Сегодня незрячие люди активны, любознательны и стремительны в освоении новых навыков. Они погружаются на глубину с аквалангом, ездят на мотоциклах, поднимаются в горы с альпинистским снаряжением — если не сразу в горы, то хотя бы под потолок скалодрома.
О том, как незрячие люди занимаются скалолазанием и как проходят их тренировки, «Особому взгляду» рассказал тренер и основатель школы «Доктор Боулдер» Максим Семенов.
Скалолазание — экстремальный вид спорта, во время занятий которым человек преодолевает участок настоящей или искусственной скалы с помощью сил собственного тела. Скалолазы соревнуются в быстроте и техничности прохождения вертикальной трассы с зацепами (выступами для опоры и сцепления).
Успех спортсменов зависит от их навыков лазания, то есть от правильной постановки ног, зацепов и распределения веса. Чтобы исключить падение и травматизацию при подъеме на высоту, они используют страховочные устройства. А если скалолазы незрячие, то вид спорта, которым они занимаются, называется параскалолазанием (параклаймбингом) или адаптивным скалолазанием.
Тренер по скалолазанию Максим Семенов считает, что нет особой разницы между скалолазанием людей без инвалидности и адаптивным скалолазанием. Спортсмен без нарушения зрения видит зацепы и с их помощью поднимается по трассе, а незрячий человек находит их благодаря подсказкам тренера и собственным тактильным ощущениям.
«Мое отношение к ребятам с инвалидностью такое же, как к спортсменам без физических ограничений. Мои незрячие ученики работают, как и зрячие: самостоятельно приходят на скалодром, разминаются, после чего мы идем непосредственно лазить. Незрячий человек может самостоятельно — на ощупь — находить зацепы и подниматься с их помощью, я также голосом могу подсказывать ему, где они находятся и как удобнее ухватиться за них. Незрячие ребята еще и страхуют друг друга. Когда я впервые поставил их страховать друг друга, они были шокированы, но затем стали относиться к этому абсолютно спокойно. Спортсмен, страхующий другого спортсмена, чувствует ответственность за него», — сказал Максим Семенов.
Максим занимается с незрячими спортсменами на нескольких скалодромах Москвы — в спортивном комплексе Sportstation, Big Wall и в ДДС. Это площадки, которые расположены недалеко от метро, и они согласились бесплатно принимать людей с инвалидностью по зрению.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Плотные облака окутывают скалистые горы с зелеными склонами. Молодой брюнет стоит на выступе, смотрит вдаль. На нем желтая футболка, черные шорты и кроссовки, за плечами красный походный рюкзак.
«Меня часто спрашивают, почему я тренирую не только людей без физических ограничений, но и ребят с инвалидностью. Наверное, это связано с моей юностью, когда я на мотоцикле попал в аварию и получил тяжелые травмы. Я постепенно восстанавливался, учась заново ходить, поэтому хорошо понимаю, что значит иметь физические ограничения и какие результаты могут дать регулярные тренировки тела. Кроме того, у меня тренерское образование, мне интересно применять его на практике», — продолжил Максим Семенов.
Он тренировал глухих скалолазов и спортсменов с ДЦП, а однажды встретил на скалодроме и незрячего мужчину. Им оказался Роман Костяков. Тренер увидел, как тот поднимается по трассе и начал советовать ему, куда лучше поставить ногу и где перехватить зацепы. После этого Максим Семенов пригласил незрячего спортсмена на тренировки, затем к ним присоединились и другие люди с нарушением зрения.
Говоря о своих учениках с нарушением зрения, Максим Семенов акцентирует внимание на том, что они самостоятельные, активные и целеустремленные.
«Мне бы хотелось, чтобы и другие незрячие люди обладали такими же качествами. Скалолазание — вид спорта, который способен их развить. Он улучшает координацию движений, формирует силу воли, упорство и терпение», — сказал тренер.
Среди незрячих спортсменов Максима Семенова есть и призер международных соревнований: в 2019 году Даниил Лисиченко занял третье место на чемпионате мира по параклаймбингу во Франции.
«Успех незрячего скалолаза на соревнованиях — это результат слаженной работы спортсмена и тренера. Спортсмен лезет вверх по трассе, а тренер голосом подсказывает ему, в каком направлении двигаться, где расположены зацепы и как лучше их использовать. Большинство спортсменов и тренеров при этом пользуются портативными микрофонами и наушниками, но в этом вопросе я технике не доверяю и направляю своих незрячих спортсменов только своим громким голосом. При передаче голоса с помощью беспроводной гарнитуры есть небольшая задержка звука, а во время соревнований двигаться по трассе нужно максимально быстро», — добавил тренер.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Горная долина. Перистые облака в розово-голубом небе. Заснеженный горный хребет отражается в голубой глади озера.
Максим Семенов продолжил: «Живым голосом спортсменов веду только я и еще один иностранный тренер. Могу сказать, что я один из самых ’’громких’’ тренеров мира».
По словам тренера, ему хотелось бы, чтобы российских призеров на международных соревнованиях было больше, но все упирается еще и в финансирование. Финансовую поддержку незрячим скалолазам государство не оказывает: экипировку они покупают на свои деньги и на соревнования вынуждены выезжать за свой счет.
Несмотря на материальные и логистические трудности, некоторым спортсменам все-таки удается принимать участие в международных соревнованиях. К примеру, Роман Костяков принимал участие в двух чемпионатах мира и в финале кубка мира по параклаймбингу, а также в международных фестивалях спорта.
Однако Роман признался: «Особенных перспектив в профессиональном спорте я не вижу. Многое зависит от финансирования и от нерешенных бюрократических вопросов, но мне нравится просто заниматься скалолазанием. Благодаря этому виду спорта я не только развиваю свою выносливость и физическую силу, но и знакомлюсь с новыми людьми. Занятия спортом всегда связаны с расширением круга общения, а лично для меня это важно».
Незрячие скалолазы Максима Семенова занимаются одновременно с людьми без нарушения зрения, страхуют и помогают друг другу на трассе — их общение строится на доверии и взаимопонимании. Прийти на тренировку может любой человек с нарушением зрения — вне зависимости от возраста, веса и уровня физической подготовки.
Читайте также:
Покоряем стихии: десять способов сделать это лето незабываемым