Информационный портал “Особый взгляд” публикует педагогический дневник актрисы, хореографа и куратора инклюзивной театральной школы “Инклюзион” Ларисы Никитиной. Она возглавила школу на втором годе ее существования, в феврале 2017 года. Напомним, что “Инклюзион.Школа” была создана в 2015 году группой педагогов и режиссеров ведущих театральных школ Москвы (Михаилом Фейгиным, Светланой Опаленик, Дмитрием Брусникиным, Михаилом Мокеевым, Ольгой Прихудайловой), продюсером и автором проекта Викторией Авдеевой при содействии фонда поддержки слепоглухих “Со-единение”. Перед вами третья часть заметок Ларисы. Все материалы сюжета смотрите здесь.
Из жизни
О каждом из ребят можно написать целую повесть - историю пути каждого в нашей театральной школе “Инклюзион”. У каждого за этот год случилось много маленьких побед, которые постепенно складывались в большой успех. Кто-то участвовал в создании крупных проектов, как спектакль «Прикасаемые» или «Живые картины». Кто-то осваивал весь год азы мастерства или участвовал в профессиональных театральных фестивальных проектах. Кто-то наравне с профессионалами готовится выйти на сцену в новой инклюзивной постановке – в спектакле «Гроза».
На фото: актриса Ирина Поволоцкая и хореограф Александра Рудик
Тифлокомментарий: две женщины в пустом помещении со стеклянной стеной. Ирина Поволоцкая в фиолетовом платье с фиолетовыми волосами протягивает левую руку в сторону и наклоняется за ней, отводя голову назад. Ее платье развевается от движения. Хореограф Александра Рудик стоит напротив в светлой кофте, черных легинсах и серебряных сапожках. Она отводит правую руку в сторону и откидывает голову назад. У дальней стены проходит металлическая лестница на второй этаж.
В конце 2017 года у нас состоялся цикл открытых «уроков». Первым был пластическо-вокальный перфоманс «Рождение» в рамках ночи искусств (Музей русского импрессионизма включил нас в основную программу). Вторым был показ эскиза спектакля «Гроза» и совместный урок двух педагогов по предметам «Музыкальная импровизация» и «Вокал-речь».
О последнем хочу рассказать отдельно. Урок проходил в антикафе «Зеленая дверь». Это уютное и гостеприимное место. К нашему уроку хозяева по-новогоднему его украсили. Мы пригласили на урок и гостей. Это были родители, друзья, волонтеры, педагоги. К чайному столу напекли пирогов, вообще закупили много всего вкусного. Мы так давно не собирались вместе с нашими друзьями! Все были просто счастливы и болтали без остановки. Непринужденная обстановка помогла ребятам освободиться от ненужного волнения (хотя, конечно, творческий трепет оставался).
На фото: фрагмент спектакля «Гроза».
Тифлокомментарий: на сцене 10 человек. Мужчина в центре в черной рубашке, черных брюках и с клетчатым галстуком протягивает руки к зрительному залу. За ним стоят еще двое мужчин и женщины. Две женщины в черной одежде монашек, остальные в светлых платьях прямого покроя. Они держат над собой ярко-голубые зонтики.
Первым был урок Вероники Затулы. Вероника практикует у нас всего два месяца, но уже есть успехи. Разминка, боди-перкашн (вокально-пластический тренинг, звучащие жесты - прим. ред.), «обвисана», «волна», «посылка» - наши важные и сложные ритмические упражнения. Бетховен с голосом и на бумвейкерах (трубки, издающие звуки при удаде - прим. ред.), «Братец Мартин» каноном и на трех языках с боди-перкашн. Активно включали зрителя, задали ему сложную задачку – почти никто с ходу не смог повторить ни одного упражнения! Когда же посадили гостей играть на трубках, то поймала себя на мысли: а ведь как выросли сильно!.. начинали тоже с этого – но с каким трудом и сплошными ошибками все давалось!..
Трудно давалось все абсолютно: держать ритм азбуки перкашн, собирать внимание на «посылке» и «обвисане», ловить «рыбку» дирижерской палочки. Да что там говорить, чтобы выполнить эти упражнения, нужно сначала поймать глазами партнера, а значит, выйти за первый круг внимания. Но это почти невозможно для слабовидящих и предельно трудно для ребят с ментальными особенностями. А теперь мы внимательно слушаем друг друга, мгновенно реагируем на дирижера, держим ритм и поем канон вместе. Ребята искренне веселились, глядя, как наши гости совершают попытки достичь их уровня…
На фото: студенты “Инклюзион.Школы”, фрагмент перформанса “Ярмарка”
Тифлокомментарий: на сцене семеро артистов. Все они одеты пестро, по-ярмарочному. Мужчина слева в тужурке, брюках и шапке, отороченной мехом, улыбаясь, поднимает правое колено и правый локоть вверх. Справа стоит плотный мужчина в тельняшке без рукавов с толстым желтым поясом на объемном животе. Он сжимает руки в кулаках. Перед ним на полу большая гиря. Женщина между ними в цветастой шали и валенках с аппликацией скосила глаза на тяжелоатлета. Остальные актеры на заднем плане заняты разговорами между собой.
Во второй части вечера был урок Алины Ивах. Этот урок состоял из речи-вокала, нашего «звуко-извлечения», о котором нужно говорить отдельно. Выдали всю обойму: разминка, скороговорки (посылали через зал), цикл стихотворений Блока, песни. Конечно, ребята просто поразили своим проникновением в поэзию, способностью эмоционально переживать, удерживать ритмическую основу стихотворения. Макс, как всегда, достойно завершил: прочитал стихотворение собственного сочинения, подражая стилю известного поэта. Это уже второй подарок - первым был Маяковский! Песни мы пели вместе с гостями, пели голосом и жестами, одну за другой. А Настя дополнительно к программе выучила еще одну ‑ и спела с мамой на французском!
В завершение вечера пили чай, общались, строили планы.
* * *За этот период ребята выросли в главном - в своем умении преодолевать страх публичности. Ушла неуверенность в своих силах, выросли крылышки, и даже крылья! Коммуникация в группе хорошая, надежная: ребята по-настоящему дружат, всегда готовы поддержать, помочь, выслушать, а это очень важно! (Конечно, не обходится без мелких конфликтов. Например, Настя и Вася на уроках находятся почти всегда в ситуации спора друг с другом, зато после занятия могут идти вместе и спокойно болтать о чем-то, пишут друг о друге сказки - так вот). Студенты с ментальными особенностями быстро выходят из своей «коробочки», уже смотрят в глаза партнеру, откликаются на изменения в настроении и ритме упражнения. Внимательно слушают и слышат задание, выполняют не формально и сухо, а фантазируют, добавляют, включают свое и себя. Приносят на уроки много материала для осмысления, как это можно использовать и развивать. Доверяют друг другу, а значит и способны двигаться дальше, командой. В театральной практике это очень важные вещи. Конечно, важна и актерская техника, без нее никуда, но способность действовать сообща, двигаться командой – высшая ценность, которая позволяет решать и в будущем сложные творческие задачи.
На фото: актер Никита Паничев и режиссер Михаил Фейгин
Тифлокомментарий: режиссер Михаил Фейгин - мужчина средних лет с пышной шевелюрой и аккуратной бородой, в клетчатой рубашке и бежевых брюках - направляет правую руку и взгляд на актера Никиту Паничева, который с улыбкой протягивает левую руку навстречу. Это высокий молодой человек с выпирающим вперед подбородком. Он одет в белую рубашку, голубую жилетку и серые брюки. В правой руке он держит листы бумаги. На заднем плане - фигуры двух женщин и двух мужчин.
Кстати, о технике. Если бы у нас в практике существовала оценочная шкала, я бы всем поставила технические пятерки. Потому что буквально каждый совершил огромный прыжок в преодолении своих несовершенств и трудностей: в речи, в теле, в коммуникации. У всех разные трудности и проблемы: кому-то нелегко дается проговаривание, а кто-то не способен скоординировать свои руки с ногами, у кого-то нет слуха, зрения, а у кого-то ‑ лишний вес, эмоциональная неустойчивость, эпилепсия…
То, что казалось невозможным год назад, сейчас – реальность. Эти маленькие и большие победы ‑ каждого и всех вместе ‑ вдохновляют.
Все материалы сюжета читайте здесь.