Прототип мобильного приложения, которое распознает общественный транспорт с помощью камеры смартфона, представили в Нижнем Новгороде. Приложение позволит незрячему или слабовидящему пользователю построить оптимальный маршрут до остановки, распознать приближающийся автобус, определить его номер и маршрут следования и даже найти открытые двери и свободные места в салоне.
Как рассказал порталу «Особый взгляд» руководитель проекта, студент Нижегородского государственного университета имени Лобачевского Владислав Яшков, разработка универсальна, причем аналогов подобных систем в мире, по его словам, пока не существует. «Данное решение будет работать с любым автобусом, в любом городе, за городом и даже за границей», — подчеркнул Яшков.
«Наша компания Mixar занимается разработками в сфере компьютерного зрения, Поэтому мы разработали мобильное приложение на базе этой технологии. <...> Для работы системы не нужно никакое специальное оборудование — только смартфон. Система спокойно отличает один автобус от другого, даже если к остановке подъехало несколько автобусов, и распознает их уже издалека, она может понимать, где находится нужный объект в пространстве, например, открытые двери автобуса, и с помощью голоса и вибрации направлять человека ко входу», — говорит руководитель проекта.
Прототип мобильного приложения, позволяющего повысить доступность транспорта для незрячих людей, весной 2019 года стал победителем хакатона Global CIty Hackathon в номинации «Доступный город». Приложение разрабатывалось при поддержке незрячего человека — консультантом выступил Илья Лебедев.
«Представьте, что смартфон — это радар, который вибрирует, когда вы направляете его в сторону нужного объекта. Таким образом, незрячие получают тактильный аналог зрения и понимают положение объекта в пространстве, могут абсолютно самостоятельно без помощи окружающих пользоваться общественным транспортом», — говорит Яшков.
В Санкт-Петербурге уже реализована схожая система — «Говорящий город». Однако, чтобы реализовать питерское решение в другом городе, необходимо оборудовать все остановки и весь общественный транспорт специальными датчиками, а затем выдать незрячим пользователям абонентские устройства. «Да, действительно, из существующих решений можно выделить систему „Говорящий город“ в Санкт-Петербурге, она предполагает оборудование остановок, а также транспортных средств специальными датчиками. Для взаимодействия с этой системой требуется покупка специального абонентского устройства. Далеко не все автобусы оборудованы датчиками. Очень часто к остановке подъезжает сразу несколько автобусов, в таких ситуациях сигналы датчиков могут путаться», — говорит Владислав Яшков.
В Университете Лобачевского уже отметили актуальность разработки. «Наша задача — чтобы сейчас как можно больше потенциальных инвесторов смогли узнать о данной разработке, а если потребуется, постараемся оказать разработчикам помощь в патентном и юридическом сопровождении проекта», — рассказал ТАСС врио ректора Университета Лобачевского Кирилл Марков.
Больше о том, как перемещаются по городу люди с нарушением зрения, читайте в статье «Особого взгляда».