Тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает о том, как правильно составлять пешеходные маршруты для незрячего человека. В этой статье речь пойдет об обучении — с чего его начать и как завершить. Первая часть материала, посвященная ориентирам на маршруте, доступна по ссылке.
Механически заученные маршруты
Как мы уже говорили, незрячие пешеходы бывают разные. Людей, которые передвигаются только по заранее заученным маршрутам и которые не представляют, как выглядит пространство вокруг них, специалисты по ориентированию и мобильности называют «маршрутными пешеходами». Человек в такой ситуации является «прикованным» к маршруту. Если «маршрутный пешеход» случайно отклонится от маршрута, то может заблудиться и не вернуться самостоятельно на маршрут.
Даже если вы просто помогаете незрячему человеку выучить маршрут, то расскажите ему о том, что окружает вас в конкретных точках маршрута.
Составление маршрута
Тифлокомментарий: цветная фотография. Городская улица. Мужчина с белой тростью переходит трамвайные рельсы. Он идет по тактильным направляющим, которые расположены в центре пешеходного перехода.
Сначала пройдите по маршруту самостоятельно, посмотрите разные варианты и выберите оптимальный — на нем должно быть минимум сложностей, максимум направляющих и т. д.
Затем маршрут нужно разбить на блоки — от ориентира до ориентира. В качестве них могут служить повороты бордюра, ступени, бордюр вниз или вверх, проезд, перекресток и т. д.
Старайтесь проложить маршрут так, чтобы постоянно была направляющая. Когда человек освоится на маршруте, то может отказаться от использования направляющей. Если незрячий пешеход умеет пересекать открытое пространство и спокойно себя при этом чувствует, то в маршрут можно включить элементы пересечения холла, площадки во дворе и т. д. Если у него имеются дополнительные нарушения, он имеет свойство отклоняться в сторону или просто чувствует дискомфорт при пересечении открытого пространства, то маршрут следует продумать так, чтобы избежать его пересечения. В таком случае линия из бордюров, смена фактур и т. д. представляет одну почти непрерывную линию от точки А до точки Б.
Для каждого человека будут свои критерии безопасности и эффективности. Для одного безопасность — отсутствие пересечения проезжей части или передвижения по проездам. Для других эффективнее пересечь проезжую часть или проехать остановку на общественном транспорте. Кто-то предпочтет сократить путь и пересечь открытое пространство, кто-то лучше пройдет лишние метры, но будет использовать направляющую постоянно и т. д.
Как мы уже говорили, маршрут должен быть предварительно разбит на блоки для упрощения заучивания. Длина блока зависит от многих факторов. Если человек имеет опыт и навыки самостоятельного передвижения и хорошую память, то блоки могут быть длинными. Более того, если маршрут достаточно простой, то его можно не делить на блоки, так как человек сможет его запомнить за один или несколько проходов.
Что делать, если вы не можете самостоятельно выбрать удобный вариант маршрута
Иногда на составление хорошего маршрута может понадобиться несколько часов или дней. Можете заранее обсудить с незрячим человеком, передвигался ли он уже по данному маршруту, по какому маршруту ходят его родственники. Если есть принципиально разные варианты прохождения, то лучше использовать уже знакомый или тот, который используют родственники и друзья, если этот вариант безопасен и удобен для незрячего пешехода. Если используемый семьей вариант небезопасен, то следует продумать другой маршрут и показать его семье, обязательно объяснив, почему вы остановились именно на этом варианте.
Если же вы сами не можете выбрать подходящий вариант, то можно обратиться к опытным инструкторам по ориентированию и мобильности или к активным незрячим пешеходам в вашем городе. Если такой возможности нет, то можете обсудить варианты с самим учеником. Попробуйте их вместе с ним и выберите оптимальный.
Иногда педагогу кажется, что он выбрал идеальный маршрут и ориентиры, но во время обучения может оказаться, что незрячий человек не чувствует фактуру, плавный поворот бордюра и т. д. Ничего страшного в этом нет, нужно предложить другой вариант. Мы рекомендуем всегда при проработке маршрута иметь запасные варианты.
Если вы обучаете человека маршруту, по которому ему предстоит часто и долго передвигаться, то после изучения основного варианта постарайтесь дать запасные. На основном маршруте может быть ремонт и другие неприятности, будет лучше, если человек будет знать пути обхода.
Обучение
Пройдите маршрут сначала в сопровождении, в этот момент желательно, чтобы незрячий человек активно использовал белую трость. Во время прохождения маршрута с сопровождающим у незрячего пешехода складывается представление о маршруте, его форме, продолжительности.
Когда начинаете обучение новому маршруту, озвучьте незрячему человеку четкую инструкцию действий от исходной точки до конца блока. Блок должен заканчиваться в безопасном месте. Выглядеть это должно примерно так: «Ты сейчас стоишь спиной к своему подъезду, найди справа бордюр. Используя технику слежения „Постоянный контакт“, следуй вдоль него, пока бордюр не повернет направо. Как только почувствуешь, что бордюр повернул, остановись».
Далее попросите человека повторить инструкцию. Это позволит вам убедиться, что человек ее понял и запомнил. Если незрячему человеку достаточно пройти один раз этот отрезок маршрута для того, чтобы его запомнить, если человек хорошо определил ориентир в конце блока, то можете переходить к следующему блоку. Но если человек испытывает трудности при определении ориентиров, отклоняется на каком-то участке маршрута, то не следует переходить к следующему блоку. Необязательно изучать все блоки маршрута за один раз.
Изучите первый блок, затем второй. После этого вернитесь в первоначальную точку и пройдите первый и второй блок подряд. Если это получилось хорошо, то изучайте следующий блок.
Старайтесь не делать слишком коротких блоков. Чем больше коротких блоков, тем сложнее их собрать в один маршрут, всегда исходите из возможностей конкретного человека.
Можно ли позволить незрячему пешеходу заблудиться на уроке
Тифлокомментарий: цветная фотография. Высокий молодой мужчина стоит на тротуаре. Левой рукой он нажимает на кнопку вызывного светофора, в правой руке — белая трость, выставленная вперед.
Да, если маршрут более или менее освоен. Когда у незрячего ученика только формируется представление о маршруте, то при отклонении его нужно сразу возвращать на маршрут. Позже, особенно если имеются сложные места, нужно позволить ученику отклониться, подождать, когда он сам поймет, что отклонился (некоторым родителям и педагогам это сделать сложнее всего, так как возникает желание сразу сообщить человеку). Побеседуйте с учеником: как он понял, что отклонился, по каким признакам. И самое важное, попробуйте не давать ученику сразу готового решения, как вернуться на маршрут. Анализируйте ситуацию вместе.
Когда стоит отпустить
Какое положение инструктора или любого другого помощника должно быть относительно незрячего человека во время изучения маршрута? На первоначальном этапе обучения инструктор или любой другой человек, который помогает выучить маршрут, находится рядом. Во время этого этапа незрячему человеку можно давать дополнительные инструкции, описание пространства. Просите незрячего человека озвучивать свои размышления.
Дальше план действий зависит от того, сколько у вас времени на изучение маршрута, возраста обучаемого и его уровня владения навыком самостоятельного передвижения.
Если вы обучаете ребенка или человека с низким уровнем навыков, то после того, как он более или менее освоился на маршруте, можно перейти к следующему этапу: перемещению на расстоянии. Вы идете в
Когда маршрут выучен, если позволяет время и ситуация, то можно перейти к последнему этапу, который называется «слежка». На этом этапе ученик не знает, что вы за ним наблюдаете. Как это можно организовать? Предложите незрячему человеку самостоятельно прийти в точку Б для изучения маршрута обратно. Или приходите на занятие раньше, чтобы понаблюдать, как человек передвигается самостоятельно, когда его никто не контролирует. Тут вы можете увидеть, как он использует трость, сколько трудностей испытывает, использует ли сопровождающих и т. д.
Если ученик имеет высокий уровень ориентирования, то два последних этапа можно пропустить. Иногда достаточно просто показать и объяснить маршрут, несколько раз его пройти.
Добавим, что наличие тактильной карты маршрута облегчает его изучение и сокращает время обучения.
Маршрут должен отвечать следующим требованиям:
Безопасность.
Оптимальность.