С момента открытия в 1984 году это была совершенно обычная общеобразовательная школа Ижевска. Через 13 лет здесь приняли первых слабовидящих учеников, позже — незрячих. Школьники без нарушения зрения обучаются в общеобразовательных классах, дети с ослабленным зрением — в специальных классах для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги прошли профессиональную переподготовку по направлению «тифлопедагогика» и «тифлопсихология».
«Особый взгляд» рассказывает, как в этой школе создали особое творческое пространство, где изобретают учителя и дети.
Не нужно ждать, изобретай сам!
Из 800 школьников здесь — треть с нарушением зрения. Это для них работает тактильный принтер, портативный увеличитель и говорящий калькулятор. Но у необычной школы и цели нерядовые, уверена директор школы № 53 Надежда Збар. Дети должны не только освоить программу средней школы и научиться пользоваться «умной» техникой, но и подготовиться к реальной жизни: добиваться и уступать, чинить кран и лепить пельмени, самостоятельно придумывать и изобретать. Поэтому второстепенных предметов в школе нет, и к выбору учителей здесь подходят очень трепетно.
«Попробуйте физику объяснить незрячему ребенку. Это должен быть учитель в квадрате, с горящими глазами и нестандартными идеями! Или вот у нас учитель русского языка. Она так работает со слепыми детьми, что они выходят и говорят: ‘’У нас не урок, у нас театр!’’. И муж у нее, учитель технологии, наш главный Кулибин. Дети его обожают», — рассказывает Надежда Збар.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Столярная мастерская. За сверлильным станком у большого зарешеченного окна сидит Антон Пономарев. Это темноволосый подросток в голубой рубашке и клетчатом жилете. Обе руки он держит на деревянном каркасе, в центре которого видна дрель. Перед ней на вертикальной металлической раме закреплена деревянная заготовка.
Идем в столярную мастерскую, на урок технологии под командованием Александра Курышева.
«Когда я начинал работу шесть лет назад, были незрячие дети и слабовидящие, но они сидели на уроках и могли только слушать. И я решил показать, что все доступно, что можно делать все, как все. Не нужно ждать, изобретай сам!» — рассказывает учитель.
Александр Курышев знает, о чем говорит. Он автор десятка изобретений, которые собраны тут же, в мастерской. Пневмомолоток и чудо-рубанок, сверлильный аппарат и станок для резки металла. Подставки и стойки для металлорезки они вместе с ребятами собрали из старых стульев, доводили до ума полтора года. Сейчас станок работает через трансформатор, напряжение 12 вольт, и, как говорит педагог, он совершенно безопасен.
«Принцип действия всех станков — нужно одновременно задействовать две руки, — демонстрирует работу сверлильного аппарата ученик
«Это не только мои разработки, — рассказывает Александр Курышев, — многое придумывали вместе с ребятами. Вот, доработали шашки и домино. Такой комплект для незрячих дорогой, а у нас вышел из бросового материала, за
Проектная деятельность в школе обязательна. Идей много. Придумывают их все вместе и тут же проверяют на практике.
Вперед, «Интерно»!
«Привет! Я робот-поводырь. Я готов вам помогать. Назовите номер кабинета, и я помогу вам до него добраться», — говорит синтезированным голосом робот. Он похож на газонокосилку или на алюминиевую призму на колесиках и с длинным рычагом-рукояткой. «Это только опытный экземпляр», — смущается учитель информатики и робототехники Александр Павлов.
Робота назвали «Интерно». Сначала у старшеклассников появилась идея создать помощника для передвижения по коридорам в пределах одного этажа. Потом проект начал обрастать подробностями и превратился в прототип автоматического проводника для незрячих людей. В будущем он мог бы заменить собаку-проводника.
Тифлокомментарий: коллаж из двух цветных фотографий. Учебный класс. Александр Павлов демонстрирует принцип работы робота-проводника, стоящего перед ним на парте. Учитель — средних лет мужчина в сиреневой рубашке и синем костюме-двойке — регулирует датчик на длинной ручке управления. На втором фото — робот крупным планом. Это устройство с центральной сенсорной панелью, заключенной в серый прямоугольный корпус. Робот стоит на трех колесах, он снабжен массивным бампером спереди, двумя квадратными динамиками по бокам и небольшой камерой сверху.
«Образец собирали из подручных материалов, — вспоминает Александр Павлов, — самое дорогое — начинка. Это планшет, микрокомпьютер и аккумуляторная батарея. Передняя панель робота — сенсорный экран. Двигатель для робота мы взяли от электрических шуруповертов, снабдили всю конструкцию камерой и динамиками. Прототип обошелся в 45 тысяч рублей».
Корпус, который издалека кажется металлическим, на самом деле сколотили из простой фанеры, просто выкрасили в серый цвет. Добавили элементы дизайна — старый компьютерный вентилятор. Внешний вид получился футуристическим. Управляется робот со смартфона через внешний беспроводной модуль или с помощью сенсорного экрана. В планах конструкцию доработать и вывести управление на рукоятку. Так можно будет на ходу изменять режим работы проводника.
Робота выводят на стартовую позицию. Впереди длинный школьный коридор с тактильной разметкой. Справа — череда кабинетов. Александр дает голосовую команду: «Кабинет 209». Робот чуть заметно вздрагивает и начинает тихонько ползти вперед.
«Мы снабдили робота сенсорами и датчиками, которые реагируют на препятствия. Здесь у нас ровно, можем даже скорость увеличить, но на всякий случай спереди поставили чувствительный бампер. При контакте с препятствием робот сразу остановится», — говорит Александр Павлов.
«Интерно» добирается до пункта назначения, останавливается и докладывает: «Кабинет 209». Теперь школьники думают над усовершенствованием робота. Одна из идей — оснастить его GPS-навигатором для ориентирования на местности.
Квадратный корень по Брайлю
Выпускник Якшур-Бодьинской школы для слабовидящих, математик-программист по специальности, учитель информатики и математики школы № 53 Станислав Ценев недавно прославился на всю страну. Это он систематизировал наиболее употребляемые символы на шрифте Брайля и собрал их в отдельное пособие.
В справочнике приведены основные обозначения — алфавит, знаки препинания, математические знаки: действий, дроби, степени, корня; знаки частей слова и предложения.
«Если с буквами и цифрами все понятно, то с символами единой системы нет. Все сведения разрознены. Часто нет связи между исходным словом и обозначением по Брайлю. Это в обычном написании все просто: синус — ‘’sin’’, косинус — ‘’cos’’. На Брайле очень часто одним символом не обойтись. К примеру, чтобы обозначить квадратный корень, нужно написать знак показателя корня, показатель корня, заключительный знак, подкоренное выражение, заключительный знак подкоренного выражения. Немудрено запутаться. Дроби можно записать тремя способами! И нужно знать все три. Все это я систематизировал в пособии», — рассказывает Станислав Ценев. Он планирует доработать сборник и включить в него раздел по химии.
Пособие больше понравилось взрослым: им заинтересовались коллеги и родители, говорит педагог. А вот детям, по его словам, больше по душе не систематизация архивных данных, а максимальная связь с реальностью. На уроках геометрии, например, нужно не только перевести на Брайль. Педагог старается найти пример из жизни, который незрячий школьник мог бы максимально на ощупь изучить.
«Когда изучаем треугольники, описываю, где они встречаются. Чтобы при слове ‘’крыша‘’ ребенок четко представлял ее форму. Если это сложный объект, например, связанный с электрическими проводами, придумываю какую-то модель. Все время приходится что-то придумывать. Сейчас у всех незрячих старшеклассников есть смартфоны. Я за то, чтобы мобильные устройства не только в жизни внедрять, но и активно использовать их на уроке. Мы придумываем информационные тесты, задания, которые не доступны в бумажном виде. Их нужно выполнить с помощью телефона. Это реально облегчает жизнь не только детей, но и учителей тоже. У нас формируется база заданий, библиотека, которую могут использовать мои коллеги. Даже новички, которые только начинают работать с незрячими и слабовидящими, смогут провести урок на достойном уровне. И много усилий для этого не потребуется», — делится опытом Станислав Ценев.
Часть тестов и контрольных здесь так и проводят — с помощью смартфонов и специальных программ. Ближе к реальной жизни. И, кстати, лепить пельмени это тоже реальный навык, которому учат детей с ОВЗ. Школа уже пятый год сотрудничает с Ижевским торгово-экономическим колледжем, который проводит