Колумнист «Особого взгляда» Лариса Овцынова рассказывает о первых попытках адаптировать архитектуру для незрячих людей, а также о том, как дела обстоят в наши дни.
Когда речь заходит об искусстве архитектуры, нам в первую очередь представляются величественные храмы и роскошные дворцы. Но начиналось все с небольших святилищ. Первым же домом для человека служила пещера. Шло время, менялись практические и эстетические запросы людей. Расширялись и технические возможности — знания и умения, увеличивалось количество и качество используемых материалов. Психологическое развитие человека приводило к возникновению новых потребностей, что вело за собой появление зданий нового типа, так что искусство архитектуры – это история. История развития человеческой мысли, мировосприятия, художественного самовыражения и, конечно же, технических возможностей. Архитектуру называют и танцем камней, и музыкой, записанной каменными нотами. Все по-своему правы. Культурный багаж современного человека будет неполным без знания, понимания архитектуры как явления жизни и возможности насладиться ее художественной стороной. Любое искусство – это еще и язык общения, расширяющий социальные связи человека. Психолог Лев Выготский писал: «Искусство есть социальное в нас <…>, есть общественная техника чувства».
Искусство архитектуры имеет и свои особенности. Это большой объем, масштаб, размах, часто сложная конфигурация объектов. Все это порой нелегко охватить взглядом. Для того чтобы осмыслить и воспринять эту красоту, необходимо учиться. Что же говорить о людях с нарушением зрения или его отсутствием. В прошлом представители немецкой школы отказывали незрячим людям в эстетических восприятиях и переживаниях. Но представители французской школы считали преимуществом незрячих людей наивысшее развитие внутренних духовных способностей, благодаря которому им и доступно высшее эстетическое наслаждение.
Истина, как всегда, лежит посередине. Те, у кого есть затруднения в восприятии архитектурных объектов, нуждаются в помощи тех, у кого таких трудностей нет, но и сами должны проявлять активность, помогать своим помощникам, ведь проблема им видна изнутри. В этом, на мой взгляд, и заключается интеграция, к которой стремится современное общество.
Как было тогда
Долгое время незрячим приходилось довольствоваться чтением обычной литературы по теме архитектуры, где реальные представления часто оставались за гранью восприятия. Если находились люди, согласившиеся что-то пояснить и показать, то толком никто не знал, как это нужно делать. Меня тема архитектуры, как и других видов искусства, интересовала всегда. Откуда появился этот интерес, не знаю. В мои школьные годы, да и позже, вопросам приобщения незрячих людей к визуальным видам искусства не уделялось должного внимания. Несмотря на это, я выбрала для своей дипломной работы тему, связанную с эстетическим воспитанием незрячих школьников средствами архитектуры и скульптуры. Тут я и ощутила катастрофический недостаток возможностей для незрячего человека воспринять, оценить, понять и полюбить это искусство. Трудно забыть, как человек, который читал мне книгу об архитектурных ордерах, пытался наглядно продемонстрировать, как строится портик и что такое фронтон. Демонстрация проводилась при помощи подручных средств: карандашей, листов бумаги и тому подобных инструментов.
Однако в 1980-е годы была сделана одна из очень редких попыток приблизить незрячих людей к мировому архитектурному наследию. В 1981 году в Центральной библиотеке для слепых в Москве был создан музей, где были представлены макеты наиболее известных мировых памятников архитектуры, таких как Парфенон и Московский Кремль. В музее были и копии шедевров искусства скульптуры. Макеты были исполнены макетной мастерской Московского архитектурного института под руководством Владимира Симонова.
Кроме того, принципы наглядного изучения архитектуры незрячими людьми сформулировал Анатолий Степанович Майданов в книге «Восприятие незрячими красоты». Так, он пишет, что при изготовлении архитектурных макетов для незрячих людей используют три способа макетирования. «Мелкомасштабные макеты хороши для воспроизведения архитектурных ансамблей. Ценность их в том, что они позволяют дать представление о художественном облике всего комплекса, о его архитектурных доминантах. Крупномасштабные макеты позволяют отобразить более подробно содержание архитектурного памятника, воспроизвести его с большим числом деталей. Третий способ макетирования – изготовление в крупном масштабе отдельных архитектурных деталей», — пишет он.
К дополнительным средствам изучения архитектуры незрячими людьми автор относит рельефные рисунки и словесное описание. Он рекомендует начинать знакомство с архитектурным искусством с изучения отдельных элементов: виды колонн, капителей, куполов, шатров, барабанов, кокошников. «После этого можно переходить к знакомству с принципам построения архитектурного произведения, с его композицией, то есть, как отдельные объемы объединяются в целое, как они располагаются относительно друг друга в этом целом. Следующий этап – изучение особенностей основных архитектурных стилей», — считает Майданов.
Со времени организации первого музея архитектурных и скульптурных копий прошло около 40 лет. В нашей стране изменилась и экономическая, и психологическая обстановка. Изменилось и положение в отношении доступности всех видов искусства для людей с различными ограничениями здоровья. Адаптированное для их восприятия искусство шагнуло из специализированного учреждения в большую жизнь. Музеи осваивают способы, позволяющие сделать экспонаты доступными для людей с глубокими нарушениями зрения. Появляются профессиональные экскурсоводы, которые способны донести всестороннюю техническую и эмоциональную информацию о своем предмете. Принципы, изложенные Майдановым, получают все более полное воплощение.
Как сейчас
Фото: тактильная модель часовни Темпьетто из гипоаллергенного пластика, выполненная скульпторами Ольгой и Михаилом Шу для курса «Архитектура. Доступно» в Музее «Гараж». Музей современного искусства «Гараж».
Тифлокомментарий: цветная фотография. На столе стоит тактильная модель часовни Темпьетто в Италии белого цвета. Это ротонда — круглое в основании двухуровневое сооружение на постаменте с круглым куполом и крестом на вершине . На первом ярусе по окружности ротонды расположены колонны. Второй ярус пронизан нишами, а перила по всей окружности образуют балкон, который опирается на колоннаду. Макет осматривает руками человек, пальцы правой руки трогают крест на вершине башни, левая лежит на куполе.
В образовательном центре музея «Гараж» уже несколько раз был проведен курс по истории архитектуры, охватывающий все периоды развития человечества — от первобытного общества до наших дней. Участники группы получили много и теоретической, и практической информации. Ведущие подготовили развернутые тифлокомментарии. Были у нас и очень разнообразные макеты. Мы будто бы прогулялись среди египетских пирамид, поняли их расположение относительно друг друга. Даже песок был настоящим. Обошли по периметру Парфенон. Заглянули в него, что позволило нам сделать разборный макет храма. Подробно изучили архитектурные ордера с помощью копий их элементов. Итальянские храмы и палаццо были представлены и объемными макетами, и рельефными изображениями их фасадов на плоскости. Причудливые очертания и декор модерна мы ощутили на рисунках, где рельеф был нанесен специальным маркером. Мы и сами могли попытаться создать шедевр в каждом стиле. Для этого было отведено время и предоставлены средства: спички и коробки от них, палочки, бумага, пластилин, фасоль и рис. Это были увлекательные моменты, во время которых закреплялись знания и подключалось воображение. Мы смогли почувствовать себя настоящими архитекторами. Нам нужно было осмотреть макет, после чего перенести его изображение на плоскость и изобразить его с помощью подручных средств. Тут мы и поняли, что работа у архитектора непростая.
Благодаря подготовке, когда я попала на экскурсию в Музей архитектуры имени Щусева по выставке об эпохе модерна, многое воспринималось легко. Экскурсию проводила Юлия Андриевич. Ею был подготовлен тифлокомментарий и выполнены макеты, рельефные рисунки как целых объектов, например знаменитого камина со скульптурами мужчины и женщины, так и отдельных деталей замысловатого декора – готической розы. Неизгладимое впечатление произвели особняк Морозова и Казанский вокзал.
Фото: аудиотактильная мнемокарта территории Кремля, официальная страница «Музеи Московского Кремля».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Руки осматривают цветную тактильную мнемокарту территории Московского Кремля. Рядом с башнями, административными зданиями и другими объектами расположены тифлокнопки.
Чем раньше начинаешь осваивать какой-то навык, тем глубже им овладеваешь и больше получаешь от его использования. Я считаю, что нынешним школьникам очень повезло. У них такие большие возможности в изучении архитектурного искусства. Например, руководитель детского центра музея Московского Кремля Надежда Рощина рассказала, что музей существует с 1960 года, но было время, когда детям даже не показывали Оружейную палату. Теперь же юное поколение в приоритете. С 2015 года ведется работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Существует несколько программ изучения Московского Кремля. В рамках программы «Мы строим Кремль» школьники могут ознакомиться с макетом Кремля, в котором можно вынуть и обследовать отдельно каждую башню. Есть и рельефная аудиокарта ансамбля Кремля. На ней видно, что крепость имеет треугольную форму. К карте прилагается аудиоручка, которая рассказывает о любом месте, на которое ей указываешь. Для закрепления материала ребята выполняют самостоятельную работу. На 3D-принтере печатается рельефное изображение башен Кремля. Каждый ребенок с помощью пластилина воспроизводит по этому контуру башню. Они получаются выпуклыми и наглядными. В распоряжении центра имеются и объемные макеты Успенского и Архангельского соборов Кремля, Царь-пушки и Царь-колокола. В рамках других познавательных программ школьники тактильно знакомятся с убранством царского стола, царской одеждой и иконами.
Единое культурное пространство
Ни один вид искусства никогда не существовал обособленно. Все они переплетались, создавая единое культурное пространство. Однако современная культура преподносит нам сюрпризы. В сентябре 2019 года в Музее архитектуры имени Щусева состоялась премьера спектакля «Страна слепых» по одноименной повести Герберта Уэллса. Постановка эта была сделана в рамках проекта «Спектакль с закрытыми глазами». Место премьеры было выбрано неслучайно. Главный герой – архитектор по профессии – рассказывает незрячей героине о наиболее известных архитектурных памятниках, которых она никогда не видела. Рассказ сопровождается демонстрацией объемных макетов. Их можно посмотреть во время спектакля и после него. Кроме того, герой представляет свой проект дома, который отвечает потребностям отрезанной от большого мира страны. Тут он и дает волю фантазии. Этот дом-мечта также нашел свое воплощение в макете.
Современные города, по моим наблюдениям, стремятся к тому, чтобы их архитектурное наследие было доступно как можно большему количеству людей. Городское пространство обогащается отдельными макетами или целыми композициями макетов наиболее значительных сооружений и памятников. Выполнены они из металла. В Александровском парке Санкт-Петербурга раскинулся мини-город. Мы можем обойти его вокруг и прислониться к стене Зимнего дворца, заглянуть в арку Главного штаба, дотянуться до купола Исаакиевского собора, подержать в руках «луковки» Спаса на крови. Все макеты доступны по высоте человеку среднего роста.
На площади кафедрального собора Калининграда я ознакомилась с таким же мини-городом, но в другом варианте. Все макеты также были выполнены из металла, но они были меньше по размеру и установлены на общем постаменте. Здесь сразу можно увидеть и собор, и ратушу, и театр, и университет, и замок, которого уже не существует.
Очень хочется верить, что незрячие люди в будущем смогут с раннего детства воспринимать все виды искусства, в том числе архитектуру и скульптуру, даже не задумываясь об этом — так органично они войдут в их жизнь. Мне очень понятно и близко мнение Анатолия Майданова: «Произведения искусства вызывают в человеке чувства радости, восхищения, удовлетворения, наслаждения, гордости, оптимизма. Эти чувства облагораживают и совершенствуют его, пробуждают в нем новые духовные силы, стремления, мысли и мечты».