Игорь Верник и Инна Чурикова снялись в фильме о тифлокомментировании

Тифлокомментарий: цветная афиша фильма. Фотоколлаж на черном фоне: лица мужчины лет пятидесяти и пожилой женщины. У мужчины узкое лицо, короткие темные волосы, небольшие карие глаза и крупный нос. Он нежно улыбается и придерживает у рта закрепленный за ухом микрофон. У женщины в ухе наушник. Она внимательно вслушивается, чуть сдвинув брови. У нее вытянутое лицо со впалыми щеками, длинный прямой нос и словно бы остекленевший взгляд. Сверху в центре белая надпись «Фильм Резо Гигинеишвили «Без комментариев». Внизу написано: «В ролях Инна Чурикова и Игорь Верник».

Игорь Верник и Инна Чурикова исполнили главные роли в короткометражной мелодраме Резо Гигинеишвили «Без комментариев». Автором сценария трогательной картины об отношениях незрячей матери и ее сына выступил Никита Власов.

Девятиминутный фильм снят в жанре социальной рекламы. Незрячая женщина живет с собакой-проводником и скучает по сыну — вечно занятому футбольному комментатору, у которого никак не хватает времени на встречу с матерью. Прослушав очередной комментарий к матчу, женщина звонит сыну и строго требует сходить с ней на спектакль. Вот только удастся ли молодому человеку прийти вовремя и не испортить вечер?


Ленту представили Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и «кинокомпания «Небо» при поддержке социальной сети «Одноклассники». «Перед создателями фильма стояла сложная задача — рассказать о жизни людей с нарушением зрения с достоинством и уважением, не вызывая жалости», — отметили в фонде.

Лейтмотивом картины стала тема тифлокомментирования — лаконичного словесного описания пространства, предметов и действий для людей с нарушением зрения.

Напомним, в 2017 году вступил в силу закон об обязательном тифлокомментировании полнометражных национальных фильмов. Тифлокомментирование спектаклей пока законодательно не регламентировано, однако оно осуществляется во многих театрах по всей России при поддержке программы «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт».

«Программа поддерживает развитие тифлокомментирования в России и финансирует создание тифлокомментариев к фильмам, выставкам, массовым мероприятиям и спектаклям, обучает специалистов по тифлокомментированию в институте ВОС „Реакомп“ и выдает на благотворительной основе аппаратуру для тифлокомментирования в регионах России», — рассказала программный директор фонда «Искусство, наука и спорт» Мария Мельниченко.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Съемочная площадка в кабине тифлокомментатора. За звуковым пультом спиной к нам сидит актер Игорь Верник с наушниками на голове. На него направлена камера, рядом стоит оператор. За спиной актера на диванчике сидит тифлокомментатор Екатерина Негруца. Справа от Верника — режиссер фильма Резо Гигинеишвили со сценарием в руках. Слева на корточках сидит помощник оператора с отражателем света в руках — квадратной панелью, покрытой серебряным зеркальным материалом. За ним стоит девушка, она держит длинную штангу с микрофоном, расположенным у потолка над головой Игоря Верника.

В 2018 году услуга тифлокомментирования была доступна в 18 театрах по всей стране, включая пять столичных сцен. 1812 зрителей смогли посетить 82 спектакля по всей России. В 2019 году спектакли с тифлокомментированием проходят уже в 20 российских театрах, и количество культурных институций, предоставляющих услугу тифлокомментирования на своих площадках, будет только расти. Актуальное расписание спектаклей с тифлокомментированием всегда можно найти в нашем календаре, а реестр тифлокомментаторов России — в специальном разделе портала «Особый взгляд».