Стрит-арт от незрячих людей: в Санкт-Петербурге появилась необычная стена

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная горизонтальная фотография. Массивное ограждение из бетонных блоков. Четыре секции в перспективе. Последняя из них белая, на первых трех яркие абстрактные картины. Ближняя к нам — с преобладанием светло-зеленого цвета с плавными лиловыми и синими волнистыми линиями. Средняя картина в холодных тонах как будто написана акварелью. Синие, зеленые, лиловые пятна имеют нечеткие контуры и размытые границы, словно перетекают друг в друга. Третья картина напоминает узор в детском калейдоскопе. Рисунок в бирюзовых тонах с четкими границами элементов. За ограждением видна листва деревьев.

В Санкт-Петербурге стартовал проект «Эмограф», призванный «переработать» чувства и впечатления незрячих людей в графические изображения. Его реализуют урбанисты из Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Первые картины уже можно увидеть на ограждении школы-интерната имени Грота по адресу проспект Шаумяна, 44.

«Эмограф» представляет собой прибор для составления энцефалограммы — графического изображения или графика, полученного во время исследовании головного мозга. Прибор надевают на человека во время прослушивания аудиокниги или размышлений и подключают к компьютеру. Устройство фиксирует все, что переживает человек.

«Данные, которые считывает прибор, передаются на компьютер сначала в виде графика, потом преобразуются в цветовой формат и после этого — в графическое изображение. У нас есть четыре основных цвета: желтый обозначает радость, красный — злость, синий — печаль, зеленый — удовлетворение. В зависимости от того, что в конкретный момент времени чувствует человек, составляется картина», — рассказал «Петербургскому дневнику» советник ректора ИТМО и один из соавторов проекта Михаил Климовский.

Фото: ИТМО. Источник: spbdnevnik.ru.

Тифлокомментарий: цветная горизонтальная фотография. Помещение учебного центра. За небольшим полукруглым столом сидят двое. За ноутбуком работает мужчина в розовой футболке, он сидит спиной к нам, положив руки в белых перчатках на клавиатуру, датчик, формой и размерами напоминающий флэшку. На экране монитора розовые хаотичные всполохи — энцефалограмма. Напротив вполоборота сидит женщина средних лет в синей футболке и черной юбке в пол. Женщина сосредоточена, взгляд расфокусирован. На голове закреплен черный прибор с небольшой прямоугольной коробочкой около уха. Руки женщины изучают текст книги, напечатанной на шрифте Брайля. За столом стоит светлый открытый стеллаж с методичками. Вдоль стены стоят рабочие столы с компьютерами и светло-зеленые офисные стулья.

Идея проекта пришла к Климовскому и его коллегам, когда руководство школы-интерната №1 имени Грота обратилось к петербургским урбанистам с просьбой украсить забор вокруг учреждения. Авторы решили, что правильнее всего будет привлечь к работе самих учащихся школы. «Ведь незрячий человек испытывает чувства, эмоции, которые с помощью технологий можно преобразовывать как минимум в цветографическое изображение», — отметил Климовский.

Первые абстрактные композиции, полученные с помощью «Эмографа», уже украсили ограждение школы — это произведения сотрудника школьной библиотеки Ольги Агафоновой, которая с рождения почти не видит. Планируется, что в новом учебном году в создании картин, которые затем перенесут на школьное ограждение, также примут участие ученики.

Пока оценить картины незрячих людей, созданные с помощью «Эмографа», могут только зрячие люди, но, по словам авторов проекта, в будущем образы будут доступны и людям с нарушением зрения. «В дальнейшем мы бы хотели, чтобы это были не графические изображения, а такие абстрактные скульптуры. Их можно будет делать с помощью 3D-принтера. Эти скульптуры человек сможет потрогать и почувствовать результат своего творчества на ощупь», — говорит Михаил.

Читайте также историю слепоглухой художницы, актрисы, литератора Ирины Поволоцкой, которая уже более десяти лет выставляет свои произведения в музеях, театрах и библиотеках.