«Мультисенсорное искусство кажется безграничным»: куратор инклюзивных программ Никита Большаков — о новом этапе развития музея

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: схематичный черно-белый рисунок человечка. У него круглая голова с большими глазами, квадратное туловище, руки и ноги в виде палок. Нижняя часть лица и тело заштрихованы черными линиями. Слева схематичное изображение глаза и носа и надписи в несколько строк: «Дискуссия. Не трогать, не слушать, не смотреть», «Конференция ''Музей ощущений. После инклюзии: утопии и новые сценарии''».

В феврале в музее современного искусства «Гараж» прошла седьмая ежегодная конференция «Музей ощущений». К разговору пригласили гостей музеев с разным опытом, российских и зарубежных профессионалов, исследователей, инициаторов соцпроектов.

Одним из событий конференции стала дискуссия, приуроченная к публикации русского перевода книги «Мультисенсорный музей: междисциплинарный взгляд на осязание, звук, запах, память и пространство». Это сборник статей об осмыслении значения тактильных, слуховых, пространственных, обонятельных и вкусовых ощущений в музеях настоящего и будущего.

Модератором дискуссии выступил научный редактор книги Никита Большаков — кандидат социологических наук, преподаватель, научный сотрудник Высшей школы экономики, а также куратор программ доступности и инклюзии Музея криптографии. «Особый взгляд» поговорил с ним о значении мультисенсорного музея для посетителя с инвалидностью.

Запись дискуссии доступна по ссылке.

— Расскажите об участниках дискуссии: кто они и почему их опыт может быть интересен другим.

— В дискуссии принимала участие Алина Жекамухова, менеджер инклюзивных программ музея «Гараж», которая адаптирует искусство для посетителей с инвалидностью. Присутствовала художница Юля Левин, создающая мультисенсорное искусство. Накануне встречи она делала ужин в музее «Гараж» — перформативный творческий проект, в ходе которого можно есть и общаться.

Также в дискуссии принимала участие Светлана Телицына — незрячая хозяйка собаки-проводника Честера, выступившая в роли эксперта по доступности музейного пространства для людей с инвалидностью. Она обладает опытом посещения разных музеев.

Таким образом в дискуссии приняли участие представители со стороны художников, создающих произведения искусства, менеджеров или кураторов, организующих условия для его восприятия посетителями с инвалидностью, и со стороны самих посетителей с инвалидностью.

— А как вы оцениваете интерес слушателей к теме дискуссии?

— Тема дискуссии заинтересовала многих гостей музея: из-за коронавирусных ограничений в зале было всего несколько десятков человек, но мероприятие транслировалось на YouTube-канале музея — запись посмотрели уже более тысячи зрителей. Как модератору мне было приятно и интересно наблюдать за тем, как развивалась дискуссия: у нас был список вопросов, которые мы предварительно обсудили, но все пошло не по плану и получилась живая и захватывающая беседа.

— Мультисенсорный музей — музей, экспонаты которого можно воспринимать всеми органами чувств. Допустимо ли говорить о том, что это музей, созданный с учетом возможностей людей с разными формами инвалидности?

— Вопрос ставился гораздо шире. Мы с коллегами стараемся говорить о том, что это музей для людей с разным жизненным опытом, в том числе с опытом глухоты или слепоты. В целом дискуссия была приурочена к выходу русскоязычного перевода книги про мультисенсорный музей. Книга представляет собой сборник статей про возможности интеграции разных чувств посетителей музеев, о том, как современный музей становится местом, где можно нюхать, смотреть, слушать, трогать и пробовать.

Под музеем сегодня понимается пространство шире, чем пространство привычного нам музея. Поэтому и дискуссия была шире разговора про конкретный музей и про людей с инвалидностью. Мы старались говорить о том, как можно интегрировать разные чувства в опыт посетителей музеев.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Большое светлое помещение с панорамным окном. За круглым деревянным столом в креслах сидят юноша и три молодых женщины в повседневной одежде. Все четверо держат в руках черные микрофоны, о чем-то увлеченно говорят, широко улыбаются. На столе перед ними стоят стаканы с водой.

— Тенденции к созданию мультисенсорных музеев в России возникли параллельно с западными тенденциями?

— Нужно честно сказать, что книга о мультисенсорном музее вышла несколько лет назад. Она подытожила опыт западных коллег в создании мультисенсорного музея и инклюзивных музейных программ. С одной стороны, в этих вопросах Россия догоняет западные музейные институции, но с другой — она сделала сильнейший рывок вперед. Сегодня некоторые описанные в книги темы нам кажутся устаревшими. Та же доступность для нас сегодня привычная вещь, и мы уже не говорим об этом, как о чем-то уникальном.

К примеру, среди авторов статей есть организации, которые занимаются доступностью музейного опыта для незрячих и слабовидящих посетителей. Они рассказывают о своем опыте, как о передовом решении, а нами он воспринимается как обыкновенная практика.

— Создавая мультисенсорное произведение искусства, художник думает о его доступности для людей с инвалидностью? И можно ли сказать, что кураторы, адаптирующие произведение искусства для посетителей с инвалидностью, создают его мультисенсорный аналог?

— Мы будем говорить о произведении искусства с разных сторон. Можно адаптировать немультисенсорный объект, создать условия для того, чтобы потрогать, понюхать его. Специалисты, которые это делают, стараются дать больше возможностей человеку с инвалидностью воспринять произведение искусства при помощи разных каналов. В чем-то такое восприятие будет более объективным — оно позволяет взглянуть на объект с разных точек зрения, а в чем-то — более субъективным, так как оно создает условие для эмоционального восприятия объекта.

Мне кажется, что обращение к мультисенсорному опыту помогает посетителю по-своему интерпретировать то, что хотел сказать художник. Сами художники мыслят шире: они создают мультисенсорное произведение не для того, чтобы сделать его доступным для человека с инвалидностью. Для них каналы восприятия выступают как медиумы, которые транслируют человеческий опыт.

К примеру, для Юли Левин забота и гостеприимство — идеи, и она через образы, действия говорит о том, как важна забота к окружающим нас людям. В данном случае ужин — это больше, чем акт приема пищи, это действие, которое позволяет нам проявить заботу о близких людях. Запахи еды — это медиумы, посредством которых она транслирует свою идею. К примеру, для другого художника звук становится каналом. Художники могут работать и транслировать свои идеи по-разному.

— Почему мультисенсорный объект, созданный художником, можно считать произведением искусства?

— Изображение или скульптура — это форма, при помощи которой художник выражает свою мысль. Но мысль может быть выражена в запахе или даже в действии. В книге об этом тоже идет речь.

Тифлокомментарий: цветная фотография, общий план. Помещение музея, где проходит дискуссия. За столом те же четверо выступающих. Одна из девушек, крайняя слева, держит в руках зеленый поводок, рядом с ней на полу лежит палевый лабрадор. На нем красная шлейка с жесткой дугой и красным крестом в белом овале. Перед выступающими — зрительный зал, заполненный людьми, напротив, в панорамном окне, виден холл первого этажа и широкий лестничный пролет.

— Какие ограничения способен преодолеть мультисенсорный музей? Какая будет роль у кураторов инклюзивных программ, если все произведения искусства будут доступны для восприятия людьми с инвалидностью?

— Создается впечатление, что мультисенсорный музей — это музей, преодолевающий все границы. Но мы понимаем, что есть большая группа посетителей, для которой музей может оказаться сложным. К примеру, Светлана с Честером присутствовали на ужине Юли Левин. Светлана говорила, что Честер не обращает внимание на запахи еды, они ему не мешают. Если же во время ужина было бы слишком шумно, то ему было бы некомфортно. А в музее всем посетителям должно быть комфортно.

Нередко в музей приходят люди, которым хочется держаться на расстоянии от произведения искусства, не вовлекаться в него, а в ужины Юли надо включаться. Свою аудиторию она называет не гостями и не посетителями, а соучастниками, вместе с которыми она создает произведение искусства.

Важно вести беседу с посетителем, рассказывать ему о том, что его ждет на выставке, объяснять, что его могут попросить принять участие в каком-либо действии, где будут яркие цвета и громкие звуки. Человека надо подготовить к этому опыту. Поэтому мы можем говорить о том, что мультисенсорный музей предоставляет больше возможностей для взаимодействия и одновременно с этим возможность для большего взаимодействия.

Мультисенсорное искусство кажется безграничным, но вместе с тем имеет свои ограничения, о которых нужно помнить и предупреждать. Роль и значение куратора или менеджера инклюзивных программ в таком музее не пропадает. Он по-прежнему должен проявлять заботу о каждом посетителе, взаимодействовать с ним, рассказывать о возможном опыте. Он может быть не столько инклюзивным, сколько заботящимся об опыте каждого посетителя.

Есть люди, которые приходят в музей только для того, чтобы сделать селфи, и даже для них нужно создать комфортные условия посещения.

Мультисенсорный музей — это не новый музей, который придет на смену привычному. Это этап развития музея. Кроме того, мультисенсорный музей выходит за рамки музея как площадки. Мы должны говорить про мультисенсорный опыт, который можно получить не только в музейном пространстве, но и в любом другом.