Игра как источник развития: колонка тифлопсихолога Ии Ростомашвили

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Блондинка с длинными волосами в алом платье без рукавов сидит на декоративной кушетке. Девушка улыбается.

Кандидат психологических наук, доцент, тифлопсихолог Ия Евгеньевна Ростомашвили занимается вопросами инклюзии в трудоустройстве и образовании и создания доступной среды в учреждениях культуры для людей с нарушением зрения. В своей авторской колонке на портале «Особый взгляд» она рассказывает о выстраивании диалога с незрячими и слабовидящими людьми в семье и обществе. На этой неделе читайте о том, как вовлекать незрячих детей в пространственные игры и развивать самостоятельность через игру.

Игра - это удивительный мир, который позволяет раскрепоститься, окунуться в море эмоций, почувствовать себя сильным и слабым, вовлечься в соревновательный процесс, выразить точку зрения и при этом услышать другого. Даже взрослые люди, погружаясь в игру, снимают повседневные маски лидера, начальника, подчиненного - и становятся равноправными участниками игрового взаимодействия. А по окончании игры как правило чувствуют себя счастливыми, воодушевленными и полными сил.

Игра - очевидный и незаменимый источник развития любого ребенка. К сожалению, слепорожденный ребенок или потерявший зрение до трех лет, в отличие от своих нормально видящих сверстников, не включается в игру естественным путем. Это связано с тем, что нарушение зрения влияет в целом на психическое развитие. Окружающие незрячего ребенка люди: родители, бабушки и дедушки, воспитатели и др.- могут помочь ему познакомиться с процессом игры и включиться в него вместе со взрослыми.

В процессе игры незрячий ребенок одушевляет окружающие предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает окружающий мир. И здесь задача взрослых состоит в том, чтобы постоянно вовлекать в игру новые объекты и участников, чтобы помочь незрячему ребенку расширить свое представление о том, как выглядит внешний мир, почувствовать пространство вокруг, что особенно важно при нарушении зрения, усвоить связи между людьми, предметами, осознать свою роль в семье и в обществе. Так игра готовит незрячего ребенка ко вступлению во взрослую самостоятельную жизнь.

Тифлокомментарий: на цветной фотографии четыре мальчика играют в мяч. Они подбрасывают его и высоко прыгают, пытаясь поймать. На мальчиках разноцветные футболки и шорты. Они стоят босиком на траве, светит солнце. Вглубь уходит аллея из деревьев с зеленой листвой.

В процессе игры родителям необходимо стимулировать ребенка с нарушением зрения к выполнению самостоятельных действий, обхождению без помощи взрослого. Например, если во время игры предмет упал на пол, не обязательно бежать вперед ребенка его поднимать - позвольте ему сделать это самостоятельно, подсказав, с какой стороны от него лежит игрушка. Это позволит незрячему ребенку почувствовать себя сильным.

Незрячих детей необходимо включать в подвижные игры: именно они формируют пространственные представления, очень необходимые для дальнейшего самостоятельного передвижения и освоения новых пространств. Не стоит пренебрегать подвижными играми из опасений, что ребенок может упасть и удариться. Просто выбирайте просторные свободные площадки, где можно спокойно бегать. В таких играх важно использовать звуковые сигналы. Например во время игры в прятки ведущий, который идет искать других участников, может сопровождать свои передвижения хлопками или голосом, чтобы незрячий ребенок понимал, где он находится. Также в руках можно держать колокольчик или другой звучащий предмет.

Тифлокомментарий: на цветной фотографии ребенок лет трех босиком идет по деревянной дорожке. На нем серая в белую полоску футболка и клетчатые шорты. Впереди виднеются ноги мужчины и мальчика постарше. Около дорожки растет густая зеленая трава, светит солнце.

Как и другие ребята, незрячие дети любят и могут играть в мяч. Здесь главное - усвоить ориентиры. Чтобы малыш поймал мяч, сначала обратитесь к нему по имени, а затем скажите, что надо делать, например: «Катюша, лови мяч!» Услышав свое имя, ребенок настраивается на действие или получение информации, в то время как информация, посланная не адресно, без имени, часто не получает обратной связи. Когда незрячий ребенок бросает мяч кому-то из игроков, те должны хлопнуть в ладоши или, взяв в руки колокольчик, позвенеть им, тем самым дав ориентир. Поймав мяч, желательно подойти к ребенку и показать, что мяч находится в руках адресата. Незрячий ребенок испытает невероятное счастье и радость, когда убедится, что у него получилось кинуть мяч так, чтобы его поймали. Если вы уронили мяч, не скрывайте это от ребенка. Важно, чтобы он понимал, что здесь не всегда его промашка: не слишком проворным может быть любой игрок, в том числе и невнимательный ловец.

Важным аспектом игры с незрячим ребенком становится включение в нее близкого взрослого, который выступает образцом того, как нужно играть и что делать в той или иной ситуации. То, насколько ребенок приспособится к игре со зрячими сверстниками, зависит от того, как семья участвовала в развитии игровой деятельности.

Итак, игра стимулирует самое главное качество для развития мобильности незрячего ребенка – самостоятельность. Дорогие родители, ваш незрячий ребенок самостоятельный сегодня, счастливый завтра. Доступная игра – залог детского счастья! И помните: правила должны быть одинаковыми для всех, не нужно вводить никаких льгот - просто создайте универсальные условия доступности игры для всех ее участников.

Читайте другие статьи Ии Ростомашвили в ее авторском блоге на портале «Особый взгляд».