Яндекс системно работает над улучшением доступности своих сервисов и активно развивает инклюзивный найм. Для этого в компании сформировали команду незрячих и слабовидящих тестировщиков и запустили проекты по адаптации удаленных позиций для сотрудников с нарушением зрения. Помимо технических незрячих и слабовидящих специалистов компания нанимает в Яндекс Крауд ассистентов рекрутеров в колл-центр, а также планирует нанимать сотрудников с инвалидностью по зрению и в другие направления, например, в службу разметки данных.
Корреспондент портала «Особый взгляд» Владимир Васкевич пообщался с незрячими и слабовидящими сотрудниками Яндекса и узнал, как они устроились в компанию, какие качества и навыки необходимы специалисту, чтобы стать частью команды и как ведется работа по адаптации сервисов для незрячих и слабовидящих пользователей.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный летний день. У высокого панорамного окна стоит Анатолий Попко. Это шатен плотного телосложения, одетый в синее поло. На глазах Анатолия темные очки, он стоит, скрестив руки на груди, улыбается.
Как незрячие и слабовидящие люди начинают работать в Яндексе?
Анатолий Попко, руководитель команды незрячих и слабовидящих тестировщиков, работает в сфере цифровой доступности более 15 лет.
«Я полностью не вижу с двенадцати лет, но это не помешало мне с помощью технологий и Интернета учиться в МГУ, а теперь — работать в IT-компании. И именно поэтому ключевое слово в словосочетании «незрячий специалист» — это специалист.
В первую очередь ищут тех кандидатов, которые обладают необходимыми навыками и относятся к этому с максимальной ответственностью. Для каждой профессии важны свои хард-скиллы — например, тестировщику необходимо знать, что такое доступность и понимать, как устроена операционная система, API доступности, как устроена программа экранного доступа.
Что же касается самой процедуры трудоустройства, то она, как правило, не отличается от трудоустройства сотрудника без ограничений по здоровью. Соискатель с инвалидностью по зрению также проходит собеседование в Zoom, выполняет необходимые тестовые задания.
После трудоустройства каждому специалисту Яндекса помогают адаптироваться в компании. Для этого здесь активно применяется баддинг — инструмент приятельской поддержки для новичков. Бадди — это опытный сотрудник, который помогает на первых этапах разобраться новичку с корпоративными особенностями культуры компании, техническими вопросами, связанными с его непосредственной деятельностью.
Я организую для новичков индивидуальные занятия, направленные на формирование необходимых пользовательских компетенций. Эти занятия синхронизированы с продуктовым обучением, которые проводят другие коллеги. В результате незрячий специалист знакомится с профессиональными задачами и параллельно осваивает со мной интерфейс рабочих инструментов при помощи программы экранного доступа».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлый офис. За столом сидит инженер по тестированию Сергей Исаев. Это мужчина с короткой стрижкой, одетый в белую футболку и синюю клетчатую рубашку. Глаза юноши прикрыты, в ушах — проводные наушники. Перед ним раскрытый ноутбук. За его спиной у стены стоит небольшой стол с грамотами, сувенирами и постерами.
Сергей Исаев, инженер по тестированию, работает в Яндексе год, откликнулся на вакансию в соцсетях. До этого получил высшее техническое образование и 9 лет работал на разных должностях в компании интернет-провайдера.
«Когда ты незрячий кандидат в поиске работы, важно понимать, что на твоем пути могут встречаться разные сложности, порой они будут очень серьёзными. Поэтому важно незрячему сотруднику быть супер специалистом и экспертом в своей области, чтобы своим профессионализмом нивелировать эти самые сложности. Также важны софт-скиллы: умение общаться с коллегами, быть открытым, выслушивать и понимать друг друга. Нужны целеустремленность и широкий кругозор (как в технической, так и в общечеловеческой части), умение находить решения для разных профессиональных и бытовых задач.
Мы в Яндексе системно адаптируем сервисы и продукты для людей с особенностями здоровья. Параллельно с этим команда по инклюзивному трудоустройству занимается работой по адаптации вакансий и сервисов обучения — на сегодняшний момент адаптируются еще несколько позиций в Яндекс Крауде, которые в скором будущем будут доступны для соискателей с нарушением зрения.
По возможному трудоустройству в компанию на удаленные вакансии кандидаты с инвалидностью по зрению могут отправлять свои резюме на почту jobs-inclusion@yandex-team.ru».
Тифлокомментарий: цветная фотография. На широком подоконнике, у панорамного окна, обустроена зона отдыха с подушками. На подоконнике сидит стажер тестирования Всеволод Попов. Прикрыв глаза, он работает на ноутбуке. Мужчина одет в белоснежную рубашку, черные джинсы, кроссовки с цветными носками.
Всеволод Попов, стажер тестирования в команде Яндекса, работает в компании несколько месяцев. В 2023 году окончил факультет информационных технологий Московского государственного психолого-педагогического университета, вел тематический подкаст по доступности IT-технологий, в котором рассказывал про обучение незрячих и слабовидящих пользователей работе со смартфонами и делал обзоры приложений.
«Кроме хард и софт-скиллов очень важно гореть темой, над которой ты работаешь, постоянно совершенствоваться и следить за актуальным зарубежным и российским опытом в этой сфере. Конечно, в команде нужно уметь общаться, договариваться, проявлять терпение и самое главное — не бояться задавать вопросы. Иногда один правильно заданный и сформулированный вопрос может сэкономить кучу времени на выполнение задачи».
Что такое доступность и какие стереотипы бывают у пользователей?
Анатолий Попко:
«Добиться доступности IT-сервисов (или вообще чего бы то ни было) можно тремя способами: кнутом, пряником и разговорами. На данный момент в России цифровая доступность имеет точечный характер, потому что нет требований доступности программного обеспечения на государственном уровне. Можно сказать, что сегодня мы движемся на „пряниках“ и „разговорах“. Большое спасибо компаниям, которые повышают доступность по своей доброй воле — это Сбер, VK, мы с коллегами из Яндекса. Доступность государственных органов развивается из-за официальных требований. Они есть, но фрагментарные.
Действительно доступные сервисы у гигантов IT на Западе, но на них давят государства, потому что требования по доступности общеобязательные и существуют уже многие годы. В нашей же стране культура цифровой доступности только начинает развиваться».
Яндекс занимается цифровой доступностью по собственной инициативе. На сегодняшний день адаптированы для незрячих пользователей 14 сервисов, среди которых Яндекс Go, Лавка, Поиск, Браузер, Диск, Музыка, мобильная версия Почты, Переводчик, Букмейт, Яндекс с Алисой, Умная камера и Кинопоиск. Недавно этот список дополнил Календарь, с помощью которого незрячие и слабовидящие пользователи могут обрести большую профессиональную независимость, планируя рабочие и личные встречи самостоятельно.
Здесь есть две важные ремарки. Во-первых, если сервис не в этом списке — это не значит, что он совсем недоступен. Это те, которые сам Яндекс считает доступными на хорошем уровне. Например, Умный дом активно используют незрячие и слабовидящие сотрудники, но мы считаем, что его сервисы пока недостаточно доступны.
Во-вторых, если сервис в списке, это не значит, что он абсолютно доступен. Говоря о доступности, мы чаще всего имеем в виду базовые сценарии. В любом сервисе есть детали, которые требуют доработки, и работа по улучшению доступности ведется постоянно. При этом важно отметить, что у многих незрячих пользователей существует стереотип о том, что Яндексу легко сделать доступность, поскольку это большая компания. На самом деле технически сделать доступными сервисы несложно. Сложно — выйти на оптимальный уровень доступности и его поддерживать».
Сергей Исаев:
«Главное, чтобы работа по адаптации была постоянной, а в крупных компаниях на регулярной основе работали незрячие и слабовидящие тестировщики, которые смогут оперативно отслеживать доступность продуктов. При этом я считаю, что лучше поддерживать доступность на твердое „хорошо“ во многих сервисах, чем стремиться довести один до идеала. В этом случае многое зависит не только от команды тестировщиков и желаний компании, но и от самих пользователей. Нам очень нужна их качественная обратная связь, которая сделана с холодной головой, а не на эмоциях: „Почему вы срочно не починили этот момент, я же вам писал день назад“».
Как правильно давать обратную связь?
Анатолий Попко:
«Давать обратную связь очень важно, нужно и полезно. По сути, любой пользователь — это союзник компании и вместе сделать сервисы доступнее гораздо проще и быстрее.
Делиться обратной связью лучше всего обращаясь в техподдержку сервисов. Также можно дублировать свои письма на inclusion@yandex-team.ru или в группу доступности сервисов Яндекса в Телеграм @ya_access.
Важно помнить, что не все проблемы незрячих и слабовидящих пользователей связаны с недоступностью сервиса, лагами программы экранного доступа и т. д. Проблема с доступностью — это когда какой-то функционал сервиса доступен зрячему, а незрячему недоступен. Если же вы не можете воспользоваться какой-то функцией сервиса, как и зрячий человек, это не проблема доступности, это вопрос функционала. Такие запросы техническая поддержка Яндекса тоже учитывает.
Если вы написали свой запрос в техподдержку сервиса, то обязательно получите ответ от наших коллег, а мы увидим ваш запрос и сможем с ним ознакомиться. Мы не можем стопроцентно гарантировать, что реализуем все предложения, но то что внимательно изучим их — обещаем».
Сергей Исаев:
«Если вам есть что написать, обязательно пишите. Если вы не напишите о проблеме, есть риск, что мы о ней не узнаем. При этом для обратной связи по веб-версии сервисов необходимо указать ссылку на страницу, для приложений — название и версию (их всегда можно посмотреть в настройках/о программе). Также необходимо указать модель смартфона и его операционную систему.
Если вы сообщаете о проблемах доступности, не забывайте написать, какой программой экранного доступа пользуетесь. Затем напишите, в каком окружении вы столкнулись с проблемой — в приложении на телефоне, на сайте или в приложении на ПК, какие шаги к этому привели. Лучше полностью описать сценарий, например: „Я, незрячий пользователь, скачал и открыл приложение, перешел на такую-то вкладку, активировал такой-то элемент и столкнулся с такой-то проблемой“. Дальше можно описать, что именно пошло не так».
Всеволод Попов:
«Мы обязательно прочитаем ваше сообщение и пойдем по вашему пользовательскому сценарию. Иногда проблема кроется не в самом коде, а в работе программы экранного доступа. Например, некоторые синтезаторы речи не озвучивают символ рубля.
Если же проблема в коде — пойдем к разработчикам и вместе будем думать, как ее решить. Запросы нетехнического характера мы также принимаем, но важно описать конкретный контекст и ваши пожелания. Например: „Я, незрячий пользователь, регулярно езжу на работу и хочу, чтобы карты работали лучше“. Помните, что за любыми сервисами стоят люди и лучше персонифицировать пользователя, чтобы постараться решить его проблему».