Некоторые родители опасаются отдавать своих детей с нарушением зрения в специализированные школы-интернаты. Причины могут быть разные — страхи, сомнения и тревоги. Незрячий автор портала Мария Воеводкина рассказывает о своем опыте учебы в школе-интернате, а также развеивает распространенные мифы о жизни там.
В семье родился незрячий ребенок, когда-нибудь наступит время, когда будет необходимо решать вопрос со школьным обучением. Если в шаговой доступности нет специализированной школы, то появляется несколько вариантов:
-
Массовая школа.
-
Надомное, семейное, онлайн-обучение.
-
Переезд семьи поближе к спецшколе.
-
Оформление ребенка в специализированную школу-интернат.
Хочу поделиться своим опытом обучения в школе-интернате, возможно, он будет полезен родителям детей с нарушением зрения.
Я училась в нижегородской школе-интернате для незрячих детей с 1983 по 1995 год. Конечно, сейчас там многое изменилось, но я не теряю связь с ней и могу быть уверена — большинство опасений родителей не обоснованы.
На фото: Нижегородская областная специальная школа-интернат для слепых и слабовидящих Детей. Источник фото
Тифлокомментарий: цветная фотография. Трехэтажное здание из красного кирпича. Входная группа оформлена широкими ступенями с железными поручнями и просторным тамбуром с панорамным остеклением. На третьем этаже, над тамбуром, надстроен узкий, но длинный балкон на три окна.
Давайте рассмотрим самые распространенные страхи по порядку.
Итак, страх № 1.
Беспокойство о качестве ухода и заботы.
Родители могут переживать, что персонал школы-интерната не сможет уделить их ребенку достаточно индивидуального внимания и заботы.
Не помню ни одного случая, чтобы кто-то из детей остался без еды, ходил без одежды, или, например, не спал всю ночь. С первого класса нас приучали к труду и самообслуживанию. Мы сами мыли пол в классе и спальнях, дежурили по столовой, убирались на уличной территории. Не было различия между незрячими и теми, у кого был остаток зрения. Вторые всегда помогали первым.
Учителя и воспитатели следили за нашим внешним видом. Бывало, что иногда напоминали причесаться, заштопать колготки, выбросить мусор из карманов. В
Страх № 2.
Тревога по поводу адаптации и психологического состояния ребенка.
Отрыв от семьи и помещение в незнакомую обстановку действительно может вызвать стресс у ребенка.
Да, стресс был, но, пожалуй, не больше недели. У нас было столько интересных занятий, что скучать было некогда.
К каждому празднику воспитатели готовили с нами концерты, а иногда и целые спектакли. Нам также очень много читали художественной литературы и современной прессы.
В школе работало много кружков: спортивных, музыкальных, танцевальных, шахматы. Я даже знала азбуку Морзе. Нас обучали кулинарии, шитью, плетению макраме. С вязанием на спицах я познакомилась в 8 лет, с тех пор это стало одним из моих любимых занятий.
Сейчас в школе обязательно работает психолог. Да и опытные педагоги уже знают, как поддержать ребенка в ситуации адаптации.
На фото: мастер-класс в Нижегородской областной специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Источник фото
Тифлокомментарий: цветная фотография. Мастер-класс в школьной аудитории. Деревянные парты расставлены полукругом. За партами сидят дети и складывают фигуры из белых листов бумаги. Учителя, две молодые женщины, помогают школьникам.
Страх № 3.
Качество специального образования.
Родители могут опасаться, что обучение в школе-интернате будет менее эффективным и качественным, чем в семье.
В специализированных школах очень маленькие классы. Поэтому учителя как раз здесь могут реализовать главный принцип педагогики — индивидуальный подход.
Все учителя и воспитатели обязаны знать шрифт Брайля. Воспитатели помогали нам при подготовке домашнего задания, по крайней мере — в младших классах.
Мы все поступили в учебные заведения, в которые желали.
Я сильно сомневаюсь, что учителя в массовых школах, при своей повседневной загрузке, выучат Брайль. Да и не каждый родитель готов этим заниматься.
Если же будет принято решение заниматься индивидуально с тифлопедагогом, то чаще всего такие занятия будут проходить далеко от дома.
Страх № 4.
Чувство вины из-за «отказа» от собственного ребенка.
Некоторые родители, когда отдают ребенка в школу-интернат, испытывают чувство вины, будто они бросают его.
Я благодарна своим родителям за то, что они приняли решение обучать меня в школе-интернате, а не оставили при себе на надомном обучении.
В моем случае меня забирали домой на выходные, поэтому я не чувствовала себя брошенной. В подростковом возрасте даже несколько раз оставалась на выходные в школе, так как там были подруги и друзья.
К тому же сейчас существуют мобильные телефоны, с ребенком можно поддерживать связь хоть каждый день.
Страх № 5.
Переживания по поводу будущего ребенка.
Родителей может тревожить неизвестность, сможет ли их ребенок адаптироваться и быть самостоятельным после выпуска из интерната.
Уборка территории в интернате. Источник фото
Тифлокомментарий: цветная фотография. Субботник на детской площадке. Подростки и молодые женщины в теплой повседневной одежде собирают граблями опавшие листья, потемневшие за зиму. Деревья еще не распустили почки, но из под земли уже заметно пробивается зеленая трава.
Мне кажется, что после интерната мы были более самостоятельные, чем те дети, которые жили дома.
Родители могут не знать, как научить незрячего ребенка бытовым умениям и навыкам самообслуживания. Некоторые даже не предполагают, что многие вещи люди с нарушением зрения в принципе способны делать. По этой причине они предпочитают сделать все сами, не тратить время и нервы на объяснения.
Живя в интернате, ребенок учится брать на себя ответственность за свой внешний вид, успеваемость, взаимоотношения со взрослыми и ровесниками.
Конечно, как и у всех школьников, у нас были и конфликты с учителями, и детские шалости, и подростковая неуравновешенность. Но все благополучно выросли.
Слышала мнение, что дети в школе-интернате не учатся самостоятельности: пришли в столовую, а там уже все готовое. А разве в семье школьники сами готовят пищу? Если это и происходит, то нерегулярно.
Другие считают, что в интернате вся жизнь по режиму, нет возможности уединиться. Но ведь у любого школьника есть режим, его рекомендуют соблюдать и взрослым. Свободное время для общения и любимых занятий у нас тоже оставалось. В старших классах мы могли выходить за территорию, чтобы сделать небольшие покупки.
Еще одно мнение, и небезосновательное, что выпускникам школ-интернатов трудно налаживать отношения с людьми без нарушения зрения. Конечно, мы все разные. Я действительно чувствую до сих пор трудности, но стараюсь посещать мероприятия вне сообществ незрячих людей. Это для меня становится интересным квестом или вызовом.
А в дружбе с незрячим людьми не вижу ничего плохого. Некоторые школьные друзья стали для меня ближе родственников. Мы до сих пор поддерживаем отношения с одноклассниками. Все они живут полноценной жизнью: реализовались в разных профессиях, создали семьи, воспитывают детей.
И когда меня сейчас спрашивают о том, как я живу без зрения, то я отвечаю, что за все благодарна педагогам нашей школы.