Российский университет транспорта РУТ (МИИТ) является крупнейшим отраслевым университетом России, который готовит квалифицированные кадры и занимается научным сопровождением развития транспортной отрасли страны. В его состав входят шесть институтов, девять академий и пять колледжей, в которых обучаются более 35 тысяч студентов.
В 2018 году в Российском университете транспорта был создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ).
«Особый взгляд» поговорил с директором РУМЦ ИМТК РУТ (МИИТ) Ириной Карапетянц о том, какая поддержка оказывается студентам с нарушением зрения во время обучения, социализации и трудоустройства.
О направлениях обучения
Студенты с нарушением зрения обучаются в нескольких институтах РУТ (МИИТ): в Институте управления и цифровых технологий, Институте пути, строительства и сооружений, Институте экономики и финансов, Российской открытой академии. Они занимаются в инклюзивных группах по стандартным программам высшего образования. Создание специальных условий для обучения им в большинстве случаев не требуется.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторная учебная аудитория с бежевыми стенами и высокими прямоугольными окнами заполнена слушателями. Студенты сидят за голубыми партами, внимательно смотрят в сторону выступающего.
Доступность образования
По словам Ирины Карапетянц, в РУТ (МИИТ) создана электронная информационно-образовательная среда, доступ к которой студент может получить из своего личного кабинета на сайте университета, имеющего альтернативную версию для слабовидящих пользователей. Обучение проводится с использованием дистанционных образовательных технологий: студенты с нарушением зрения могут пользоваться электронным библиотечным фондом и системой дистанционного образования институтов.
«Ресурсный учебно-методический центр оборудован специальными техническими средствами реабилитации для слабовидящих и незрячих людей, — продолжила Ирина Карапетянц. — Это видеоувеличители, дисплей Брайля, принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля, устройство для печати тактильной графики, сканирующая читающая машина, электронная пишущая машинка, программное обеспечение, навигационная система ПАРУС. Воспользоваться этими техническими средствами реабилитации студенты с нарушением зрения могут в учебном кабинете и компьютерном классе, расположенных на первом этаже учебного корпуса университета».
На основе своего опыта в 2023 году РУТ (МИИТ) принял участие в исследовании доступности электронной образовательной среды для обучающихся с нарушением зрения. Его проводил Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках выполнения Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе их профориентации и занятости), утвержденного Заместителем председателя правительства Российской Федерации Татьяной Голиковой.
«Студентов с нарушением зрения обучают высококвалифицированные педагоги, которые постоянно совершенствуют свои профессиональные компетенции, необходимые при обучении людей с инвалидностью, — продолжила Ирина Карапетянц. — В течение последних трех лет 270 педагогов и сотрудников из числа учебно-вспомогательного персонала университета прошли обучение по программам повышения квалификации в области инклюзивного образования».
Для улучшения работы по организации инклюзивных производственных практик в университете в 2023 году разработана и реализована программа повышения квалификации «Взаимодействие куратора учебной и производственной практики (представителя работодателя) с обучающимися с инвалидностью», по которой прошли обучение сотрудники предприятий-работодателей транспортной отрасли и сотрудники университетов-партнеров РУМЦ.
Доступность помещений
В Институте международных транспортных коммуникаций, где оборудованы помещения РУМЦ, доступная среда создана для людей с разными формами инвалидности. Перед входом в здание есть городское парковочное место для автомобиля, перевозящего человека с инвалидностью, а у входных дверей — кнопка вызова сотрудника университета. Первый и второй этажи здания оборудованы тактильной плиткой, а на его стенах расположены контрастные тактильные таблички для аудиторий и тактильные мнемосхемы, продублированные шрифтом Брайля.
В Московском колледже транспорта звуковая информация может быть доведена для людей с нарушением зрения по всем учебным корпусам и аудиториям через громкоговорящую систему оповещения. В здании колледжа есть тактильные мнемосхемы и тактильные направляющие, а учебные аудитории оснащены звукоусиливающей аппаратурой.
В Юридическом институте и в Правовом колледже Юридического института оборудовано автоматизированное рабочее место для слабовидящего и незрячего пользователя, а в колледже Академии водного транспорта имени Министра речного флота Л. В. Багрова есть видеоувеличитель.
Студенческая жизнь
По словам Ирины Карапетянц, студенты с нарушением зрения ведут активную студенческую жизнь. Наравне с обучающимися без физических ограничений они могут участвовать в научных, спортивных и культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе университета. Во Дворце культуры РУТ (МИИТ) действует 22 кружка и секции, которые могут посещать слабовидящие люди.
«Ежегодно РУМЦ организует Конкурс профессионального мастерства для студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья транспортной отрасли (отраслевой „Абилимпикс“) по компетенциям транспортных профессий, в котором принимают участие и молодые люди с нарушением зрения из транспортных образовательных организаций», — добавила Ирина Карапетянц.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На фоне безоблачного синего неба — университетское общежитие. Это тринадцатиэтажное серое здание с рядами ленточных окон.
Об общежитии и волонтерской помощи
Иногородние студенты с нарушением зрения имеют возможность проживать в университетском общежитии, но специально созданных условий в нем нет. Получить помощь в бытовых вопросах они могут от волонтеров из числа студентов.
«В университете создан и работает волонтерский центр „Открытое сердце“, — рассказала Ирина Карапетянц. — Студенты этого центра прошли обучение по программе дополнительного профессионального образования в области инклюзивного волонтерства и в случае необходимости могут оказать помощь незрячим и слабовидящим людям. Кроме того, РУМЦ регулярно проводит обучающие семинары с участием людей с нарушением зрения по вопросам оказания ситуационной помощи, в том числе с привлечением собаки-проводника».
В случае возникновения психологических трудностей при адаптации к новым условиям быта они могут обратиться в психологическую службу, которая работает при поликлинике университета. Специалисты службы стремятся создать условия для психологического благополучия, психического здоровья, профессионального становления, развития и позитивной социализации всех обучающихся, в том числе с инвалидностью.
О трудоустройстве
«В РУТ (МИИТ) работает Центр карьеры, который проводит встречи с предприятиями-работодателями, организует профконсультирование студентов и выпускников с инвалидностью, оказывает помощь в трудоустройстве, — рассказала Ирина Карапетянц. — Для студентов проводится обучение по программе повышения квалификации, связанной с актуальными вопросами содействия и поддержки трудоустройства людей с инвалидностью. Программа предусматривает развитие компетенций, необходимых для эффективного трудоустройства и постдипломного развития карьеры: самостоятельно оценивать карьерные интересы и предпочтения; составлять и представлять профессиональное портфолио. В этом учебном году готовятся стать выпускниками четыре студента с нарушением зрения».
О поступлении
«Студенты с нарушением зрения обучаются на бюджетных местах, на которые проходят по конкурсу среди поступающих на места в пределах особой квоты, — объяснила Ирина Карапетянц. — Особая квота составляет не менее чем 10% от объема контрольных цифр по каждой специальности или направлению подготовки».
Право на прием на обучение за счет бюджетных ассигнований в пределах особой квоты имеют дети с инвалидностью, люди с инвалидностью I и II групп, люди, имеющие статус «Инвалид с детства», а также люди, получившие инвалидность вследствие военной травмы или заболевания, появившихся в период прохождения военной службы.
При проведении вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью в университете создаются специальные условия с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Так, при очном проведении вступительных испытаний обеспечивается беспрепятственный доступ поступающих с инвалидностью в аудитории, туалетные комнаты и в другие помещения.
Во время сдачи вступительного испытания в аудитории может находиться ассистент из числа работников университета или приглашенный человек, которые оказывают поступающим с нарушением здоровья необходимую техническую помощь. Абитуриенту с нарушением зрения ассистент может помочь передвигаться по аудитории, занять рабочее место, прочитать и оформить задание. При этом он также имеет право пользоваться необходимыми ему техническими средствами реабилитации: видеоувеличителем, прибором для письма шрифтом Брайля, дисплеем Брайля. По решению университета продолжительность вступительного испытания для поступающих с инвалидностью увеличивается (но не более, чем на 1,5 часа).
Поступление в университет проходит в соответствии с Правилами приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта» на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.
По вопросам поступления следует обращаться в Приемную комиссию, информация, о работе которой размещена на официальном сайте РУТ (МИИТ) и горячую линию РУМЦ.
«В настоящее время в Российском университете транспорта на программах высшего и среднего профессионального образований обучаются 158 студентов с инвалидностью, из которых восемь человек являются слабовидящими, — рассказала Ирина Карапетянц. — Чаще всего абитуриенты с нарушением зрения выбирают такие специальности, как „Эксплуатация железных дорог“, „Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей“, „Технология транспортных процессов“, „Экономика“ и „Менеджмент“».