Руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева — об итогах 2020 года и планах на будущее

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На ярко-желтом фоне стоят ведущий, молодой человек в белой футболке и сиреневой рубашке с длинным рукавом, и руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева. На них головные микрофоны. Ксения — изящная блондинка с прямыми волосами чуть ниже плеч. На ней черный топ с круглым вырезом и бежевый костюм-двойка. Ксения улыбается, обращаясь к зрителям, немного разводит руки на уровне талии.

Занятия по ориентированию и компьютерной грамотности, кулинарные курсы для людей с нарушением зрения, гранты для театров и музеев — эти и другие проекты в уходящем году запустила программа «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Ее руководитель Ксения Дмитриева подвела итоги года и рассказала о планах на будущее.

— 2020 год подходит к концу. Расскажите, пожалуйста, какие задачи стояли перед программой «Особый взгляд» в этом году и удалось ли их реализовать.

— Так получилось, что мы немного предугадали переход всего мира в онлайн. Еще в 2019 году была проведена большая работа по перестройке нашего портала с целью начать предоставлять поддержку напрямую людям с инвалидностью по зрению или их близким (ранее мы в основном оказывали помощь через другие организации). Кроме того, мы подготовили пул новых проектов, направленных на реализацию, саморазвитие и интеграцию в общество людей со слепотой. Все эти проекты можно объединить словом абилитация, то есть — система мероприятий, направленных на формирование новых навыков у незрячих людей. Эти проекты новые. Запустили мы их в мае 2020 года, в самый разгар пандемии. Часть из них связана с онлайн-форматом, часть требует очного присутствия. Что важно — вся поддержка фактически доставляется в место проживания наших благополучателей. Мы назвали это уберизацией благотворительности. Благополучатель оставляет заявку на портале, мы ее обрабатываем и «доставляем» поддержку.

Кроме того, большой блок работы был отдан второму крупному направлению, оно является продолжением меценатской поддержки, которую оказывает наш фонд «Искусство, наука и спорт». Это адаптация культурной среды для незрячих людей. В этом году было несколько грантовых конкурсов для театров, музеев, специалистов по тифлокомментированию. Мы выдали денежные средства 33 театрам, обучили 15 специалистов по тифлокомментированию (теперь их 122 человека на всю Россию), выдали оборудование для тифлокомментирования в 7 театров. 11 музеев выиграли серию тактильных моделей, которые мы создаем самостоятельно при участии Студии Шу. Пандемия немного помешала нашим планам, скорее всего, эти модели будут доставлены в театры уже только в начале 2021 года.

— Как повлияла пандемия на деятельность программы?

— Эпидемиологическая ситуация повлияла практически на все благотворительные фонды. Безусловно, она коснулась и нас, но, на наш взгляд, не так сильно. Из хорошего — наличие проекта «Дистанционные занятия по компьютерной грамотности» позволило нам оказывать поддержку в самый жесткий локдаун. На остальные практические занятия мы собирали заявки до конца лета и ждали, что ситуация улучшится. Мы провели несколько выездных мероприятий, но, к сожалению, часть групп на практические занятия, которые должны проходить офлайн, мы перенесли на 2021 год. Это связано не столько с нашей неготовностью, сколько с социальной ответственностью и страхами самих благополучателей выходить на групповые мероприятия.

Самым большим изменением, которое мы предприняли, стал перенос форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд. Регионы», который должен был проходить в Казани в ноябре 2020 года.

Фото: предоставлено Воронежской областной специальной библиотекой для слепых им. В.Г. Короленко.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Девочка-подросток стоит в светлом помещении и держит на уровне груди брайлевский дисплей. Это небольшая черная клавиатура с крупными синими кнопками. Девочка улыбается. У нее вьющиеся густые волосы выше плеч, расфокусированный взгляд, очки в красно-черной оправе. Девочка одета в белый свитшот с аппликацией из пайеток. На заднем плане стоит офисная мебель, стеллаж с папками и игрушечными пирамидками разных размеров.

— Расскажите, пожалуйста, о главных проектах этого года. Появились ли у программы новые направления деятельности?

— Во время карантина первой волны мы совместно с инклюзивным проектом Everland, который трудоустраивает людей с инвалидностью, провели исследование по доступности сайтов. Всего у нас было протестировано 75 сервисов и около 200 приложений и сайтов.

Мы тестировали сайты с точки зрения логики пользователей с разным уровнем квалификации. Сейчас на портале в разделе «Исследования» есть результаты, где госструктуры и бизнес могут посмотреть, что им следует доработать, чтобы стать доступными.

Это исследование было очень важным для нас и для сообщества. Люди с инвалидностью находятся на «самоизоляции» большую часть жизни. Многие из них не выходят из дома из-за неготовности инфраструктуры, социума, из-за страхов. Этот проект не только служил практической цели — найти ошибки и указать на них профессиональному сообществу, — но и должен был показать, что люди с инвалидностью живут в таком режиме достаточно много времени и очень нуждаются, чтобы все сервисы, которые работают онлайн, были доступными.

Существует ГОСТ о доступности сайтов, но, к сожалению, пока он носит рекомендательный характер.

— А насколько уникально это исследование?

— Исследование проводилось с нуля. У нас не так много организаций, которые проводят подобные исследования и занимаются цифровой доступностью на системной основе. Есть UsabilityLab, «Рубикон» и Everland. Это три организации, которые имеют систему добровольной сертификации — документ, который разрешает им ставить штамп «Доступно». Руководил нашим исследованием незрячий веб-разработчик Артем Плаксин. Он также делал материал для нашего портала о том, как найти грамотного специалиста на тестирование сайта.

— В мае вы перезапустили информационный портал «Особый взгляд». Расскажите, пожалуйста, как проходила работа над новой версией портала и какие задачи стояли перед вами.

— В первую очередь нужно было сделать портал удобным и доступным для незрячих людей. Мы собрались командой, где присутствовал разработчик, тифлопедагог и двое незрячих специалистов по доступности сайтов Анатолий Попко и Алексей Любимов. С ними мы решали, что же будет на портале, в какой логике и последовательности подавать информацию для того, чтобы это было удобно всем, в том числе и зрячим пользователям. После создания прототипа и технического задания шла уже индивидуальная работа разработчиков, а потом, конечно же, портал вновь тестировали незрячие специалисты. Для нас очень важно, чтобы незрячий человек самостоятельно мог работать с интерактивной частью портала: отправлять заявку, подстраивать портал под себя, выбирая, вывод какой информации ему необходим.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Человек изучает тактильную картину в широкой темной раме. Пальцы левой руки осторожно исследуют цветное рельефное изображение горного пейзажа: серые и коричневые горы и нависающие над ними слоистые облака.

— Как отреагировали читатели на перезапуск?

— В этом году стало больше посещений — на 24%. Наша гипотеза, что на то есть три причины: люди стали больше проводить времени онлайн, целевая группа благополучателей нашла на портале свою практическую пользу, ну и, конечно, наши усилия по продвижению не были потрачены впустую. Что касается изменения архитектуры сайта, безусловно, незрячим пользователям, которые читают нас постоянно, необходимо было освоиться, ведь они привыкли к старой версии.

— Еще одно крупное событие — фестиваль социального театра «Особый взгляд. Регионы» в Казани. Расскажите, пожалуйста, почему фестиваль был посвящен именно Приволжскому федеральному округу? Сколько заявок поступило от местных коллективов?

— В 2019 году, когда мы провели первый форум-фестиваль социального театра в Москве, мы начали думать, что же делать дальше. Мы понимали, что фестиваль должен проходить регулярно. Совместно с центром поддержки творческих проектов «Инклюзион» мы решили, что для становления социального театра нужен комплексный подход, в том числе поддержка отдельных регионов.

По этой причине мы решили развивать сообщество, но покрыть всю страну за один раз сложно. Поэтому раз в два года фестиваль будет всероссийским и будет проходить в Москве, а раз в два года, между всероссийским форматом, станет охватывать один из федеральных округов. В этом году мы не провели фестиваль, но успели принять заявки на участие. На образовательную программу подали заявки 54 участника, на театральную свои спектакли подали 43 коллектива, еще были заявки на междисциплинарную программу, это формат для тех, кто делает околотеатральные практики — перформансы, инсталляции и так далее. А еще мы провели конкурс «Продолжение следует» и выбрали 5 победителей, которым достанутся денежные средства на работу над проектами.

Почему Приволжский федеральный округ? Мы выбирали между Казанью и Калининградом, но у нас обширный опыт работы именно с Приволжским федеральным округом — это Нижний Новгород, Казань, Ижевск и другие города. Мы понимаем, что там активное сообщество, в котором уже есть много партнерств. Например, в Казани партнером фестиваля стал фонд «Живой город». Поэтому мы решили проводить фестиваль именно в этом федеральном округе. Безусловно, мы пойдем дальше — другие федеральные округа не останутся обделенными.

— Вы пока не думали, в каких еще городах организовать фестиваль?

— Дело в том, что у нас большие задачи на 2021 год. Если позволит эпидемиологическая ситуация, мы проведем 25-28 марта фестиваль в Казани, а осенью — в Москве. Я думаю, что только после этого мы сможем выдохнуть и понять, куда нам двинуться дальше.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный день. У подножия лестницы стоят трое: женщина, мужчина и короткостриженый мальчик лет семи. Взгляд мальчика расфокусирован, в правой руке он держит белую трость. Он одет в спортивную кофту, джинсы, красные кроссовки. Слева от него стоит белокурая женщина в замшевых сапогах и зеленом платье. Она направляет правую руку ребенка, вместе они изучают тактильную карту. Справа от мальчика, сложив руки на груди, стоит мужчина в красной ветровке, джинсах, голубых кроссовках.

— Расскажите, пожалуйста, о планах на следующий год.

— Основная задача — продолжать начатое в этом году дело, масштабировать проекты. В этом году для работы над программой нам пришлось обучить 13 специалистов для обучения компьютерной грамотности (все они тотально незрячие люди) и 8 специалистов по ориентированию, в следующем году планируются новые потоки. Можно видеть, что мы буквально выстраиваем инфраструктуру с нуля. В нашей области, к сожалению, не так много специалистов, а запросов на поддержку огромное количество. Именно поэтому и нужны такие программы, как «Особый взгляд».

Гранты на следующий год мы решили запустить заранее. Уже сейчас можно отправить заявки на обеспечение тифлокомментированием в Москве и регионах. Мы планируем выдать аппаратуру для тифлокомментирования 35 новым театрам, а также тем, кто с нами уже работал.

Мы надеемся, что в тех городах, в которых уже есть тифлокомментаторы, а это на данный момент 56 городов, появится тифлокомментирование, и мы будем помогать театрам в этом, выдавая денежные средства.

Еще мы готовим совместный с ИКОМ России проект по музеям: ведем работу над созданием методического пособия по адаптации музея для незрячих людей. Такое пособие уже есть для глухих людей и для людей с ментальными особенностями. Пособие будет готово уже в следующем году, его сможет получить любой музей России.

Это касается главных проектов, но, безусловно, у нас будут и специальные проекты по цифровой доступности, а также касающиеся различных приложений для незрячих пользователей, но об этом пока рано говорить.

— Планируется ли в 2021 году обучение тифлокомментаторов?

— На следующий год в рамках программы обучение для тифлокомментаторов, к сожалению, не планируется. Это связано с тем, что сейчас обучено уже достаточно большое количество специалистов, но не все они обеспечены работой и не все они способствуют развитию тифлокомментирования.

Мы сейчас регулярно проводим круглые столы для тифлокомментаторов для того, чтобы все же включить их в эту работу, чтобы в тех городах, в которых уже есть обученные специалисты, тифлокомментирование появлялось на постоянной основе.

Итоги года программы «Особый взгляд» в цифрах

  • Поддержка оказана 147 обратившимся;

  • проведено 82 курса по компьютерной грамотности онлайн;

  • проведено 65 групповых и индивидуальных занятий по ориентированию и мобильности и по самообслуживанию;

  • под руководством Анатолия Попко обучено 13 незрячих специалистов по компьютерной грамотности;

  • под руководством Марты Любимовой обучено 8 специалистов по ориентировке и мобильности из регионов;

  • созданы тактильные копии экспонатов для 11 музеев России;

  • аппаратуру для тифлокомментирования получили 7 учреждений культуры;

  • денежные гранты на организацию тифлокомментирования получили 33 театра;

  • обучено 16 новых тифлокомментаторов (всего их стало 122) и 50 тьюторов для незрячих студентов;

  • опубликована книга «Готовить могут все. Книга рецептов и советов по обучению кулинарии незрячих людей» и создан видеоблог «Кухня вслепую»;

  • проведено исследование по доступности сайтов;

  • брайлевские дисплеи выданы 15 людям с нарушением зрения;

  • проведена серия вебинаров «Социальный театр в России».

  • на портале «Особый взгляд» опубликовано 157 материалов, которые рассказывали о важных событиях, новостях и проектах в инклюзии и жизни незрячих людей.