Бенчмаркинг-сессия «Инклюзивные практики и проекты в киноиндустрии: зачем кинобизнесу социалка» прошла в Москве в рамках кинорынка и форума «Российский кинобизнес». Участие в ней приняли руководитель программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Владимир Плехов, директор Яндекса по взаимодействию с индустрией Ксения Болецкая, директор по маркетингу сети кинотеатров «Киномакс» Ольга Лотоцкая и другие эксперты в области инклюзии и медиаменеджеры.
Спикеры обсудили адаптацию кино для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением зрения. Владимир Плехов отметил, что в России 19 миллионов людей с нарушением зрения и слуха. Если бы каждый второй из них тратил на кино 150 рублей в месяц, то прибыль отрасли составила бы 1,3 миллиарда рублей в месяц. Из-за низкого уровня инклюзивности отрасль, по его словам, теряет около 5 миллиардов рублей ежемесячно.
Владимир Плехов также напомнил, что в сентябре 2024 года вышел обновленный федеральный закон об обязательной адаптации фильмов, выпущенных с государственной поддержкой. В нем прописано, что кинотеатры должны получать тифлокомментарии и субтитры одновременно с копиями фильмов.
При этом остается, однако, актуальным вопрос качества адаптации контента. Как подчеркнул Владимир Плехов, дистрибьютеры и продюсеры должны понимать саму важность тифлокомментариев и субтитров для аудитории.
«Хочу анонсировать запуск конкурса на создание субтитров и тифлокомментирования от программы „Особый взгляд“ в следующем году, что позволит кинокомпаниям и создателям контента получить поддержку», — отметил Владимир Плехов, он также подчеркнул, что программа выпустила приложение для тифлокомментирования «Особый взгляд». С его помощью незрячие люди могут смотреть фильмы, наслаждаться спектаклями и спортивными событиями.
Мобильное приложение «Особый взгляд» позволяет синхронизировать и воспроизводить тифлокомментарии к художественным, анимационным, документальным фильмам. Еще с помощью сервиса можно наслаждаться тифлокомментированием спектаклей, цирковых представлений, матчей в реальном времени.
Приложение запустилось в конце 2022 года. База сервиса постоянно пополняется. Чтобы прослушать тифлокомментарий (как загруженный из базы, так и транслирующийся в реальном времени), достаточно скачать приложение на смартфон по ссылке и воспользоваться наушниками. На данный момент число незрячих пользователей приложения более 8 тысяч человек.
«По статистике всего7-8% из общего населения России — киноходящая аудитория. Поэтому из вышеназванных 19 млн мы выделяем 8%, умножаем на среднюю стоимость билета... Но даже эта скромная сумма в зависимости от доли киносети на рынке очень-очень прилична, поэтому с этой аудиторией важно и нужно работать», — сказала директор по маркетингу сети кинотеатров «Киномакс» Ольга Лотоцкая.