Физический театр — жанр театрального искусства, в котором основным выразительным средством являются движения тела. Участники сценического действия общаются между собой, проявляют свои эмоции и желания только при помощи жестов. В жанре физического театра проходят выступления и незрячих участников проекта Кати Зайцевой «Танцы в темноте».
«Особый взгляд» поговорил с Катей и ее учениками и узнал у них, как людям с нарушением зрения удается так свободно владеть своим телом и двигаться по сценической площадке без сопровождения помощников без нарушения зрения.
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. В светлом зале идут занятия по современной хореографии. Участницы проекта — женщины и девушки, одетые в черные футболки и леггинсы — работают в парах, выполняют один и тот же элемент. Одна стоит, прикрыв глаза и вытянув руку в сторону, другая бережно держит руку в ладони, склонившись, прижимается к ней щекой, словно прислушивается.
История проекта
Шесть лет назад на занятие хореографа Кати Зайцевой пришла незрячая Елена Морозова с сыном Иваном. Педагог работала с детьми и со взрослыми с различными физическими ограничениями, но никогда не занималась с людьми без зрения.
В процессе занятия Катя пришла к выводу, что ей нужна особая методика работы с незрячей ученицей для того, чтобы она поняла танцевальные движения и смогла их повторить. Педагог предложила ей обучаться отдельно от основной группы и пригласить на занятие других незрячих людей. Так зарождался авторский арт-проект Кати Зайцевой «Танцы в темноте».
Елена Морозова, первая незрячая участница арт-проекта «Танцы в темноте, называет коллектив своей семьей. Репетиции и выступления приносят ей радость, дают возможность встречаться и общаться с близкими по духу людьми.
«С потерей зрения у меня появились скованность, страх оступиться, упасть, столкнуться с чем-то. Психологически мне было трудно взять в руки белую трость. Я старалась по минимуму выходить из дома, передвигалась только с сопровождающими людьми. Я не видела выхода из этой ситуации: не хотела так жить, а как жить по-другому, не знала. И в этот момент произошла моя встреча с Катей Зайцевой. Арт-проект „Танцы в темноте“ воспитывает меня, заставляет двигаться, бороться со своими страхами. Каждый из его участников хочет двигаться, через движение радоваться жизни и общению друг с другом. У нас это получается», — вспомнила Елена Морозова.
Тифлокомментарий: цветная фотография. В светлом зале с невысокими потолками идут занятия по хореографии. Трое участников арт-проекта в черных футболках стоят, вытянув правую руку в сторону. За спиной одного из них, мужчины в темных очках, стоит молодая женщина с русыми волосами ниже плеч в белой футболке, поддерживает его за руку, смеется.
Особенности жанра
С незрячими участниками арт-проекта «Танцы в темноте» Екатерина Зайцева начала ставить перформансы и номера в жанре физического театра.
«В этом жанре основным выразительным средством является тело человека с его уникальной телесностью и с любыми особенностями, — объяснила она. — Каждый актер, в том числе и незрячий, обладает своей особой телесностью и пластикой. Именно поэтому в физическом театре любой человек чувствует себя свободно. Для того чтобы стать актером, ему не нужны какие-то конкретные физические данные. На мой взгляд, как раз зрячие люди закованы в увиденные ими формы, а у незрячих людей, независимых от визуального опыта, есть своя уникальная телесность. В ней я вижу красоту и свободу».
В танцевальном перформансе «О счастье» участвуют девять незрячих людей. В спортивных костюмах с блестящими элементами они в течение часа двигаются по сцене в сопровождении космической музыки. В рамках сюжетной линии актеры много импровизируют на тему счастья.
Медленные пластичные движения сменяются быстрыми и резкими. В них зрители угадывают образы знакомых действий из жизни каждого человека. В одном из фрагментов выступления девять незрячих участников выходят с белыми тростями, тем самым рассказывают об осознании счастья через призму слепоты.
«Каждый перформанс мы долго репетируем. Есть отточенные фрагменты, к которым мы во время перформанса добавляем импровизацию. Это помогает зрителю видеть в наших движениях что-то свое. Танцевальные перформансы — это своеобразная форма искусства, которая нацелена на то, чтобы зритель поработал, подумал над ответом на важные вопросы. Действительно, что такое счастье? Вопрос, казалось бы, простой, но это не так. Мы, участники перформанса, во время действия тоже ищем на него ответ. Получается, что танцоры пытаются показать свое понимание счастья, а зрители, опираясь на свой жизненный опыт, на свою реальность, считывают личное понимание счастья. Так и получается физический театр. Как сказал один конферансье, наше выступление — это философия», — объяснил незрячий танцор Александр Качанов.
Как учиться
Первое время коллектив арт-проекта занимался на разных площадках Москвы, но с 2020 года постоянным местом для репетиций стал центр социокультурной интеграции Дианы Гурцкая Взрослые танцоры с нарушением зрения занимаются два раза в неделю по два часа.
Каждое занятие начинается с разминки и разогрева для того, чтобы подготовить мышцы тела к основной тренировке. Новые танцевальные движения Катя Зайцева объясняет незрячим танцорам словами, а также показывает их на примере своего тела.
«Мне кажется, что процесс нашего обучения обоюдный. Катя учит нас, незрячих танцоров, но одновременно с этим учится и у нас, как лучше объяснять нам то или иное движение. Вместе мы находим и способы запоминания большого числа танцевальных движений. Перформанс может длиться час, все это время мы свободно танцуем и не сталкиваемся друг с другом», — продолжил Александр Качанов.
По словам Кати Зайцевой, важную роль в ориентировании незрячих танцоров на площадке играет продуманная навигация. В хорошо знакомом зале для репетиций и на сценических площадках незрячие люди двигаются по специальным ориентирам. Края сцены могут быть обозначены тактильными полосами из различных материалов (например, из покрытия по типу искусственной травы или полиэтиленовой пленки). Важными ориентирами для незрячих танцоров становятся источники музыки движение воздуха от вентиляторов.
Коллектив арт-проекта «Танцы в темноте» регулярно принимает участие в фестивалях и конкурсах.
«Мы часто выступаем в танцевальных и в театральных фестивалях не только в Москве, но и в других городах. Нередко танцоры нашего арт-проекта выступают на равных с танцорами без физических ограничений. Это позволяет им узнавать друг о друге, общаться и развиваться», — рассказала Катя Зайцева.
Зачем участвовать в арт-проекте
По словам Александра Качанова, занятия в арт-проекте «Танцы в темноте» помогли ему более уверенно и свободно двигаться, а также лучше ориентироваться в пространстве. Для Елены Морозовой важным стало знакомство с другими танцорами с потерей зрения. Она встретила тотально незрячих людей своего возраста, которые самостоятельно ходили с тактильной тростью и пользовались современными гаджетами. Ей захотелось быть похожими на них, она достигла этой цели.
«Да, участие в проекте помогает незрячим людям становиться более самостоятельными и свободными в передвижении, лучше чувствовать пространство, но все же, в первую очередь, мы занимаемся искусством, знакомимся с разными спектаклями, развиваемся в этой области. Мы не занимаемся психологической поддержкой, но любая работа человека со своим телом (танцы, спорт, актерское мастерство и др.) влияет на его психо- эмоциональное состояние. Это сопутствующие результаты», — продолжила Катя Зайцева.
Принять участие в арт-проекте «Танцы в темноте» может любой человек с нарушением зрения, независимо от его возраста и физической подготовки. Единственным требованием является его желание танцевать.
Записаться на занятия и задать все интересующие вопросы можно Кате Зайцевой по номеру телефона: +7 (985) 123 88 12.
«С незрячими участниками мы начали заниматься в формате лаборатории современного танца, — рассказала Катя Зайцева. — Я предупредила их, что не знаю, как преподавать хореографию незрячим людям, и попросила комментировать мою работу. Таким образом мы с самими незрячими людьми разрабатывали методику доступных для них хореографических занятий. После лаборатории поняли, что у нас все получилось, но главное — мы не хотим расставаться. Так 6 лет назад мы собрали танцевальный коллектив, в котором сегодня участвуют шесть детей и шесть взрослых людей с нарушением зрения».