Бийский Центр реабилитации слепых ВОС был создан в 1953 году как сельскохозяйственная учебно-производственная мастерская, где потерявшие зрение люди могли освоить одну из сельскохозяйственных профессий. Но быстро развивающиеся предприятия ВОС привлекали незрячих людей комфортными условиями труда и высокой заработной платой, так что они, минуя колхозы, стремились трудоустроиться именно туда.
Для того чтобы работать на предприятии и жить в городе, людям с инвалидностью по зрению необходимо было хорошо ориентироваться в пространстве и быть самостоятельными в быту. Для решения этих задач в 1963 году Бийская сельскохозяйственная производственная мастерская была преобразована в Школу восстановления трудоспособности слепых, где учащиеся начали успешно осваивать социально-бытовые навыки.
В середине
Сегодня Бийский центр реабилитации оказывает помощь незрячим людям, проживающим в регионах Урала, Дальнего Востока, Сибири. Это современное учебное заведение, в котором трудится коллектив высококвалифицированных специалистов, преданных своему делу.
О том, как сегодня работает центр, а также о перспективах развития образовательных программ для незрячих людей «Особому взгляду» рассказал его директор Артем Анатольевич Астанин.
— Сколько человек может принять на обучение Бийский реабилитационный центр?
— Сегодня мы работаем по двум основным направлениям: социальная реабилитация и профессиональная подготовка. В течение года обучение у нас проходят не менее 170 человек. Профессиональную подготовку получают только те, кто успешно завершил курс социальной реабилитации. До недавнего времени пройти профессиональную подготовку в ЦРС ВОС незрячий человек мог только один раз в жизни, но с конца 2019 года были внесены изменения в Правила приема, и освоить новую профессию возможно раз в пять лет.
— Кто и где может получить путевку в центр?
— Распределение путевок в соответствии с Правилами приема в ЦРС ВОС осуществляют региональные организации ВОС. Любой человек с инвалидностью по зрению может обратиться в местное или региональное отделение общества слепых и написать заявление с просьбой о предоставлении ему путевки в реабилитационный центр.
Обычно в мае к нам поступает информация о людях, которые приедут в следующем учебном году. Так что очередь большая, и иногда желающие попасть в наш центр вынуждены ждать несколько лет. Правда, бывает, что люди, ожидающие своей очереди, по какой-либо причине отказываются ехать, тогда те, кто стоял в очереди дальше и готов в короткий срок собраться, едут вместо них. Конечно, большинство обучающихся хотят приехать в летние месяцы, мы это прекрасно понимаем и стараемся варьироваться.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторное помещение для досуга со светлыми стенами. За двумя небольшими деревянными столами сидят женщины и мужчины средних лет в повседневной одежде. Некоторые из них — в темных очках. В глубине комнаты лицом к остальным сидят женщина и мужчина в темных очках. На столике перед ними стоит открытый ноутбук.
— Какие дисциплины проходят учащиеся в центре и как построен учебный процесс?
— Мы — частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, наши образовательные программы разработаны в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и адаптированы для инвалидов по зрению.
На отделении социальной реабилитации мы реализуем дополнительные общеразвивающие программы, основной из которых является программа по социальной реабилитации. В течение двух с половиной месяцев незрячие и слепоглухие учащиеся проходят обучение по шести основным дисциплинам: пространственная ориентация, физическая культура, система Брайля, домоводство и самообслуживание, рукоделие и деревообработка. Рукоделие чаще выбирают женщины, а деревообработку — мужчины. Хотя стабильно одна-две девушки в год заявляют о своем желании заниматься столярным делом. Как раз недавно у нас выпустилась ученица из Якутской региональной организации ВОС, изучавшая деревообработку в рамках курса социальной реабилитации и затем прошедшая курс профессиональной подготовки по профессии «Столяр». Мы даже подготовили видеоролик презентации ее достижений в этой профессии для VI Национального чемпионата «Абилимпикс».
Обучение по адаптированным программам профессиональной подготовки длится до пяти месяцев. В настоящее время у нас реализуется шесть таких программ:
- Вязальщик (по видам — вязание крючком, на спицах, плетение узлами макраме).
- Мастер по бисероплетению.
- Обувщик по ремонту обуви.
- Мастер по обработке цифровой информации.
- Переплетчик.
- Столяр (мастер по столярно-мебельному делу).
После прохождения одного из этих курсов незрячий человек получает документ, подтверждающий его профессиональную подготовку.
— Повлияла ли пандемия COVID-19 на работу центра и каким образом?
— Конечно, 2020 год внес свои коррективы в нашу работу. Были ограничения в передвижении и проведении очных мероприятий, но все это позволило нам сделать шаг вперед и создать онлайн-школу Бийского филиала ЦРС ВОС, которая оказалась востребована.
Мы начали обучать специалистов региональных и местных организаций ВОС по программе «Организация реабилитационного сопровождения инвалидов по зрению». Сейчас заканчивается подготовка группы из 26 человек, а с 15 января стартует второй поток, в котором примут участие уже более 40 специалистов.
Онлайн-школу необходимо развивать, и в настоящее время мы ведем разработку четырех (пяти) программ профподготовки, которые будут реализовываться в очно-заочном формате. Освоить можно будет профессию консультанта по развитию цифровой грамотности населения. Выбор подготовки специалистов в этом направлении был обусловлен вопросами, которые нередко задают нам наши выпускники. Они спрашивают: «Могу ли я открыть в своей организации ВОС компьютерный кабинет? Могу я преподавать компьютерную грамотность?» Формально — нет. Профессия «Мастер по обработке цифровой информации» не предполагает, что человек может передавать свои знания другим людям, а вот консультант по развитию цифровой грамотности населения может.
Помогать на местах людям с инвалидностью по зрению смогут и специалисты, закончившие обучение по программе подготовки Ассистентов (помощников) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Эти услуги оказываются организациями, которые входят в реестр социально значимых организаций, и специалисты, которых мы будем выпускать, смогут оказывать такие услуги. Они будут оказывать помощь в организации бытовой реабилитации незрячих людей на местах, помогать им в освоении навыков ориентирования в пространстве. И такой запрос из регионов есть. Многие незрячие люди не могут приехать к нам на обучение в силу возраста или здоровья, но при этом остро нуждаются в реабилитации и в помощи для активной жизни. Именно в таких случаях нужна организация ситуационной помощи и нужны специалисты, которые смогут грамотно ее оказать.
Не менее актуальна и еще одна из наших запланированных программ — программа социального предпринимательства, в рамках которой мы планируем осуществлять подготовку наших выпускников отделения профессионального обучения. Мы расскажем столярам, обувщикам, переплетчикам и другим мастерам, как можно стать самозанятым предпринимателем, какие шаги для этого нужно сделать, как вести свое дело, какую помощь государство оказывает таким предпринимателям. Мы полагаем, что в настоящее время этот курс для части наших выпускников может стать реальным вариантом обеспечения занятости. Конечно, мы не рассчитываем на то, что все, прошедшие обучение по данной программе, станут предпринимателями, начнут зарабатывать существенные деньги, но те, у кого есть предпринимательская жилка, получат нужную информацию, исчезнут их психологические барьеры.
Еще одна программа профессиональной подготовки, которую мы готовим, называется Специалист по работе в социальных сетях и интернет-продвижению. Обучение по этой программе будет способствовать успешному продвижению продукции и услуг наших выпускников среди потенциальных пользователей. Этот курс будет полезен и работникам местных организаций и предприятий ВОС, которые тоже ведут страницы организаций в социальных сетях. Конечно, получить информацию об этом можно в интернете, но информация эта может быть платной или недоступной для прочтения незрячими людьми. По этой причине мы и ведем работу по созданию такого курса, часть наших преподавателей прошла профессиональную переподготовку по направлению создания контента и развития страниц в социальных сетях, и они готовы передавать свои знания учащимся.
Все эти программы будут реализованы в очно-заочном формате. По завершении обучения выпускники получают свидетельства о присвоении им профессии рабочего, должности служащего.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний день в сквере. Вдоль парковой асфальтированной дорожки в ряд стоят пятеро мужчин в спортивной одежде и обуви. Трое из них плотного телосложения в темных очках, остальные — худощавые подростки. Каждый выполняет упражнение с длинной деревянной гимнастической палкой: держит на вытянутых руках перед собой или заводит за спину. Один из подростков тренируется под руководством инструктора. На заднем плане — парковая скамейка, несколько зеленых деревьев.
— На каких платформах планируется проводить дистанционное обучение?
— Мы долго выбирали удобную и доступную для незрячих людей платформу. У нас было к ней несколько требований: возможность размещения информации в разных форматах, доступность по стоимости и доступность в использовании учащимися с инвалидностью по зрению. К примеру, мы обратили внимание на информационную платформу, разработанную одним из резидентов Сколково, но стоимость ее оказалась для нас запредельной. В итоге мы выбрали платформу дистанционного обучения «АнтиТренинги». Стоимость ее демократичная, на ней легко размещать информацию, а, главное, она доступна незрячим пользователям. Интерфейс платформы простой и понятный, а разработчики ее оперативно откликаются на наши вопросы и замечания. Мы надеемся, что эта платформа позволит нам в полной мере реализовать разработанные нами дистанционные обучающие курсы, которые, в свою очередь, помогут людям с инвалидностью по зрению стать успешными специалистами в нашем современном мире.