В России издали пособие по созданию инклюзии в учреждениях культуры

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На красной столешнице стоит белая тактильная модель открытого футбольного стадиона. Несколько пар мужских и женских рук прикасаются пальцами к трибунам. Еще одна пара мужских рук немного сверху направляет их. Стадион овальной формы с двойным рядом узких арочных проемов на внешнем корпусе. Выпуклыми линиями обозначена разметка поля: средняя и боковые линии, центральный круг, штрафные площади и линии ворот. У одной из женщин розовый маникюр, на левой руке одного из мужчин черные сенсорные часы с прямоугольным экраном.

Опубликовано научно-практическое пособие «Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры». Работа над проектом велась в течение года по инициативе организации «Немецко-русский обмен». Эксперты изучили российский и международный опыт, в частности, побывали в Берлине, где посетили учреждения культуры и пообщались со специалистами в области инклюзивного искусства и доступной среды.

В издании представлены не только сама концепция организации инклюзивной среды в учреждениях культуры, но и практические рекомендации по ее реализации в театрах, музеях и кинотеатрах.

Пособие будет интересно представителям администраций и сотрудникам учреждений культуры, специалистам некоммерческих организаций и общественных объединений, преподавателям и студентам, а также всем, кого волнуют пробле­мы создания инклюзивного пространства в современном обществе.

Один из экспертов проекта — художественный руководитель интегрированного театра-студии «Круг 2» и председатель московского отделения МОО «Равные возможности» Андрей Афонин — рассказал «Особому взгляду»:

«Поскольку концепция официально опубликована как пособие, во-первых, она попадет во все важные электронные научные библиотеки, во-вторых, будет разослана в учреждения культуры по всей стране. Мы уже видели, что специалисты из разных городов очень хотят расширять свое понимание того, каким образом необходимо создавать инклюзивную и доступную среду, и очень хотят получить помощь (...) Инклюзию мы понимаем как движение навстречу, когда мы не просто уничтожаем некие внешние (и не только внешние) барьеры, мешающие человеку с инвалидностью посетить учреждение культуры, но и меняем само содержание и формы искусства, которые существуют в том или ином учреждении с учетом человека с особенностями развития».

Эксперт подчеркнул, что конечная цель общества — добиться того, чтобы любой посетитель музея, театра или кинотеатра смог найти то, что ему необходимо для реализации потребностей и права на участие в культурной жизни страны.

«Конечно, это длительный процесс, но я надеюсь, что наше пособие станет важным этапом на пути к тому, чтобы поменялось наше сознание, сознание тех людей, которые ответственны за принятие решений в нашем государстве в сфере культуры. Важно, чтобы они понимали, что делают, зачем и для кого. Важны не абстрактные декларации, а конкретные люди, к которым мы обращаемся, которых хотим видеть в наших учреждениях культуры, навстречу которым мы должны идти», — добавил Андрей Афонин.

По словам Афонина, российское Министерство культуры уже стимулирует учреждения культуры к тому, чтобы быть безбарьерными. Однако существуют и проблемы. «В паспорте доступности учреждений культуры указаны не все категории людей с инвалидностью: только незрячие и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые передвигаются на коляске, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые не передвигаются на коляске. Огромное количество людей, например, люди с ментальной инвалидностью (люди с расстройством аутического спектра, умственной отсталостью и так далее), не входят сюда, они не учитываются. Одна из целей нашего проекта — чтобы об этом услышали», — подчеркнул эксперт.

«Наша концепция — это общественная инициатива. Для гражданского общества в Германии обычная история, когда общественная организация выступает с предложением об изменении некоторых принципов жизни гражданского общества. В России так тоже бывает, но реже и несколько иначе. Я надеюсь, что наш труд со временем будет воспринят серьезно, в том числе серьезными институциями, скажем, Министерством культуры», — резюмировал Афонин.

Отметим, в 2015 году Музей современного искусства «Гараж» открыл первый в России отдел инклюзивных программ. Сотрудники отдела уверены: доступность музеев — это поле сотрудничества. Описывая свой опыт, они издали серию сборников под общим названием «Музей ощущений», которые предназначены для музейных сотрудников, ищущих новые способы диалога с аудиторией.

Читайте также об инклюзивном фестивале в Пушкинском музее 2019 года.