Кандидат психологических наук, доцент, тифлопсихолог Ия Евгеньевна Ростомашвили занимается вопросами инклюзии в трудоустройстве и образовании и создания доступной среды в учреждениях культуры для людей с нарушением зрения. В своей колонке на портале «Особый взгляд» она рассказывает о выстраивании диалога с незрячими и слабовидящими людьми в семье и обществе. На этой неделе читайте о проблемах восприятия незрячих людей современным обществом и путях их решения.
Известный западный психолог Абрахам Маслоу, представитель гуманистической психологии конца ХХ века, одной из потребностей человека выделял потребность быть принятым, востребованным обществом, полезным, нужным. Каждый человек по своей сути нуждается в социальном одобрении и поддержке, желает быть услышанным, хочет, чтобы его точку зрения уважали, его взгляды и убеждения учитывали. Также человеку присущи и определенные ожидания: в ответ на свои действия и высказывания он ждет соответствующей реакции окружающих. А когда отклика нет, зачастую наступает разочарование. Возникает вопрос: как бороться с такими разочарованиями, предотвращать их и быть толерантным к разным, порой непредсказуемым реакциям других людей?
Все это относится и к людям с нарушением зрения. Быть востребованным, адекватно воспринятым и полезным обществу – такие же естественные потребности, как и у всех остальных представителей социума.
Зачастую сталкиваешься с довольно парадоксальным, мифическим представлением общества о жизни, способах общения, формах проявления и распознавания эмоций, а также мобильности и даже интеллектуальных способностях людей с нарушением зрения. Социальные стереотипы, во власти которых находится современное общественное сознание, препятствуют адекватному восприятию людей с нарушенными зрительными функциями. Можно сказать, что информация о такой категории людей избыточная, но, как правило, надуманная, искаженная, предвзятая, неправдоподобная. Раньше даже можно было услышать такой анекдот: если пообщаешься с незрячим человеком, то наутро обязательно заразишься его недугом.
Тифлокомментарий: в центре изображения стол. Справа и слева от него два стула с эргономичными сиденьями на тонких наклоненных металлических ножках. Они стоят перед матовой стеклянной перегородкой, сквозь которую пробивается дневной свет. Выше перегородки окна, разделенные на маленькие прямоугольные сегменты и частично закрытые светлым полотном.
Помимо ошибочных стереотипов, присущих в основном тем, кто никогда не сталкивался с незрячими людьми ни в работе, ни в искусстве, ни где бы то ни было, нужно отметить безразличие общества к людям с нарушенными зрительными возможностями - отсутствие интереса и желания прояснить свое отношение к ним. Те же представители общества, которые и пытаются что-то узнать о незрячем человеке, к сожалению, зачастую ходят вокруг да около, словно боясь проникнуть в суть вопроса, касаясь его лишь поверхностно.
Не добавляет ясности и то, что определенные организации, компании и ресурсные центры проводят семинары и курсы повышения квалификации специалистов в области взаимодействия, этики общения, оказания помощи и сопровождения людей с нарушением зрения, не имея профессионального опыта, компетентности в сфере тифлопсихологии и не вникая в суть вопроса, а лишь ориентируясь на поступающий запрос. И данная тенденция, выраженная сегодня довольно ярко, способствует формированию неадекватного, зачастую искаженного представления общества о незрячем человеке. А это, в свою очередь, провоцирует непонимание, избегание и напряженность в процессе взаимодействия с ним.
Практика показывает: лишь вступая в непосредственный контакт с незрячим человеком и ведя с ним полноценный диалог, можно убедиться в том, что он может быть интересным, эмоционально реагирующим, жизнерадостным, начитанным, эрудированным - как и в случае со зрячими людьми, в зависимости от его образованности.
Тифлокомментарий: крупным планом нижняя половина лица женщины от носа до шеи. Она прижимает к левому уху небольшой серебристый телефон и слегка улыбается. Темные распущенные волосы лежат на плечах. Видна рубашка защитного цвета. За спиной женщины - яркая зелень.
Вот идет диалог по телефону. Незрячий абонент сообщает собеседнику о своем состоянии зрения, на что тот реагирует словами: «Надо же, вы незрячий человек, а у вас такая светлая голова, с вами так легко и интересно общаться! Вы так великолепно владеете материалом и рассуждаете…» Возникает недоумение: а чем вызвана реакция? Как связаны эрудиция и состояние зрения? Почему незрячий человек не может обладать теми навыками и знаниями, которыми обладает? Что в этом удивительного?
Приведу в пример еще одну ситуацию, в которой часто поневоле оказывается самостоятельный незрячий человек, ведущий активный образ жизни и имеющий годами выработанную систему взаимодействия с окружающей действительностью. Передвигаясь по определенному маршруту, остановившись для уточнения некоторых деталей (идентифицировать окружающие звуки, осмотреть ближайшие объекты, проверить информацию в телефоне и др.), проявляя при этом на лице сосредоточенность (а глазами окружающих - внешнюю растерянность и беспомощность),он провоцирует тем самым неадекватную реакцию со стороны людей, стремящихся оказать невостребованную в данный момент помощь. «Я знаю, куда вам нужно идти», «Я спущу вас вниз на платформу, вам же именно туда надо…» - подобные фразы в сопровождении нелепых действий вроде хватания незрячего за руку и попыток его куда-то вести возникают от незнания и нежелания удостовериться, действительно ли незрячий человек в данный момент нуждается в помощи, зачастую придуманной из-за неверия в его мобильность.
Все это отражает неустойчивый, постоянно поддающийся сомнению социальный статус незрячего человека. Когда, наконец, социум, употребляя термин «инвалидность», перестанет вкладывать в него понятие неполноценности? Возможна ли в нашем обществе система отношений, в рамках которой незрячий человек воспринимается и принимается как полезный, трудоспособный, равноправный во всех смыслах этого слова гражданин своего государства? Это процесс, безусловно, двусторонний. Как само общество должно выработать намерение идти навстречу, пытаясь глубже понять людей с инвалидностью и оказывая помощь лишь при необходимости, так и люди, имеющие нарушение зрения, должны шаг за шагом постепенно преодолевать барьеры восприятия, тем самым помогая обществу иначе взглянуть на ситуацию.
Как же можно к этому прийти? С одной стороны, незрячий человек, ориентируясь на свои ресурсы и ставя перед собой определенные цели, должен нести ответственность как за себя, так и за свои выборы в жизни, а не перекладывать эти обязательства на других. И здесь хотелось бы привести слова одного незрячего студента-первокурсника: «Для того чтобы приобрести авторитет и уважение однокурсников и преподавателей, я должен быть на голову выше всех остальных студентов, в связи с этим я должен выдвигать по отношению к себе очень высокие требования. Тогда меня ждет успех».
Другая сторона медали – это готовность общества. Как справиться с закостенелыими стереотипами и преодолеть мифичность восприятия ограниченных зрительных возможностей?
По возможности вступать в живой контакт с незрячим человеком, при этом видя в нем истинную личность, а не следуя нелепым представлениям, когда-то сформированным, может быть, не по своей воле;
Получать знания о людях, живущих в условиях зрительной депривации, не по каналам средств массовой информации, которые также искажают действительность, а обращаясь к профессиональной литературе, специалистам данной области;
Преодолевать сформированное первое впечатление о незрячем человеке. Феномен первого впечатления в социальной психологии рассматривается как активный механизм восприятия человека человеком, который преодолевается, если партнеры по общению в этом заинтересованы. Это способствует конструктивному взаимодействию и взаимопониманию, а значит, является залогом успеха в общении.
Позволю закончить статью словами народной мудрости: «Не посеешь – не пожнешь!»
Читайте другие колонки Ии Ростомашвили в авторском блоге на портале «Особый взгляд».