Незрячая колумнистка «Особого взгляда» Лариса Овцынова рассказывает о музее «Старая аптека» во Владимире. Он расположен на месте бывшей аптеки, созданной еще в начале 19 века, и доступен людям с нарушением зрения.
Мы отправляемся с вами в аптеку. Не волнуйтесь, никто не заболел. Аптечное дело имеет свою историю, а значит — и свои музеи. Сегодня мы посетим музей «Старая аптека» во Владимире. С шумной Большой Московской улицы, где находятся знаменитые Золотые ворота, мы сворачиваем в тихий Георгиевский переулок. Почти сразу попадаем в старинное здание, в котором в 1805 году была открыта первая в городе аптека, а на склоне, что спускался к Клязьме, высажен аптекарский огород. Открыли ее по распоряжению владимирского губернатора Ивана Михайловича Долгорукова. Дело в том, что жители города жаловались на отсутствие лекарств, за ними им приходилось ездить в Москву. В итоге аптека проработала до 2008 года, а в
В музее нас встречают внимательные и приветливые сотрудницы. Вместе с одной из них — Татьяной — мы начинаем погружаться в историю.
Сначала знакомимся с более или менее современными медицинскими инструментами. Например, со стеклянными многоразовыми шприцами и многоразовыми иглами. У меня они удивления не вызывают — в детстве мне делали уколы именно такими, а вот для моего спутника это уже история.
Вся медицинская посуда в недавнем прошлом была сделана из стекла. Старые добрые банки, которые нам ставили при кашле, теперь красуются в музейной витрине в качестве экспоната. Как и емкость для промывания глаз. Она полностью повторяет форму глаза и плотно прилегает к его краю, поэтому жидкость не проливается. В те годы для приготовления лекарств использовались самые обычные весы с крошечными чашечками и гирьками. Самую маленькую из них не так-то легко удержать в пальцах — настолько она мала.
Идем дальше. Ударяем по рычажку механического звонка, он издает характерный звук. Его мы слышали в старых фильмах и спектаклях. Открывается дверь — мы в аптеке 19 века.
В аптеке того времени можно было купить не только лекарства для тела, но и для души — духи, мыло, пудру. В России существовали известные парфюмерные фирмы, и флаконы их духов являлись произведением искусства. Согласитесь, приятно нанести несколько капель любимого аромата, держа в руках стеклянный многогранный цветок, трилистник или миниатюрную греческую амфору. Конечно, существовали емкости и попроще, они не очень отличаются от современных образцов. Подделки, кстати, были и тогда, но их можно было «опознать»: например, в названии одних известных духов того времени мошенники развернули одну букву в другую сторону.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Лариса со спутником стоит в кабинете аптекаря, улыбается. Вдоль зеленых стен стоят резные деревянные шкаф и стул. На массивном столе с зеленым сукном — старинные микроскоп, счеты и подсвечник.
В аптекарском ассортименте были и флаконы, в которых могло находиться только одно вещество — уксус. Форма их должна была оставаться неизменной — трехгранной. Это предотвращало ошибку, которая могла стоить жизни.
Губную помаду тоже можно было купить в аптеке. Баночки круглой формы изготавливались для нее из керамики. Помада производилась на гусином или медвежьем жиру. Керамические емкости снижали температуру окружающей среды на несколько градусов, и помада дольше оставалась свежей.
Большая часть лекарств изготовлялась из природного сырья — из растений. Для этого и существовал аптекарский огород, но некоторые ингредиенты, например розмарин, привозили из других стран. Многие травы и плоды для изготовления лекарств растирали в ступках. Мы смогли ощутить их тяжесть. Ступки делали из латуни. Пестик тоже нелегкий, но это как раз облегчало работу аптекаря — использовался вес предмета и человеческого тела, а не только мышечная сила. Позже ступки делали из фарфора. Чтобы отмерить вещества аптекари использовали весы из панциря черепахи и мерную ложечку из коровьего рога.
Аптекарь во время работы имел дело с самыми разными веществами. Некоторые из них являлись ядами, которые в малых дозах оказывали лечебное действие. Такие вещества хранились в бутылочках из темного стекла. Имелся для них и железный ящик. Другие вещества и лекарства также имели свои опознавательные знаки. На каждую бутылочку надевали сигнатуру — вытянутую по вертикали бумажную бирку. На ней были написаны фамилия аптекаря, название лекарства, способ применения и доза, а также фамилия больного. Сигнатуры различались по цвету, что тоже имело свое значение. Белый цвет — для принятия внутрь, желтый и красный — для наружного применения, при этом красный цвет символизировал сильнодействующее лекарство, с которым необходимо было быть осторожным.
Аптека 19 века была многофункциональной. При ней вполне могли находиться и хирургический кабинет, и зубоврачебный, могла оказываться акушерская помощь. Поэтому среди экспонатов представлен, например, набор зубоврачебных инструментов, который, по мнению стоматологов, не очень изменился до сего времени. Здесь можно найти и трубочку для прослушивания сердцебиения плода, сделанную из гладкого дерева по типу слуховой трубы, стеклянный рожок для кормления ребенка, где из узкой части сосал ребенок, а в широкой имелось отверстие для молока.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Лариса и ее спутник сидят за столом в зале с желтыми стенами. Держат в руках маленькие флакончики с авторскими духами.
Попробовали мы и разгадать загадку. Перед нами оказался аппарат: большая стеклянная банка, вставленная в металлический каркас. От аппарата отходили шланги. Назначение этого загадочного предмета оказалось самым прозаическим. Перед нами была клизма 19 века. Ее вешали на стену, а вода текла по шлангу.
Наконец мы попали в святая святых — кабинет аптекаря. Надо сказать, что аптекари прежних веков были образованными и уважаемыми людьми. Обучение этой профессии сначала длилось 14 лет, позже уменьшилось до семи.
В кабинете нас встретил массивный письменный стол. На нем стоял череп как атрибут профессии. Письменные принадлежности: чернильница, перо, промокашка, толстая книга «Вестник общественной гигиены». За столом аптекарь восседал в массивном кожаном кресле с высокой спинкой, на которой были вытеснены растительные узоры. Встречается там и изображение змеи.
Первый аптекарь, а это был Христофор Калкау, был человеком состоятельным. Его жалование составляло около тысячи рублей в год. Деньги по тем временам очень большие. И в кабинете собраны несколько необычных для нас предметов, которые имеют к нему отношение. Каминный экран, подставка под кочергу, подставка под бутыль большого объема. Горлышко бутыли и сама она закреплены, поэтому емкость можно наклонять, не опасаясь, что она выскользнет из рук. Даже пепельница здесь необычна — в ней есть подставка для недокуренной сигары.
Надо сказать, что во всех залах аптеки можно увидеть старинную мебель в западноевропейском стиле. Это целое собрание стульев и кресел. Они разные, но все богато украшены резьбой, на коже вытеснены различные узоры и сцены. Есть, например, стул, на спинке которого закреплены шипы. Предполагается, что стул этот был предназначен для посетителей высокопоставленных особ и призван напоминать о должной осанке в данной ситуации.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Лариса и ее спутник стоят в аптекарском зале, держат в руках штангласы — стеклянные емкости для хранения лекарственных средств. Рядом с ними старинные деревянные стол и стулья. На стене висит зеркало в резной позолоченной раме.
Прежде чем продолжить нашу экскурсию, хочу отметить, что все описанное было изучено нами тактильно. Музей полностью адаптирован для людей с нарушением зрения. Внимательные сотрудники, умеющие работать с посетителями с инвалидностью по зрению, доступность экспонатов для тактильного ознакомления, удобное расположение музея — все это может прочувствовать каждый желающий.
В конце экскурсии нам предложили составить собственные духи. Перед нами поставили несколько штативов с пробирками, в которых находились масла с различными ароматами. В еще один штатив мы должны были поставить масла, которые хотим включить в свой аромат. Количество типов запахов должно быть сбалансировано. В парфюмерии эти типы называют нотами, и их не нюхают, а слушают.
В каждых духах есть три основные ноты. Верхнюю мы слышим сразу, но она быстрее всего исчезает — это цитрусовые ароматы. Средняя нота — цветочная и хвойная. Это сердце женских духов. Нижняя нота пряная, тяжелая, но она скрепляет композицию, придает ей стойкость. Отобрав ароматы, мы выбрали для них флакон и смешали масла. Затем долили спирто-глицериновую основу. А в самом конце — дали духам название. В викторианской Англии существовал язык цветов. Каждый цветок соответствовал определенному чувству. Знай мы этот язык, нам было бы гораздо проще выбрать ароматы и назвать духи. Но мы люди 21 века и живем в мире абстракций, однако пытаемся следовать хотя бы логике. В итоге я унесла с собой «Новогодний букет», а мой спутник «Золотой декабрь». Нашим парфюмерным шедеврам подделки не грозят. Они единственные. Пока не закончатся, будем вспоминать старую аптеку, а затем вернемся за новыми.