Как устроена проезжая часть. Изучаем ее тактильно и на слух

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний день в Москве. На остановке стоит современный низкопольный трамвай, белый с красными и серебристыми элементами. Его двери закрыты. Слева от остановочного комплекса располагается оживленная автомобильная магистраль. Справа видны жилые дома 1950-х годов, на заднем плане — современные офисные здания.

Тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает об устройстве проезжей части.

Одна из проблем при освоении навыка самостоятельного передвижения у слепорожденных детей — отсутствие представлений о том, как устроено пространство.

Для того чтобы пересечение проезжей части на слух было максимально безопасным, ребенок должен понимать, как устроена проезжая часть. Если вы с незрячим ребенком пересекаете регулярно какую-то конкретную дорогу, то это не означает, что ребенок автоматически понимает, как она устроена, какая схема движения транспорта на ней.

Это связано со многими факторами:

  • ребенок может не задумываться в этот момент о том, что происходит вокруг, он может полностью доверять своему сопровождающему, а сам думать на отвлеченные темы;
  • то, что родителям без нарушения зрения иногда кажется очевидным, далеко не очевидно для незрячих детей, которые не видят картину происходящего целиком;
  • когда люди без нарушения зрения визуально контролируют движение транспорта, им может казаться, что звуки и направление движения очевидны, но это не так. Без целенаправленной работы детям может казаться, что машины едут хаотично, окружают. Это зачастую приводит к тому, что они начинают бояться машин.

Работа по знакомству незрячих детей с проезжей частью обязательно должна содержать в себе работу с тактильными картами и сами занятия у проезжей части. Просто рассказать – это формировать вербализм. Ребенок может выучить правила, теорию, но это не приведет к безопасному пересечению дороги. Нужно стремиться сформировать у ребенка все понятия, которые используются при описании пространства. Чтобы понять, ребенку нужно подержать в руках. Когда будет накоплено достаточно опыта, ребенок сможет понять, как выглядит объект или явление, только по описанию, опираясь на прошлый опыт. Какие нам нужны сформированные понятия, связанные с проезжей частью:

  • Дорога.

  • Асфальт.

  • Бордюр.

  • Тротуар.

  • Газон, придорожный газон.

  • Разметка.

  • Светофор, дорожный знак.

  • Пешеходный переход.

  • Вдоль.

  • Через.

  • Полоса, линия, пунктир.

  • Проезжая часть.

  • Перекресток.

  • Улица и др.

Важным осознанием для незрячего человека является тот факт, что люди устраивают пространство предсказуемо. Дороги, перекрестки, улицы во всем мире выглядят примерно одинаково. Если человек поймет, как устроена дорога, как устроена схема движения транспорта, то это сильно облегчит передвижение и понимание того, что вокруг.

Тифлокомментарий: цветная фотография в контровом свете. Закат. Солнце прячется за тучами. По широкой проезжей части едут редкие автомобили. Правая полоса дороги выделена для движения общественного транспорта и обозначена разметкой. Справа на тротуаре толпятся прохожие. Слева тянутся трамвайные пути.

Итак, давайте подготовимся.

Для начала нужно склеить тактильную карту дороги. Для этого возьмите плотный картон формата А4, бархатную самоклеящуюся бумагу и ножницы. Картон должен быть плотный, такой, чтобы не провисал, если его положить на одну ладонь, а рассматривать второй рукой. Можно использовать «пивной картон» толщиной 3 мм. Если нет бархатной бумаги, можно использовать обычный картон и клей. Еще подготовьте две маленькие машинки, желательно, чтобы они отличались по форме, их ширина — не более 3,5 см.

Нарежьте бархатную бумагу на полосы: две полосы длиной 20 см, шириной 5 мм, одна полоса шириной примерно 3 мм, затем нарежьте ее на одинаковые кусочки длиной примерно 1 см.

Положите перед собой горизонтально картон. Отступив снизу примерно 5 см, приклейте первую длинную полосу. Это получился бордюр. Отступив от «бордюра» 3,5 см наклейте полосу из сантиметровых кусочков так, чтобы у вас получилась пунктирная линия. Это будет разделительная полоса. Отступите от нее еще 3,5 см и наклейте второй «бордюр». Все! Ваша первая тактильная карта проезжей части готова! Подготовить ее было легко, а пользы она принесет очень много.

Следует учитывать, что рельефная карта не должна превышать по размерам две ладони ребенка с разведенными в стороны пальцами.

Для начала рассмотрите с ребенком тактильную карту проезжей части. Рассматривать начнем снизу вверх. Объясните ребенку, что карта лежит перед нами так, будто мы стоим перед дорогой, которую собираемся переходить. Сначала идет прямая полоса — это бордюр. Над ней – полоса, состоящая из отдельных коротких полосок. Такая полоса называется пунктирная. Над пунктирной полосой – опять прямая, это снова бордюр.

«Если бы мы с тобой сейчас стояли перед дорогой и держали перед собой эту карту, то нижняя полоса — это был бы бордюр, ближайший к нам, а верхняя полоса – дальний бордюр на противоположной стороне дороги. Пунктирная разделительная полоса делит дорогу пополам, на две равные части. Она нарисована краской для водителей».

Давайте теперь разберемся, что такое бордюр и для чего он нужен.

Бордюр – это бетонные или каменные блоки, выложенные друг за другом в одну линию. Они нужны для создания границы между проезжей частью и тротуаром или газоном, а также другими зонами. Во время передвижения мы обнаруживаем бордюр ступенькой вниз или вверх, реже его нужно перешагнуть как порог.

На карте прямыми линиями обозначены бордюры, а вот пунктирная линия – это разделительная полоса. Если бордюр – это камень, который мы можем обнаружить тростью, ногами, можем потрогать руками, то разделительная полоса нарисована краской для водителей.

Сейчас на нашей карте изображена двухполосная дорога.

Разделительная полоса делит дорогу пополам на две полосы. Посмотрите еще раз карту: сверху бордюр, затем пустое пространство — это первая полоса для движения автомобилей, затем нарисована разделительная полоса, затем вторая полоса для движения автомобилей, снова бордюр.

Разделительная полоса разделила дорогу на полосы для движения машин. Кто и по какой полосе должен ехать? Даже взрослые незрячие люди иногда спрашивают: «Почему машины, когда едут, не сталкиваются, как они узнают, где ехать, как люди узнают, откуда машина может приехать?»

Тифлокомментарий: цветная фотография ночного города. По дороге в нашу сторону едет красный автобус. Фото сделано на длинной выдержке: изображение автобуса смазанное, от него тянется шлейф от фар и габаритных огней. Вдоль освещенной фонарями дороги стоят припаркованные автомобили.

Почему машины не сталкиваются?

Самое время рассказать о том, что такое правостороннее движение.

Дайте ребенку в руки две машинки. У нас две полосы на дороге для движения автомобилей. Сейчас посмотрим, как они поедут одновременно по дороге в разных направлениях. Что получится? Как они разъедутся, не столкнувшись? Для этого каждая машинка должна выбрать нужную полосу для движения. Если они поедут по одной полосе, то получится лобовое столкновение.

Возьмите машинки, разместите их на одной полосе в разных концах карты и покажите, как происходит лобовое столкновение, то есть авария.

Для того чтобы этого не происходило, люди договорились, что по всей стране будет действовать правило правостороннего движения. Наверняка ребенок в школе уже слышал о правостороннем движении, когда учеников просили ходить по правой стороне в коридорах и на лестнице. Учитель в этом случае говорит: «Идите вдоль правой стены!», «Спускайтесь по ступеням справа».

И для водителей, и для пешеходов существует правило правостороннего движения. Люди идут в помещении вдоль правой стены, на улице по тротуару вдоль правого бордюра или обочины. Автомобили едут так, чтобы бордюр у них был справа.

Объясняя материал про правостороннее движение, встаньте с ребенком и пройдитесь вдоль стены так, чтобы она была справа. Обсудите с ребенком положение стены, ребенка относительно нее, что такое «двигаться вдоль». Порассуждайте с ребенком, почему правило правостороннего движения введено в школе, что случится, если все будут двигаться по лестницам хаотично.

После того, как ребенку станет понятно, что значит двигаться вдоль и как выглядит передвижение по правой стороне, вернитесь к работе с тактильной картой. Расположите игрушечные машинки на тактильной карте дороги так, чтобы у каждой машинки бордюр был справа, а разделительная полоса между ними, посмотрите с ребенком, что будет, когда машинки начнут движение.

Да, в этом случае машинки едут и не сталкиваются друг с другом.

Даже если автомобиль подъезжает к дороге со стороны бордюра, с обочины, например, из леса или из двора, он выбирает не любую полосу, а ту, где бордюр будет справа.

Подводя итоги работы с тактильной картой, делаем вывод, что двухполосная дорога — это дорога, по которой могут одновременно разъехаться две машины. А вот друг за другом может ехать много машинок. Возьмите несколько машинок и проиграйте движение большого количества транспорта.

Тифлокомментарий: цветная фотография безлюдной городской улицы. Уходящая вдаль проезжая часть ограничена с обеих сторон узкими тротуарами и невысокими строениями в неоклассическом стиле. На переднем плане — нерегулируемый пешеходный переход, обозначенный дорожной разметкой: широкими поперечными полосами желтого и белого цвета.

Пешеходный переход

Для продолжения подготовительной работы нужно подготовить еще одну карту, можно доработать имеющуюся. Однако лучше сделать отдельную для того, чтобы можно было при необходимости работать с двумя. Повторите предыдущую карту, но добавьте в середине дороги полосы, изображающие пешеходный переход. Длиной полосы могут быть 5-6 см, шириной 5 мм.

Рассмотрите с ребенком новую тактильную карту проезжей части, обратив особое внимание на пешеходный переход.

«Посмотрим карту проезжей части. Мы ее внимательно изучили, осталось только разобраться с полосками посередине. Это зона пешеходного перехода, ее еще называют зебра. Настоящая зебра — это лошадь, которая имеет окрас в черную и белую полоску, в честь этих полосок и назвали пешеходный переход».

Зебра, как и разделительная полоса, является разметкой на дороге, она нанесена на асфальт краской. Поперечные полосы обозначают зону пешеходного перехода и делают его более заметным как для водителей, так и для самих пешеходов. Если у пешеходного перехода нет светофора, то у пешеходов в зоне зебры имеется приоритет на дороге. Это означает, что водители должны остановиться и пропустить пешеходов, а не наоборот. В любом случае пешеход должен выходить на дорогу тогда, когда убедится, что это безопасно.

Как найти пешеходный переход

Дорогу нужно переходить только по пешеходному переходу. Это очень важно! Для начала родители должны прокладывать свои маршруты для передвижения через пешеходные переходы, комментировать ребенку, что они пересекают дорогу по пешеходному переходу. Обсудите с ребенком, где обычно располагаются пешеходные переходы. Всегда подводите ребенка к мысли, что почти везде есть какая-то закономерность и логика. Спросите ребенка, как он думает, где обычно располагаются пешеходные переходы. Вспомните вместе с ребенком, где вы обычно встречали пешеходные переходы и что было рядом с ними.

Пешеходные переходы делают там, где большому числу людей нужно переходить дорогу. Обычно пешеходные переходы есть рядом со школами, детскими садами, больницами, поликлиниками, торговыми центрами, театрами и другими организациями. Обязательно пешеходные переходы есть рядом с остановками общественного транспорта и на перекрестках. В жилых кварталах с некоторой периодичностью размещают пешеходные переходы, даже если рядом нет остановки или магазина, так как люди нуждаются в том, чтобы переходить дорогу, они не хотят далеко идти до перекрестка или остановки.

Перед зоной пешеходного перехода стоит знак обозначающий пешеходный переход, он размещается на металлическом столбе. Иногда перед пешеходным переходом лежит тактильная плитка.

Если кто-то помогает незрячему ребенку составить маршрут, то он, если есть необходимость пересечь проезжую часть, обязательно должен проходить через пешеходный переход. Если незрячий человек передвигается не по заранее составленному маршруту, то он должен спросить у прохожих, где находится пешеходный переход. Это важно для безопасного передвижения по дороге!

Проиграйте с ребенком на тактильной карте ситуацию перехода проезжей части. Можно взять маленькую куколку, изображающую пешехода. На что обращаем внимание? Поставьте пешехода внизу карты перед пешеходным переходом, машинки поставьте на свои полосы так, чтобы бордюр у них был справа. Пешеход собирается переходить дорогу, откуда он будет слушать машины первую половину дороги? Слева. А вторую половину дороги? Справа. Перед переходом относительно пешехода дорога впереди, после пересечения — позади, за спиной.

После того как вы поработали с тактильными картами и ребенок понял материал, переходите к следующему важному этапу: выходите с ребенком к настоящей дороге и возьмите с собой тактильную карту.

Подойдите к двухполосной дороге, выберите для начала достаточно тихую. Найдите с ребенком белой тростью край проезжей части, встаньте так, чтобы дорога была перед вами. Возьмите тактильную карту и дождитесь, когда перед вами проедет машина, например, слева направо. Попросите ребенка показать рукой направление движения транспорта, проговорите направление движения и покажите на карте, как проехала машинка. Важно соотнести то, что происходит на дороге, с тем, что вы показывали на карте.

Обратите внимание ребенка на то, как звучит на двухполосной дороге дальняя машина, то есть та, которая едет справа налево. Важно запомнить этот звук для того, чтобы в будущем незрячий человек, подходя к неизвестной дороге, мог по звуку определить примерную ширину дороги.

После изучения двухполосной дороги создайте карту четырехполосной дороги, сделайте в центре дороги двойную сплошную полосу.

Покажите на карте, как разъезжаются одновременно четыре автомобиля на четырехполосной дороге: две машинки едут слева направо, две — справа налево. И обязательно послушайте, как звучит четырехполосная дорога.

Изучение дорог — это очень увлекательный процесс! Длинная дорога начинается с первого шага!

На видео в статье представлены не уроки, а показан принцип работы с ребенком с нарушением зрения. В реальности материал детям дается не так плотно.