Выбор образовательного учреждения для незрячего или слабовидящего ребенка - задача ответственная и требующая осознанного подхода. Наряду с обучением в специализированных заведениях, у учеников с нарушением зрения есть возможность пойти по пути инклюзивного образования - учиться вместе с детьми, которые видят по-разному, в обычных детских садах и общеобразовательных школах. О том, какие варианты обучения доступны слепым и слабовидящим детям в России, читайте в нашей статье.
Тифлокомментарий: девочка лет шести сидит на коленях перед круглым столом и макает кисточку в краску левой рукой. У нее длинные темные волосы, полосатое черно-белое платье, белая кофта и белые носки. На глазах очки. Девочка широко улыбается. На заднем плане спиной к ней сидят перед мольбертами два мальчика в разноцветных футболках и рисуют. Комната светлая и наполнена игрушками.
Дошкольное образование
Для дошкольников с нарушением зрения существуют специализированные детские сады, а также сады компенсирующего и комбинированного видов.
В детсадах компенсирующего вида обучаются дети, которые по различным причинам испытывают затруднения в освоении общеобразовательных программ. Здесь есть группы для детей с нарушением слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами, психологическими заболеваниями: повышенной возбудимостью, раздражительностью, нервозностью, – а также дети с нарушением зрения. В таких садах созданы наиболее комфортные условия для обучения детей с особыми потребностями: там работают логопеды, психологи, массажисты, врачи-терапевты, тренеры по лечебной физкультуре и другие специалисты.
Детсады комбинированного вида – это возможность для ребят с нарушением зрения учиться рядом с детьми без инвалидности, при этом получая достаточно внимания со стороны преподавателей. В таких детских садах наряду с общеобразовательными группами созданы группы с особой специализацией, например, компенсирующие для детей с нарушением зрения.
В специализированных детских садах ребят обучают по специальной коррекционной программе. Кроме того, с детьми занимаются тифлопсихологи, логопеды и тифлопедагоги. Также предусмотрены занятия для детей с ослабленным зрением на аппаратах.
Тифлокомментарий: на фотографии, залитой солнечным светом, спиной к нам идет девочка, держа за руку женщину в полосатой футболке и джинсах. У девочки русые волосы, убранные в высокий хвост и заплетенные в косичку. На ней бирюзовая футболка и синий рюкзак. На глазах очки. Она озорно улыбается, повернувшись к женщине.
Школы
Что касается школ, то дети с нарушением зрения также имеют возможность обучаться в специальных заведениях: школах-интернатах и коррекционных школах III-IV вида - и инклюзивных: вальдорфских и школах интегрированного обучения.
«В разных городах России существуют школы-интернаты и коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей: в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Нижнем Новгороде, Владимире и других. Как правило, слабовидящие и тотально незрячие обучаются в разных учебных заведениях: отдельно интернаты для слабовидящих и отдельно интернаты для незрячих. Это более продуктивно, так как методы обучения разные», - отмечает специалист по социальной работе школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых Виктория Полукарова.
К примеру, в коррекционных школах III-IV вида в организации образовательного процесса применяются специальные формы и методы работы, оригинальные учебники и пособия, тифлотехники: образовательную программу здесь изменяют в соответствии с потребностями учеников, а в классах учится меньше ребят, чем в общеобразовательных школах. Большим плюсом является то, что в таких образовательных учреждениях внимательно относятся к созданию соответствующих санитарно-гигиенических условий для обучения слепых и слабовидящих детей. Кроме того, педагоги всесторонне подготавливают учеников к жизни в обществе. В специализированных школах, а также школах-интернатах обучение длится 12 лет, так как в младшей школе ребята проводят пять классов из-за изучения «брайля».
Также для слабовидящих и слепых детей есть вариант получения образования на дому: в этом случае ребята могут заниматься по индивидуальной программе, соблюдая комфортный для них ритм обучения.
«В нашем учебном заведении учатся дети с разными причинами слепоты. К нам в школу приходили поздно ослепшие дети, в том числе в старшие классы. В этом случае им требовались дополнительные занятия по изучению Брайля, а также помощь в обучении ориентировке в пространстве. Но в большинстве случаев дети смогли адаптироваться и продолжить свое обучение, - говорит Виктория Полукарова. - Также в школу, где обучают на Брайле, рекомендуют идти детям слабовидящим, но с плохим прогнозом по зрению, так как при таком обучении нет нагрузки на глаза. Если ребенок слабовидящий, но с хорошим остатком зрения, то обучение в школе-интернате для слабовидящих будет более продуктивным».
Тифлокомментарий: светловолосый мальчик лет четырех в очках, белой футболке, бордовых джинсах и с синим портфелем за плечами поднимает большой палец правой руки наверх и улыбается.
По словам кандидата психологических наук, доцента кафедры теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф.Лесгафта и сотрудника благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Ксении Николаевой, сейчас практически в каждом городе открывают районные досуговые и социально-реабилитационные центры для детей с особенностями развития, в том числе и с нарушениями зрения. «В них родители и дети могут получить консультацию специалистов и записаться на развивающие занятия. Не стоит забывать и об инклюзивных образовательных учреждениях, которые охватывают все большее количество регионов», – добавляет она.
Инклюзивное образование - это тот случай, когда дети, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, учатся вместе. Таким образом ребенок социализируется и получает навыки самостоятельной жизни в обществе.
Помимо общеобразовательных учреждений с инклюзивными классами есть и вальдорфские школы. Они отличаются тем, что здесь делается упор на развитие не академических знаний, а творческих способностей ребенка. Ученикам в таких школах не ставят оценки, благодаря чему, по мнению преподавателей, у детей отсутствует дух соперничества, а в классах нет разделения на лидеров и отстающих – все дети чувствуют себя единым коллективом.
Тифлокомментарий: молодая женщина в белой блузке и очках и девочка в розовой футболке сидят за столом. Женщина водит руками ребенка по книге, напечатанной азбукой Брайля. У девочки закрыты глаза.
По мнению Виктории Полукаровой, несмотря на развитие инклюзивного образования в России, для учащихся с нарушением зрения оно не вполне подходит. «Методы обучения незрячего ребенка (словесный метод, использование тактильно-осязательных ощущений, метод «рука в руке» и т.п.) предполагают постоянное взаимодействие педагога с учеником, а также затрату большего времени на объяснение нового материала. В инклюзивных классах соблюдение этих условий затруднено, в том числе в связи с большей наполняемостью классов. Как минимум необходим тьютор для каждого ребенка с проблемами со зрением, что не всегда представляется возможным. Разный темп работы, обусловленный в первую очередь использованием шрифта Брайля, усложняет качественное выполнение полного плана урока. Мы считаем, что в случае с незрячими детьми инклюзия хороша во второй половине дня: внеурочные занятия, дополнительное образование, конкурсы, фестивали, - когда дети с ограниченными возможностями здоровья могут свободно взаимодействовать со здоровыми детьми, социализироваться и адаптироваться в обществе без ущерба для своей образовательной деятельности», – объясняет она.
Ксения Николаева также придерживается мнения, что инклюзивные классы подходят далеко не каждому ребенку. «Мало открыть инклюзивный класс или группу - важно, чтобы в нем работал специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области специальной педагогики и психологии. Общество должно быть готово принять эту систему не только на бумаге, но и в реальной жизни, с ее конкретными примерами. Ко всему в жизни нужно подходить без перегибов, держась золотой середины и здравого рассуждения. Я придерживаюсь мнения, что не каждой семье, где растет ребенок с особенностями развития, нужно стремиться к обучению в инклюзивном классе», – отмечает Ксения.
Однозначный ответ на вопрос о том, какое образовательное учреждение лучше подходит для ребенка с нарушением зрения, дать нельзя. «Каждый ребенок уникален. Какое учреждение больше подходит конкретному ребенку, может посоветовать специальная медико-психолого-педагогическая комиссия, но окончательное решение остается за родителями ребенка», – говорит Ксения Николаева.
По ее словам, при выборе детского сада или школы в первую очередь стоит обращать внимание на наличие высококвалифицированной, дружной и мотивированной команды специалистов. «Коллаборативная работа штата, сотрудников и родителей, построенная на взаимоуважении и совместном решении задач может принести высочайшие результаты», – считает Ксения.