17 сентября на экраны выходит фильм Егора Сальникова «Смотри как я» о незрячем подростке. Устав от причуд богатого папы, Максим сбегает на море с Олей — безбашенной девушкой из детдома. «Особый взгляд» связался с членами команды картины и узнал, как зрячий актер готовился к роли парня с нарушением зрения и что хотела в первую очередь показать в фильме съемочная группа.
Михаил Мещеряков
актер, сыграл незрячего героя Максима
Тифлокомментарий: Максим и Оля сидят бок о бок. Она склонила голову ему на плечо, улыбается. Он задумчиво смотрит вниз. У Максима короткие взъерошенные русые волосы, квадратное лицо с правильными чертами, ямочка на подбородке. На левой щеке татуировка в виде надписи. У Оли светлые прямые волосы до плеч, овальное лицо с правильными чертами, пухлые губы, в ушах маленькие зеленые сережки.
«Я закладывал в своего персонажа то, что мне объясняли незрячие люди»
Актеру Михаилу Мещерякову 22 года, фильм «Смотри как я» стал его второй большой работой в полнометражном кино. Михаил признался, что, услышав о проекте впервые, сразу воодушевился — ему была очень интересна роль незрячего подростка. Он начал усиленно готовиться к пробам. «Смотрел фильм ‘’Запах женщины’’, искал органику», — поделился актер.
Будучи зрячим человеком, Михаил, чтобы перевоплотиться в незрячего парня на экране, вел большую работу — и перед пробами, и во время, и после. Он общался с людьми с нарушением зрения, посещал места их работы, пробовал передвигаться с завязанными глазами и искал такое состояние, в котором мог бы «отключать зрение» перед камерой. «Сначала меня [режиссер] Егор пригласил на спектакль ‘’Белые ночи’’ с [незрячей актрисой] Яной [Наместник]. Я сходил, пообщался с ней», — рассказал Михаил. Еще актер вместе с партнершей Ольгой Турчак, которая сыграла подругу Максима Олю, побывал в «Государственном музее — культурном центре ‘’Интеграция’’», где познакомился с руководителем проекта «Диалог в темноте», общественным деятелем и экспертом в сфере невизуальной доступности Анатолием Попко и его командой. В «Интеграции» артистам рассказали о жизни незрячих людей, показали некоторые ее аспекты, ответили на вопросы. Кроме того, артистов сводили в полностью темную комнату, где проект «Диалог в темноте» организует тренинги.
Михаил подчеркнул, что общение с Анатолием и командой очень помогло ему в подготовке к роли. Он старался играть своего героя как совершенно обычного человека, у которого просто есть определенная особенность. Именно этот посыл, связанный с незрячими людьми, команда «Смотри как я» надеется донести до зрителей. «Я закладывал в своего персонажа то, что мне объясняли незрячие люди», — отметил Мещеряков.
Вместе с Ольгой актер также побывал в «Сенсор-Техе». Там молодым людям показали различные гаджеты, созданные для людей с нарушением зрения, и объяснили, как устроен человеческий глаз. «Мне надели VR-очки и показали, насколько разным бывает зрение. Показывали, насколько оно пропадает, какие этапы бывают, показывали, что со зрением происходит из-за глаукомы, дальтонизма, потери одного глаза и так далее», — рассказал Михаил.
Еще одним этапом подготовки к съемкам стал поход в Парк Горького с незрячим экскурсоводом, журналистом и ведущей тренингов в темноте Евгенией Малышко. «Она надела мне повязку на глаза и сказала: ‘’Ходи, гуляй’’. Меня водила моя партнерша Оля», — рассказал Михаил. Актеры бродили по парку, ели сладкую вату, танцевали — такой опыт не только помог Михаилу прочувствовать жизнь без зрения, но и позволил партнерам по площадке в реальной жизни повзаимодействовать в тех же условиях, в которых живут их киноперсонажи.
По словам актера, научиться «отключать» зрение перед камерой, не имея на глазах повязки, было непросто. «Мне удалось очень ярко представить себе, что я нарушил связь [между глазами, которые воспринимают информацию, и мозгом]. Получалось поймать это ощущение и как-то в нем существовать. Но когда оно было найдено и поймано, я понял, что у меня будто пропала жизнь в теле. Я стою — и все. <…> Я столкнулся с проблемой, что был абсолютно неживым в кадре, хотя и входил действительно в это состояние [«отключенного» зрения]. Только когда я посмотрел на плейбек, понял, что нужно добавлять микроэлементы, микромимику, наполнять жизнь тела», — вспомнил Мещеряков. Он добавил, что на съемках также многое зависело от работы гримера. «Мне удалось поверить во всю эту историю», — подчеркнул актер.
Тифлокомментарий: безоблачный день. Максим и Оля плывут на моторной лодке. Оля в куртке сидит впереди, широко улыбается. Встречный ветер раздувает ее волосы. Максим сидит на корме, взмахивает руками, радостно кричит. В правой руке держит укулеле.
Ярослав Жалнин
продюсер, актер
«Мы следили за каждым кадром, чтобы бытовые моменты сохранялись»
Команда фильма изначально пошла на риск, выбирая тематику, отметил продюсер Ярослав Жалнин. «Нам нужно было, чтобы актер перевоплотился в человека без главного актерского инструмента. Мы поняли, что нам нужны партнеры-консультанты, которые помогут приблизиться к правде, а не пытаться фантазировать. [Руководитель программы ‘’Особый взгляд’’ благотворительного фонда ‘’Искусство, наука и спорт’’] Ксения Дмитриева познакомила нас с ‘’Интеграцией’’, в частности, с Анатолием Попко, который с радостью согласился помочь», — рассказал Ярослав. Он уверен, что встречи с незрячими людьми помогли Михаилу Мещерякову привнести в фильм в целом и в свою игру в частности множество важных нюансов. «Миша ‘’подсмотрел’’ [у незрячих людей] очень многое <...> Он, например, должен был [по сценарию] пройти по очень длинному коридору — даже не коридору, а мостику такому. Он должен был просто прямо по нему пройти. А он шел-шел по ковру — и чуть-чуть уходил в сторону. Потом ногами в кадре нащупывал, как вернуться. Он нас не предупреждал — сделал это прямо в кадре», — отметил продюсер.
Ярослав Жалнин и режиссер, сценарист и монтажер «Смотри как я» Егор Сальников уже несколько лет работают с незрячими людьми. Они готовили спектакли для детей и подростков с нарушением зрения в проекте «Спектакли-невидимки».
Тифлокомментарий: крупным планом Максим. Он стоит у каменной стены в черных очках и коричневой кожаной куртке. Его волосы зачесаны набок, на щеке нет татуировки.
«Я очень хотел, чтобы в фильме не то чтобы холили и лелеяли незрячих и эту тему, а чтобы, наоборот, персонаж предстал человеком энергичным, со своими мечтами и целями», — отметил Ярослав. Герой Михаила Мещерякова Максим вовсе не хочет, чтобы его жалели, подчеркнул продюсер.
Для команды «Смотри как я» было важно, чтобы бытовые моменты оказались проработаны, и зритель поверил в историю. «Актер у нас всегда был с тростью, когда ее не было, он не мог дальше пойти. Он не всегда выбирал правильные направления в кадре — например, иногда шел не туда. Были сумасшедшие моменты, когда он, например, вел машину. Но они и приводили к коллизиям. Мы следили за каждым кадром, чтобы бытовые моменты сохранялись», — сказал Ярослав.
Так, в фильме продемонстрировали взаимодействие незрячего человека со смартфоном. «Когда незрячий человек включает телефон без наушников, то ты, [находясь рядом], не можешь разобрать ничего, потому что речь настолько быстрая. А незрячий человек привыкает. У нас актер так же работал с телефоном», — рассказал Ярослав Жалнин.
Анатолий Попко
руководитель проекта «Диалог в темноте», общественный деятель, эксперт в сфере невизуальной доступности
«Актер не должен играть человека, у которого случилось горе»
Анатолий Попко стал одним из незрячих экспертов, помогавших Михаилу Мещерякову готовиться к роли. «Михаил [Мещеряков], Ольга [Турчак] и [продюсер] Ярослав [Жалнин] пришли к нам в отдел. Мы ‘’В темноту’’ сходили с ребятами, поговорили на разные темы, касающиеся поведения, характерного для незрячих людей, стереотипов», — отметил Анатолий.
Специалист отметил, что первое общение с незрячими людьми на зрячих часто производит очень сильное впечатление: например, они могут не понимать, почему собеседник во время разговора не поворачивается к ним лицом. «Для незрячих людей это совершенно нормально — особенно это встречается у тех, кто либо давно не видит, либо потерял зрение в детском возрасте», — сказал Анатолий Попко. Он добавил, что подробно рассказал актерам, например, о типичных жестах незрячих людей.
Анатолий и его коллеги обсуждали с актерами, в частности, и важный вопрос жалости. «Отношение к человеку проявляется в поступках. Мы им такой пример приводили. Вот организовали детям просмотр мультфильма с тифлокомментированием. Как детям объяснить, кто такой Шрек? Для незрячего ребенка это абстракция. Решили использовать ростовых кукол. Люди наряжаются, чтобы ребенок пощупал и понял через руки, как Шрек выглядит. Маленький незрячий ребенок смотрит Шрека, смотрит, какие у него уши и так далее, а рядом стоит воспитательница — и ее это выбивает из колеи, она чуть ли не рыдает. О чем это говорит? О том, что она профнепригодна. Она выдает реакцию обычного глупого человека. Человек так познает мир — это нормальная ситуация. Если ты его жалеешь, ты будешь его жалеть и дальше. Ты будешь за него делать работу, не будешь его развивать и так далее», — рассказал специалист.
«Наша задача была — передать настроение, рассказать, как себя чувствуют слепые. Многие считают, что слепой человек постоянно расстроен, у него горе. Но слепые про себя так не думают. Актер не должен играть человека, у которого случилось горе», — добавил Анатолий.
Анатолий подчеркнул: важно, чтобы съемочные группы проектов о незрячих людях обращались напрямую к тем, кто живет с нарушением зрения. «Такие посещения очень нужны, присутствие незрячих на площадке очень нужно — чтобы в наш обществе складывалось адекватное представление о слепых, чтоб было не абы какое, а правильное такое, как у самих слепых в целом», — сказал он.
В фильме «Смотри как я», кроме Михаила Мещерякова, Ярослава Жалнина и Ольги Турчак, снялись Александр Самойленко, Елена Бирюкова, Дмитрий Мухамадеев и другие. Лента идет 92 минуты. Картина выходит в прокат 17 сентября.
Тифлокомментарии к фильму были созданы при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд».