для достоверности необходимо передать все нюансы картины, даже мельчайшие штрихи и трещины. А в скульптуре, особенно египетской, важно также запечатлеть надписи и шифры.

Тифлокомментарий: фотоколлаж. На фото слева белая тактильная копия рельефа базилики Сан-Петронио в Болонье. Слева направо: молодой мускулистый мужчина в тунике и сандалиях, который указывает правой рукой на пожилого мужчину с окладистой бородой и в тюрбане. Тот склоняет голову и прикладывает правую руку к груди. К нему сзади приближается воин в шлеме. Сбоку два рабочих с мешками в туниках и сандалиях. Один мешок лежит на земле, к нему тянется голова осла. Рядом с ослом маленький мальчик, он с интересом глядит на рабочего. За фигурами старца, воина и рабочих скрыты тела еще трех человек, видны только их головы. На фото справа рука касается белой тактильной копии Херефордской карты мира, наиболее крупной сохранившейся карты европейского Средневековья (рубеж XIII и XIV веков). Копия имитирует рельеф земной поверхности. Рука зрителя лежит на возвышенности. Надписи на карте воспроизведены рельефно-графическим шрифтом.

Команда Factum Arte с 2001 года не только разрабатывает собственные сканеры, но и передает другим разработчикам свой опыт и технологии в создании наиболее точных сканеров и программ и выборе принтера. Они также оказывают поддержку кураторам музейных программ в подборе подходящих способов записи моделей культурных объектов в цифровом формате и их воссоздания. Адам Лоу утверждает, что, хоть процесс копирования и трудоемкий, но вполне осуществимый, и при правильном подходе может быть не очень дорогостоящим.

Вопросами распространения и использования архива занимается группа экспертов, в составе которой директор исследовательского центра “Кеннислэнд” (Нидерланды) Пол Келлер, и директор организации “Проекты всемирного наследия”, профессор Йельского университета доктор Штефан Саймон. Пол Келлер проводит работу с представителями государственной власти, организациями культурного наследия, авторскими сообществами, музеями по вопросам авторского права, открытых данных и инновационных стратегий. Он пытается смягчить закон авторского права с целью развития инклюзивного цифрового общества. Доктор Саймон объединяет международное сообщество по охране и защите культурных объектов в обсуждении того, как избежать огромных потерь наследия культуры, а также как сохранить исчезающие и разрушенные культурные памятники в истории человечества.

Еще одну важную проблему - хранения - пытаются решить партнеры Google Arts and Culture (цифровая платформа, предлагающая качественные изображения объектов искусства различных музеев мира) и Nvidia (лидер в области компьютерной графики и сверхпроизводительных вычислений). Они предлагают различные решения хранения 3D-цифровых моделей на виртуальных носителях и платформах.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Руки двух людей держат небольшую, размером с голову, скульптурную копию Колизея. Один поддерживает копию снизу, другой поднес к ней лицо, держит копию за основание одной рукой, а другой водит по верху. На основании копии рельеф с изображением свитка и надписью на нем прописными буквами латиницей: ROMA 80 d.c.

Cегодня далеко не каждый музей может себе позволить создать 3D-копии картин для незрячих и слабовидящих посетителей: разработка точной цифровой модели и качественная печать могут стоить порядка 1,5 млн рублей, к ним добавляются проблемы с правом на использование. Большие же музеи, которые могли бы выделить такие средства, опасаются плохого качества. Главная проблема в том, что в мире крайне мало 3D-дизайнеров, которые достаточно хорошо разбираются в основах живописи, а также в особенностях тактильного восприятия образов незрячими людьми. Поэтому многие музеи сейчас привлекают скульпторов для воссоздания произведений изобразительного искусства в виде барельефов, пока это гораздо дешевле и надежнее.

Безусловно, этот грандиозный проект может предложить решения некоторых проблем: предоставить качественные 3D-модели в открытом доступе, создать правовое поле по вопросам использования произведений искусства, научить музеи и разработчиков точнейшим технологиям сканирования и печати. Многое будет зависеть от инициативы музеев: их желания быть открытыми любой аудитории, готовности делиться своим наследием (давать возможность 3D-съемки собственных объектов, содействовать решению вопросов авторского права и т.д.) и участвовать в межпрофессиональном диалоге. Кроме того, благодаря тифлокомментированию можно сделать доступными для людей с нарушением зрения и 3D-цифровые копии объектов искусства. Сотрудничество таких платформ, как Google Arts and Culture, музеев и организаций тифлокомментирования может сделать это возможным.