Музей русского импрессионизма: выставка «Отличники» с тактильными копиями экспонатов

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставка картин в светлом просторном помещении с высоким потолком. На белоснежных стенах представлены работы выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи. На картинах изображены животные, дома и пейзажи. Кроме того, представлены женские портреты.

9 февраля в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Отличники», на которой представлены работы русских мастеров — выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

За успехи в учебе художники получали возможность несколько лет находиться в Европе, изучать живопись знаменитых художников и работать в новых условиях. Выставка «Отличники» стала одним из первых крупных исследований, посвященных поездкам русских живописцев 1870 — 1910-х годов, формированию их стиля и эволюции традиций отечественной художественной школы.

В экспозиции можно увидеть полотна Николая Ге, Константина Горбатова, Исаака Бродского, Михаила Демьянова, Александра Яковлева, Василия Шухаева, Бориса Кустодиева, Генриха Семирадского, Ивана Айвазовского, Василия Поленова и других живописцев из федеральных и региональных музеев, а также частных коллекций.

В отдельном зале расположились работы Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера, Франца фон Штука и других художников из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Имена этих европейских мастеров встречаются в письмах и в академических отчетах русских живописцев о зарубежных поездках, они сыграли важную роль в процессе формирования их творческого мировоззрения.

«У меня на выставку два взгляда. С одной стороны, я представляю музей, который впервые стал официальным партнером Музея русского импрессионизма. Это здорово. С другой стороны, экспозиция представляет для меня и личный интерес. Я всю жизнь занимаюсь восприятием зарубежного искусства русскими художниками», — заметил Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставка картин в светлом просторном помещении с белоснежными стенами. На картинах изображены пейзажи, портреты и интерьер дворца. У стены установлена высокая тумба с тактильной копией, в точности повторяющей рисунок, и текстовым описанием, в том числе на Брайле. Две молодые девушки стоят рядом с тумбой и изучают изображение, прикасаясь руками к тактильной копии.

По его словам, выпускникам Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которые продолжали образование в Европе, находиться там было непросто. Незнание иностранных языков и задержка перечисляемых им стипендий вынуждали молодых мастеров большую часть времени заниматься только наблюдением и зарисовкой «типичных людей в типичных обстоятельствах».

«Попав в Европу, каждый из них переформатировался, для каждого из них это был вызов. Мы смотрим на хорошие картины, на имена, а на самом деле за этим вечная коллизия нашей культуры: вот есть мы, вот есть они, то есть Европа, а что с этим делать? Ответ можно найти на выставке», — подчеркнул Илья Доронченков.

Семь картин, представленных на выставке «Отличники», сопровождают тактильные копии, созданные при поддержке программы «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», и ароматы-состояния от незрячих парфюмеров Pure Sense.

После завершения выставки картины вместе с созданными для них тактильными копиями будут возвращены в региональные музеи и станут частью их постоянных экспозиций.

«Мы благодарим программу „Особый взгляд“ за оказанную поддержку в процессе создания тактильных станций и ароматов,которые уже стали одной из отличительных черт наших экспозиций. В этот раз у нас в два раза больше тактильных станций, в два раза больше произведений охвачено», — сказала во время открытия выставки директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. Она также поблагодарила ГМИИ им. А. С. Пушкина, который выступил партнером выставки и предоставил работы европейских мастеров.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На высокой белой тумбе размещена тактильная копия картины с текстовым описанием, в том числе на Брайле. Рядом стоит девушка и изучает изображение, прикасаясь к копии руками.

Руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева отметила, что живопись великих мастеров — культурное наследие, которое меняет каждого человека.

«Мы хотим, чтобы искусство было доступно всем. Музей русского импрессионизма является для нас не просто партнером, а примером институции, которая много лет работает в этом направлении. Музей русского импрессионизма внедрил инклюзию в свою стратегию, а не просто добавил ее как элемент своей работы. Он идет впереди многих институций и развивает тему инклюзии на всероссийском уровне. Тактильные модели, которые были созданы к этой выставке, уедут в регионы, получат вторую жизнь. Эти модели созданы для людей с нарушением зрения, и мы понимаем, что фраза „руками не трогать“ будет не применима. Руками можно трогать и даже ощутить аромат картин, настроения, в котором пребывал художник, создавая их. Для нас важно, что в разработке тактильных моделей и ароматов участвовали люди с нарушением зрения», — сказала Ксения Дмитриева.

Экскурсию по выставке для незрячих и слабовидящих посетителей проводят опытные экскурсоводы: они знакомят с историей заграничных поездок молодых русских художников и описывают их самые знаковые работы. Тактильные копии сделаны к картинам «Часовня на берегу моря» Ивана Айвазовского, «Дорога из Рима в Альбано» Генриха Семирадского, «Белая лошадка» Василия Поленова, «Голова негра» Александра Новоскольцева, «Лавка старьевщика в Венеции» Ивана Порфирова, «Сказка» Исаака Бродского, «Обезьяны» Александра Яковлева.

Рядом с тактильными моделями расположены колбы с ароматами, отражающими настроение художников и написанных ими полотен. По словам Елены Шаровой, тифлокомментатора, куратора просветительских и инклюзивных программ Музея русского импрессионизма, тактильные копии и ароматы были созданы именно для тех картин, которые могут помочь незрячим посетителям понять, как развивалось русская живопись конца XIX-начала XX веков, как художники выходили из студий писать на пленэры, какие сюжеты выбирали и какие темы их интересовали в заграничных поездках.

«Нам хотелось познакомить наших посетителей с нарушением зрения с Айвазовским, Поленовым, Бродским — важными художниками рубежа веков. Каждая тактильная копия помогает им лучше узнавать историю живописи», — сказала она.

Так, аромат картины «Белая лошадка. Нормандия» Василия Поленова передается через запахи инжира, сливы и спелого персика, в композиции также присутствуют ароматы табака, шафрана, мускуса и нагретой солнцем кожи грубой выделки.

«Голова негра» Александра Новоскольцева — ноты мускуса, дымного ветивера и древесины, перца, кардамона и шафрана. Аромат картины «Лавка старьевщика в Венеции» Ивана Порфирова древесно-акватический, в нем есть аккорды инжирного листа, сухого табака и пачули. Он ассоциируется с пропитанной водой древесиной, из которой сделаны гондолы и весла.

Выставка «Отличники» проходит в Музее русского импрессионизма в период с 9 февраля до 21 мая 2023 года.

Узнать подробную информацию о выставке и записаться на экскурсию можно на сайте музея.