Кто может заниматься адаптацией сайта и как найти специалиста по доступности

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. В зале за круглым столом сидят мужчина и женщина в темных очках. Женщина чуть склонила голову, приложила к уху телефон, внимательно слушает. Мужчина сидит боком, перед ним экран включенного ноутбука.

Незрячий веб-разработчик и руководитель группы экспертной оценки в исследовании по доступности сайтов и мобильных приложений для людей с нарушением зрения Артем Плаксин рассказал порталу «Особый взгляд» о том, какие специалисты могут заниматься адаптацией сайта и как их найти.

Кто может заниматься адаптацией сайта

Считается, что адаптацией сайта для незрячих пользователей могут заниматься три типа специалистов:

  • Незрячий человек.

  • Разработчик без ограничений по зрению.

  • Незрячий специалист, владеющий версткой.

Незрячий человек без дополнительных знаний может участвовать в фокус-группе и в выявлении основных проблем сайта с пользовательской точки зрения. Однако помочь с адаптацией сайта и взаимодействовать с техническими специалистами компании у него не получится. Это связано с тем, что разработчикам нужно объяснить, какой код использовать в той или иной ситуации.

Разработчики без ограничения по зрению могут знать стандарты и спецификации, но, как показывает практика, они не всегда могут адаптировать сайт на приемлемом уровне. Причин на это несколько:

  • Разработчики без нарушения зрения тестируют работу при помощи скринридеров, но на практике не всегда умеют ими пользоваться.

Запустить программу экранного доступа и начать перемещаться по странице при помощи клавиатуры не равно бытовому использованию скринридера незрячим пользователем. Человек, который в первый раз сел за руль, и водитель с десятилетним стажем имеют разное представление о машине, а также обо всех тонкостях управления ею.

Они не разбираются в том, что действительно нужно конечному потребителю.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На переднем плане — рука, держащая смартфон. На фоне — ноутбуки и стационарные компьютеры.

Существует международный технический стандарт WAI-ARIA, который позволяет вносить изменения в невизуальную часть интерфейса — в ту, которая предназначена как раз для незрячих людей. Первое правило WAI-ARIA — не использовать WAI-ARIA там, где это возможно.

Зрячие разработчики же, как показывают мои многолетние наблюдения, замечают какую-то технологию в стандарте и тут же стремятся внедрить ее — в подходящее, по их мнению, место. Из-за этого нередко ухудшается доступность, потому что часть атрибутов в стандарте предназначена для десктопных приложений, использующих при построении интерфейса HTML, но не предназначена для обычных веб-страниц.

Если говорить о незрячих веб-программистах, то они скорее всего уже имеют опыт адаптации сайтов. А объяснить разработчику сайта то, как адаптировать ту или иную область, может только человек, который самостоятельно создавал сайты с использованием WAI-ARIA.

Пусть простые и небольшие, ориентированные на узкий круг пользователей, отдельные страницы для экспериментов, но сайты в портфолио такого человека должны быть, доступность при этом должна быть реализована этим человеком самостоятельно.

Адаптация крупного сервиса — это трудная задача, с которой незрячий специалист не обязан справляться полностью. Он выступает скорее в качестве тестировщика, говорящего на одном языке с разработчиком, но как минимум большую часть своих исправлений он должен уметь сверстать самостоятельно.

Я считаю, что максимальную пользу принесут, как я их называю, дизайнеры невизуальных интерфейсов. Незрячие UX-специалисты, которые не просто предлагают изменение в конкретной области сайта, а представляют себе страницу как единое целое и выстраивают единый стиль невизуального дизайна.

Тогда все правки, которые сможет предоставить такой специалист разработчику, будут выдержаны в едином стиле, а дальнейшие обновления сайта в наименьшей степени повредят доступности.

Как найти специалиста по доступности

  1. Обратиться в компанию, которая занимается подготовкой и сертифицированием таких специалистов. В нашем случае — это социальный предпринимательский проект Everland. Мы не только проводим аудиты на доступность, но и можем выделить специалиста на part-time и full-time, подходящего под задачи и потребности.
  2. Самостоятельно найти и выбрать специалиста. Если вы уже имели дело с адаптацией сайтов для людей с инвалидностью, то лучше выработать свою систему оценивания навыков нового специалиста.

Если же ваша компания ранее не сталкивалась с адаптацией, обратите внимание на следующие вопросы, которые нужно задать исполнителю:

  • Какие стандарты будет использовать подрядчик при адаптации сайта?

Если только ГОСТ Р 52872— 2019, то можете сразу отказывать человеку. Российский ГОСТ является документом высшего уровня, но не регламентирует как таковую доступность для тотально незрячих людей. Он затрагивает принципы, на которых строится доступность, требования для адаптации под слабовидящих, но не для незрячих пользователей.

Если человек будет адаптировать сайт согласно рекомендациям WCAG 2.2 и WAI-ARIA, то это уже более корректно.

  • Уточните опыт практической адаптации.

Тестировщик, который не знает, как адаптировать хотя бы 50% своих репортов, вряд ли сможет объяснить разработчику, что нужно сделать с точки зрения профессионализма.

  • Узнайте о практическом опыте адаптации сайтов в зависимости от браузера.

Стандарты — это теория. Теория не учитывает разное представление верстки разными браузерами. В моей практике неоднократно случалось, что для браузера Google Chrome приходилось писать дополнительные «костыли». Очень часто во время работы с этими проблемами приходилось дополнительно для скринридера давать в верстке указание на тип элемента, потому что браузер не передавал для программы экранного доступа необходимую для навигации информацию.

Напомним, ранее благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» и инклюзивный проект Everland провели исследование доступности мобильных и онлайн-ресурсов разных организаций для людей с нарушением зрения. В исследовании выделили 15 сфер, как наиболее востребованные для получения услуг с помощью веб- и мобильной инфраструктуры. Всего эксперты проанализировали 78 организаций. Над проверкой онлайн-сервисов работали 14 тестировщиков.