Родители порой не замечают, что со зрением ребенка что-то не так, потому что он далеко не всегда может прямо сказать о своих проблемах. Как вовремя заметить нарушение зрения у детей, на что обращать внимание и как с этим бороться – в нашей статье.
Врачи выделяют три негативных фактора, влияющих на зрительную функцию:
-
наследственность. Если у родителей, или даже бабушек и дедушек есть какие-то патологические заболевания, связанные с ухудшением зрения, это может повлиять на развитие зрительного аппарата ребенка;
-
врожденные патологии. Такие патологии могут развиться вследствие неправильного протекания беременности, генетической предрасположенности, приема лекарственных препаратов и осложненных родов;
-
приобретенные заболевания. Большая нагрузка на зрительные органы в первые несколько лет жизни может повлечь за собой ухудшение зрения. Также нужно внимательно относиться к приему ребенком лекарственных препаратов, которые могут прямо или косвенно влиять на зрительную активность ребенка.
При наличии хотя бы одного из этих факторов родитель должен насторожиться, отмечает Жанна Александрова, врач-офтальмолог детского отделения Санкт-Петербургского филиала Микрохирургии глаза им. Академика С.Н. Федорова.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Офтальмолог исследует глаза девочки на щелевой лампе. У девочки прямые светлые волосы, на ней изумрудная джинсовка. Она сидит, прислонив лоб к верхней перекладине подголовника и положив подбородок на подставку. Врач в белом халате, у него зачесанные назад густые длинные волосы, бакенбарды, усы и борода.
«Формирование зрительного анализатора происходит постепенно, - говорит Жанна. - Нужно понимать, что ребенок рождается с меньшей остротой зрения, чем у взрослого: при рождении острота может быть 0,002. Поэтому родитель на первом году жизни должен обратить внимание на то, чтобы зрительный аппарат ребенка развивался органично: в месяц – полтора ребенок начинает кратковременно фиксировать взгляд на игрушках; к двум месяцам фиксация будет более длительной. Ребенок начинает активно следить за движущимися объектами; в три месяца он начинает выбирать игрушки по цвету.
Родителю нужно наблюдать за тем, как стоят глазки, нет ли косоглазия. Также следует обращать внимание на цвет зрачков (нет ли присутствия серого или белого цветов), хорошо ли малыш фиксирует взгляд, нет ли каких-то необычных, нистагмоидных (непроизвольных - прим. ред.) движений глаз».
С возрастом у ребенка появляются дополнительные нагрузки в виде развивающих занятий: рисования, лепки, письма и чтения. Если неправильно дозировать время обучения и отдыха, у ребенка могут начаться головные боли, спазмы, обильное слезотечение, покраснения и отечность век. Все это может свидетельствовать о том, что глаза ребенка подвергаются повышенному стрессу. Кстати, правильное развитие зрительного аппарата у ребенка напрямую связано с его когнитивными способностями, поэтому, чем оптимальнее нагрузка, тем смышленее будет ребенок.
В качестве меры профилактики родителям предлагается чаще гулять с ребенком и показывать ему различные движущиеся объекты: автомобили, животных, колышущуюся на ветру листву.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Улица. Теплый день. Светловолосый мальчик лет пяти в очках сидит на каменной скамейке и ест персик. На мальчике белая рубашка с коротким рукавом и темные брюки, за спиной большой серо-голубой рюкзак. Он развернулся к лежащему рядом голубому ланч-боксу с двумя персиками и бутылочке для воды с трубочкой. В левой руке мальчик держит два банана. За скамейкой – широкая полоса газона и размытые очертания здания вдалеке.
«Как правило, в школьном возрасте основная проблема, с которой мы сталкиваемся, - это приобретенная близорукость, - добавляет Жанна. - На что тут стоит обратить внимание: ребенок близко подходит к телевизору или монитору, низко наклоняется при работе вблизи, часто щурится. Сама по себе миопическая (близорукая) рефракция выгодна для работы вблизи, но в раннем возрасте это считается нарушением. Основной фактор, который это провоцирует, - это, конечно, избыточные занятия с гаджетами. Школы сейчас подразумевают активные нагрузки, но все равно должны быть определенные правила гигиены, которые позволяют цилиарной мышце, которая у нас работает при нагрузке вблизи, находиться в более комфортном состоянии.
Меры профилактики – это, конечно, разумное отношение к гаджетам. Меньшую, более физиологичную нагрузку глаза испытывают при работе с компьютером и при просмотре телевизора, но все равно физиологически для ребенка в дошкольном и школьном возрасте суммарная нагрузка в будние дни (должна составлять - ред.) полчаса–час, в выходные час–полтора с перерывами. Должно быть сочетание зрительной и физиологической нагрузок.
Если ребенок трет глаза, жалуется на усталость глаз (астенопические жалобы), это может быть следствием скрытой дальнозоркости. Она есть у всех детей, но диапазон у всех разный. Если дальнозоркость выше возрастных норм, и ребенок активно нагружает себя вблизи, то необходимо показаться офтальмологу и подобрать очки для занятий».
Некоторые офтальмологи также советуют установить специальные программы на смартфон и компьютер, которые блокируют синий, раздражающий спектр, чтобы снизить нагрузку на зрительные нервы ребенка в период обучения.
Родители, которые сами диагностировали нарушение зрения у своих детей, отмечают и другие признаки проблем с глазами.
Антонина, Саратов, сын Егор (4,5 года):
«Как всех родителей, нас с ребенком в роддоме смотрели, и не раз. Все было хорошо, зрение у Егора было стабильное. Как-то он играл с соседским мальчиком в песочнице, и я вдруг увидела, что он сидит хмурый и активно трет глазки. Я сразу подумала: ну все, песок в глаза кинули! А потом стала за ним наблюдать - и он это часто, оказывается, делает, и плохо один глазик открывается. Пошли к окулисту – выяснилось, что у него за год зрение резко упало. Хорошо, что мы вовремя спохватились».
Тифлокомментарий: на белом фоне крупно – край щеки и глаз ребенка в очках в темной пластиковой оправе. У ребенка голубой с белым волнистый рисунок радужной оболочки, длинные ресницы и густые брови, на щеках светлые веснушки. Ребенок смотрит в сторону и вверх.
Софья, Санкт-Петербург, дочери Аня (3 года) и Даша (9 лет):
«У меня всегда было зрение не очень, но я не помню, чтобы в детстве у меня были какие-нибудь особенные симптомы. И вот, когда Дашка в первый класс пошла, я призадумалась. Все время жаловалась мне: тошнит. Тошнит, и все тут! Мы, конечно и к гастроэнтерологу сходили, и к аллергологу. Они результатов не дали. А потом я познакомилась с женщиной, и она мне рассказала, что таким словом дети могут определять усталость глаз. И после того, как нас посмотрели и назначили коррекционные очки, жалобы у Даши прекратились. Теперь уже есть опыт, смотрим за младшей, но пока все вроде бы идет хорошо».
Стоит также обратить внимание на то, что маленькие дети могут выражать свои жалобы непрямо. Помимо явных признаков: красноты, слезливости и отечности глаз, привычкищуриться и тереть глаза, он также может жаловаться на то, что его «игрушки стали некрасивыми» или «неправильными», отказываться от занятий, связанных с мелкой моторикой (пазлы, рисование), быть раздражительным и даже агрессивным, жаловаться на головные боли и утомляемость в школе, отказываться делать уроки.
Офтальмологи советуют родителям посещать врача-специалиста со следующей частотой:
-
на первом году жизни ребенку требуются осмотры в один, два, три, шесть месяцев, и затем в год на предмет исключения какой-либо врожденной патологии;
-
следующее посещение необходимо в 2,5 – 3 года, перед поступлением в детский сад, а после – в 5-7 лет перед школой;
-
ежегодные профилактические осмотры проводятся в школе.
Если вы заметили у ребенка один из признаков ухудшения зрения и врач поликлиники не выявил нарушений, старайтесь показать ребенка врачам специализированных клиник. Подробнее о том, куда обращаться, если ребенок теряет зрения, читайте в нашем материале.