Инклюзивный проект Everland провел исследование невизуальной доступности 90 сайтов и приложений 36 различных компаний. В тестировании приняли участие веб-разработчики и тестировщики с инвалидностью по зрению.
Исследование проводили с августа по ноябрь 2023 года. Специалисты оценили, насколько онлайн-сервисы адаптированы не только для людей с нарушением зрения, но и для людей с нарушением моторики, сообщается в пресс-релизе, который поступил в редакцию «Особого взгляда».
Для тестирования специалисты выбрали шесть сфер: ретейл, банки, телеком, путешествия, маркетплейсы и обучение. Конкретные компании определили на основе опроса незрячих участников сообщества Everland.
Общий уровень доступности онлайн-сервисов специалисты оценили как средний. Ни одна из платформ не набрала максимального количества баллов во время тестирования.
Наиболее адаптированными для незрячих людей оказались ресурсы маркетплейсов и платформы банков, наименее адаптированными— платформы для путешественников.
Лидерами в категории «Маркетплейсы» стали сайты «Яндекс Маркет», Wildberries и «МегаМаркет», а также мобильное приложение CDEK.Shopping для устройств под управлением Android. В продуктовом ретейле наиболее доступны iOS-приложения сетей «Магнит» и «Перекресток» и сайт последнего.
В категории «Банки» лидирует сайт и мобильное приложение ВТБ для Android-устройств, а также мобильное приложение Сбербанка для Android-устройств. Среди сервисов сферы «Путешествия» максимальный балл — у сайта РЖД. В сфере телекоммуникаций максимальные баллы набрал сайт и Android-приложение «МегаФон». Образовательные платформы оказались примерно равнозначными по доступности. Наиболее удобная для незрячих пользователей — платформа «Открытое образование».
«Первое исследование невизуальной доступности онлайн-ресурсов мы провели три года назад и, сравнивая его результаты с итогами нынешней оценки, можно отметить, что ситуация в целом стала несколько лучше. Нет ресурсов, которые были бы абсолютно недоступны, но по-прежнему на многих из них есть трудные для людей с нарушением зрения и моторики сценарии», — отметила сооснователь инклюзивного проекта Everland Елена Мартынова.
Отметим, для незрячих людей сайт или мобильное приложение считаются доступными, если адаптированы для программ экранного доступа, которые озвучивают все элементы и текст на экране.
Наиболее распространенные ошибки в протестированных мобильных платформах (Android, iOS) — неподписанные на уровне кода элементы и некорректное присвоение им ролей (в этом случае незрячий человек, например, не может понять, что ссылка кликабельная, а на кнопку нужно нажать), недостаточное время для ввода кодов из SMS.
Что касается сайтов, тут среди недочетов — неправильная разметка страниц, некорректное использование заголовков и отсутствие подписей у некоторых элементов, отсутствие поддержки одного или нескольких методов навигации скринридера.
Онлайн-сервисы вот каких брендов были проверены:
● Ретейл — «Перекресток», «Пятерочка», «Дикси», «Ашан», «ВкусВилл», «Магнит», «Лента».
● Путешествия: «Авиасейлс», OneTwoTrip!, «Купибилет», РЖД, Tutu.ru, «Яндекс Путешествия».
● Телеком: Tele2, Yota, «МегаФон», билайн, МТС.
● Банки: Альфа-Банк, ВТБ, ПСБ, Росбанк, Сбербанк, Совкомбанк, Тинькофф Банк.
● Маркетплейсы: Lamoda, OZON, Wildberries, «Яндекс Маркет», «МегаМаркет».
● Обучение: GeekBrains, Skillbox, Stepik, «Открытое образование», «Яндекс Практикум».