Охота за впечатлениями: загадки Михаила Врубеля

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ярко освещенные выставочные залы с серыми стенами и широкими проходами в форме многоугольников. В начале экспозиции в золоченой раме висит картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь», рядом на стене крупными размашистыми белыми буквами написана фамилия художника, под ней более мелким шрифтом – цитата о его творчестве.

В Новой Третьяковке до 8 марта проходит выставка «Михаил Врубель». Незрячая колумнистка «Особого взгляда» Лариса Овцынова рассказывает о главных картинах художника, а также о том, как устроена масштабная экспозиция. Записаться на экскурсию для незрячих посетителей можно по ссылке.

Когда я заходила в первый зал выставки «Михаил Врубель», то не знала о художнике почти ничего. Для меня этого мастера окружал флер загадочности. В итоге я наполнилась не только фактическим материалом о жизни и творчестве художника, но и пониманием глубинного смысла его работ, погрузилась в его образный мир. Проводником для меня стала методист по музейно-образовательной деятельности отдела обеспечения доступности и инклюзии Третьяковской галереи Мария Галкина.

Выставка готова к приему посетителей с нарушением зрения — музей изготовил тактильные модели некоторых работ, составил тифлокомментарии, разработал маршрут. Расположилась она на трех этажах, архитектура каждого своеобразна и имеет внутреннюю логику. Работы художника представлены не в хронологическом порядке, а объединены определенными темами. Всего в экспозицию вошли более 300 работ Врубеля из собраний музеев.

Отличительными чертами творчества художника являются масштабность его полотен (есть работы длиной в два-три метра) и достаточно мрачная палитра — обилие лилового и фиолетового цветов.

Путешествие начинается

Прогулка по выставке началась с третьего этажа. Здесь из больших панелей соорудили мозаику из многогранников. Еще в этих помещениях прорубили окна необычной формы, в них нет ровных линий, это своеобразные «порталы» в разные миры художника. Надо сказать, что у Врубеля все темы и смыслы связаны между собой. И работал он во многих жанрах: живопись, графика, майолика, театральные декорации и костюмы, оформление интерьеров зданий, роспись храмов.

Первой на выставке нас встретила «Царевна-Лебедь». Художник запечатлел на полотне момент, когда девушка лишь наполовину превратилась из лебедя в царевну.

«Мотив метаморфозы является одним из основных в творчестве художника. В этой картине он виден наиболее наглядно, поэтому кураторы поместили ее в самом начале. Надо сказать, что практически все женские образы у Врубеля в той или иной степени отражают черты жены художника — Надежды Ивановны Забелы-Врубель», — сказала Мария Галкина.

С будущей женой Михаил познакомился в Панаевском театре в Санкт-Петербурге во время репетиции оперы «Гензель и Гретель». Он приехал посмотреть декорации и костюмы, услышал, как репетирует Надежда, и буквально через несколько дней сделал ей предложение. Она же поставила условие — написание портрета. Врубель написал три. Вероятно, они понравились. Всю жизнь между Михаилом и Надеждой поддерживалась глубокая душевная связь.

Три демона

Мы переместились в следующий зал, я бы назвала его «демоническим». Здесь представили трех «демонов». Первый — «Демон сидящий». Герой на полотне сидит на камне, он обнажен до пояса. Он о чем-то размышляет, и чувствуется, что мысли у него тяжелые. К этой картине сделали тактильную модель в виде барельефа.

«Врубель пишет крупными мазками. Он будто лепит свои картины. Цветы, на фоне которых изображен демон, выглядят плоскими, их лепестки словно состоят из кристаллов, как на мозаиках. Этому есть объяснение. В молодости художник познакомился в Киеве со старинной византийской мозаикой и уже тогда делал росписи в мозаичном стиле», — пояснила Мария Галкина.

Другие два образа — «Демон летящий» и «Демон поверженный». На последнем полотне изображается сцена падения: демон на камнях с заломленными руками и рассыпавшимися крыльями, одежда порвана, взгляд полон злобы. Этот демон сыграл в жизни Врубеля роковую роль.

Художник писал картину в маленькой мастерской, под яркой лампой, используя определенные краски и золотые порошки. Когда же картину поместили в просторное помещение выставочного зала, где направленного света было гораздо меньше, то она сильно потускнела и потеряла выразительность. Это не давало художнику покоя. Он чуть ли ни каждый день переписывал голову демона и никак не мог добиться желаемого результата. Образ как будто ожил для него и находился с ним в диалоге.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Пространство выставки. Анфилада из белых и черных чередующихся выставочных залов с прямоугольными проходами. На переднем плане на белой стене висит портрет сына художника в темной раме.

Сирень

Следующие залы — зал графики и зал меценатов. В последнем — портрет Саввы Мамонтова, человека, сыгравшего большую роль в жизни Врубеля. Он предоставил в его распоряжение свой театр, мастерские, завод, где мастер мог экспериментировать с майоликой.

«Савва Иванович изображен сидящим в кресле, но поза его неспокойна. Руки упираются в подлокотники, как при попытке встать. Круглые от природы глаза стали как будто еще круглее. Впечатление, что человек испуган. Рядом с портретом находятся головы ливийских львов, выполненных в технике майолики. Они располагались на воротах усадьбы Мамонтова в Москве», — прокомментировала Мария Галкина.

В следующем зале нас встретила знаменитая «Сирень». Это монументальное полотно — 2 метра в высоту и 3 метра в длину, на котором во всей пышности и великолепии изображен цветущий куст сирени. Он занимает большую часть картины, а рядом с ним — фигурка в белом платье. Изначально картина была задумана как портрет жены художника возле сирени. Но в процессе работы замысел и эмоциональный настрой мастера изменились. Сирень стала самостоятельным персонажем. Появилось существо, которое олицетворяет душу сирени.

«Ее можно назвать нимфой или духом сирени. Видны только голова, шея и рука. Если всмотреться, то можно найти что-то от демона, только она улыбается. Лицо темное, на нем играют лунные блики. Цветовая гамма картины в целом темная: фиолетовый, почти синий, почти черный, голубой, зеленый. Вблизи мы воспринимаем изображение в виде ромбовидных мазков. Только на расстоянии они преображаются в куст сирени», — рассказала Мария Галкина.

Тема одушевления природы продолжилась в панно «Утро» из собрания «Русского музея». На нем изображены и поляна в цветах, и болото, и островок с деревьями и кустами. Однако самое главное сразу и не заметишь. Мария подсказала: «Из травы, из цветов в разных местах картины возникают четыре духа природы. Однако они настолько сливаются с ней, что не скажешь, где, например, одежда нимфы, а где уже травы. Сразу эти существа не показываются, их надо стоять и искать».

Майолика

Дальше мы попали в зал майолики. Цветовая палитра работ в основном песочная и лазурная. Статуэтки покрыты гладкой и блестящей глазурью, поэтому все они переливаются и отбрасывают блики. Мы встретились с персонажами опер Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка». К одной из работ — к «Весне» — подготовили тактильная модель. Это бюст улыбающейся девушки, она ласково отстраняет лебедя, который к ней подлетел.

«Для того чтобы изготовить тактильную модель, скульптуру необходимо было отсканировать со всех сторон. Это происходило бесконтактным образом. Для этого мы пригласили мастерскую тактильных моделей Ольги и Михаила Шу. Они привезли свое оборудование. Мы же организовали процесс переноса скульптуры на рабочее место — небольшой крутящийся столик. Это надо было сделать, когда посетители в музее отсутствовали. Монтажники сняли с нее стеклянный колпак, а реставратор перенесла экспонат. После всестороннего сканирования будет изготовлена 3D-модель. При тактильном осмотре можно будет ощутить линии скульптуры. В ней нет четких геометрических форм, все течет, плавно перетекает одно в другое. Такая манера характерна для Врубеля», — рассказала Мария Галкина.

Среди экспонатов есть очень необычные работы — как сами по себе, так и способом подачи зрителю. Например, три круглых потолочных панно вмонтировали в стол. На потолке над ними зеркала. В них мы можем видеть панно такими, какими бы они предстали перед посетителями при взгляде снизу.

Тифлокомментарий: цветная фотография. 3D-сканирование скульптуры Михаила Врубеля «Весна». Прямоугольный стол у стены. На нем открытый ноутбук и скульптура — бюст девушки в цветочном венке. На бюст направлен широкий синий луч, на экране ноутбука трехмерная модель скульптуры.

Белое с черным

Спускаемся на второй этаж, здесь нас встретил портрет сына Михаила и Надежды Врубель. Мальчик рано умер, что принесло в семью настоящее горе и явилось одним из факторов, спровоцировавшим развитие душевного расстройства художника.

Пространство второго этажа поделили на секции — белые и черные, они чередуются и символизируют светлые и темные периоды болезни мастера. C 1902 года Михаил Врубель находился в стационарах под наблюдением психиатров. В этот период он полностью отказался от живописи и перешел на графику. Все его врачи, к счастью, понимали, что их пациент — творец, ему необходимо работать. Они тщательно собирали его рисунки — портреты пациентов, медицинского персонала.

Однако художник и в то время продолжал рисовать портреты жены. Есть даже рисунок, который можно назвать «портретом» платья, придуманного им же. Наряд лежит на кресле. Голову Надежды Ивановны Врубель дорисовал к нему позже. В этот период среди рисунков появился автопортрет, чего раньше не было. Нам, конечно, интересно, чем еще отличаются произведения такого сложного периода жизни художника. Мария Галкина пояснила: «Лица искажены, гротескны. Хотя нарисованы они в реалистичной манере, но это какой-то гиперреализм, который уже и не реализм вовсе».

Тифлокомментарий: цветная фотография. В зале с черными стенами полумрак. По периметру стоят черные тумбы. На них представлены скульптуры художника, выполненные в технике майолика. Они накрыты стеклянными колпаками и точечно освещены.

Море

На первом этаже нас ожидал еще один сюрприз — полукруглый павильон. В нем находились произведения, посвященные морской раковине, которую Михаилу Врубелю подарили в качестве пепельницы. Она настолько завладела его воображением, что он запечатлел ее в разных стилях. Это и рисунок тушью, и коллаж из фрагментов цветной бумаги, цветной рисунок. В павильоне есть и витрина, на которой представили оригинал — раковину-пепельницу.

Михаил Врубель так до конца и не оправился от болезни, но в последних работах он вернулся к самому себе. В его творчестве вновь появился насыщенный цвет, сказочные мотивы. Завершила выставку живописная работа 1904 года — «Шестикрылый Серафим».

«Это пророк и ангел смерти, но в картине присутствуют золото, мозаичные переливы красок. Просматриваются черты демона. Художник возвращается к теме и образам, которые волновали его в молодости», — считает Мария Галкина.

Выставка работает до 8 марта 2022 года.