Этой цитатой встречает посетителей вторая часть выставки «Истории, которых не было», открывшая свои двери в Музее Москвы 12 марта. Она является частью программы инклюзивного фестиваля «Разные люди — новый музей», организованного Политехническим музеем. Первая часть выставки проходила в Ильинском сквере. На ней представили пять историй, авторами которых совершенно случайно стали только девушки.
Фото: предоставил Политехнический музей, открытие первой части выставки в Ильинском сквере
Тифлокомментарий: цветная фотография. В сквере темно, горят фонари. Люди в верхней одежде стоят полукругом около витрины с красными полупрозрачными стеклами. Люминесцентные лампы наполняют витрину белым светом. На заднем стекле крупная белая надпись: «Истории, которых не было». Под ней и на остальных стеклах — цитаты более мелким шрифтом. Спиной к витрине сидит девушка в инвалидной коляске, держит у лица микрофон. Рядом стоят женщина с динамиком в руках и девушка с белой табличкой, на которой от руки написано название выставки. Слева стоит женщина с белой тростью, из-под капюшона, надетого на голову, виднеются фиолетовые волосы.
На выставке в Музее Москвы представлено уже 25 историй людей с разными формами инвалидности, они размещены на пяти «островах». У каждого стенда есть свое название и легенда.
Истории героев состоят из цитат, личных предметов, видео с прогулок по любимым местам города и записей разговоров. Все они связаны с Москвой — ее уголками, парками и улицами. Среди героев можно встретить спортсменов, художников, фотографов, дизайнеров, литераторов, керамистов, экскурсоводов. Кураторы выставки отмечают, что они хотели создать некую антологию жизненных повествований.
Меня особенно тронула история людей с ментальными нарушениями, которые работают в мастерской «Особая керамика». На мой взгляд, для того чтобы творить что-то красивое руками, нужно вкладывать душу, быть творческим человеком. Приятно, что герои нашли себя в таком интересном искусстве, так как людям с инвалидностью, к сожалению, зачастую достаточно сложно трудоустроиться.
Фото: страница Политехнического музея в Facebook, керамические изделия студии «Особая керамика» на открытии второй части выставки в Музее Москвы
Тифлокомментарий: цветная фотография. В ярко освещенном зале три девушки стоят около серого подиума, сделанного в виде лесенки. На ступенях стоят четыре керамические вазы цилиндрической формы. Они бежевого цвета, украшены объемными лепными деталями и фактурными изображениями. На тулове вазы, которая спереди, хаотично размещены черные и белые квадраты разного размера с кругами посередине: в черном квадрате — круг белого цвета и наоборот. Среди этих фигур, похожих на шашки, процарапан текст неуклюжим почерком. Нам видны лишь фрагменты надписи. Подписи к экспонатам продублированы шрифтом Брайля. Стены помещения светло-серые, пол деревянный.
Идея проекта принадлежит заместителю генерального директора Политехнического музея по работе с посетителями Вере Шенгелия. Она отметила, что ей хотелось, чтобы голоса людей зазвучали в городе. Над экспозицией работали команда Политехнического музея и независимые кураторы Алена Левина и Мария Сарычева.
«Москва является для меня источником энергии, мне нравится ее ритм. Для меня, как для горожанина, город является бесконечным, нет возможности познать его весь. Я задалась вопросом, а есть ли такое взаимодействие с городом у людей с инвалидностью. Может ли человек на инвалидной коляске бесцельно блуждать по нему?» — рассказала Мария Сарычева.
Фото: страница Политехнического музея в Facebook, открытие второй части выставки в Музее Москвы
Тифлокомментарий: цветная фотография. В просторном зале музея проходит презентация. Перед стойкой микрофона стоит молодая женщина, что-то рассказывает. У нее темное каре и мешковатая одежда: синие джинсы и черная куртка, через плечо перекинута объемная сумка. Позади нее серый экран и проектор. Справа от выступающей стоит блондинка средних лет — это сурдопереводчик. В первом ряду сидят мужчина и женщина в инвалидных колясках. Между ними стоит девушка с фотоаппаратом в руках. Остальные слушатели сидят на стульях, выстроенных рядами, стоят, прислонившись к стенам. Стены обшиты светлыми панелями. На них указаны даты важных событий в истории Москвы в хронологическом порядке, а также представлены документальные материалы к ним.
Она добавила, что выставка, в отличие от фильма или книги, более сложный формат для того, чтобы познакомиться с человеком. «Даже если посетитель прочитает всего одну историю, это как будто встретиться с взглядом другого человека на перекрестке», — считает Мария Сарычева.
По словам Алены Левиной, которая сама имеет ограничения в передвижении, ей было важно, чтобы выставка была доступна для людей с разными формами инвалидности. И действительно чувствуется, что над доступностью команда поработала отлично — для слабовидящих и незрячих посетителей предусмотрен тифлоаудиогид и тактильные альбомы, созданные при участии программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Все видеоролики сопровождаются тифлокомментариями и субтитрами для удобства незрячих, слабослышащих и глухих гостей. Беседа Виктора Паленного и Полины Синевой проходит на жестовом языке, поэтому специально для незрячих посетителей был сделан дубляж.
Меня удивило и порадовало наличие у каждого «острова» держателя для белой трости. Это очень удобно, когда обеими руками осматриваешь тактильные объекты.
Фото: страница Политехнического музея в Facebook, открытие второй части выставки в Музее Москвы
Тифлокомментарий: цветная фотография. Вид чуть сверху. Парень берет интервью у девушки в инвалидной коляске, что была на презентации. У нее светло-русые волосы, каре, тонкие черты лица, очки в круглой оправе, черный наряд. В левой руке она держит микрофон, в правой — стаканчик с кофе. Парень сидит перед ней на корточках, держит в руках небольшую видеокамеру, внимательно смотрит на экран. У него короткие взъерошенные светлые волосы. На нем синяя толстовка, синие джинсы и черные кеды, за спиной черный рюкзак. Вокруг них стоят бежевые информационные стенды, ходят посетители.
Авторы выставки отмечают, что часто на людей с инвалидностью смотрят либо с жалостью, либо как на супергероев, которые каждый день что-то преодолевают. Если кто-то и говорит о взаимоотношениях людей с инвалидностью с городом, то речь чаще всего заходит о пандусах, лестницах и тактильной плитке. Здесь же идея состоит в том, чтобы рассказать личные, заряженные эмоционально истории разных людей, связанные с Москвой. Для большинства участников это родной город, в котором они росли, учились, дружили, влюблялись, для других — город со множеством интересных мест, насыщенный разными воспоминаниями. «Чем чаще мы говорим об инклюзии не в форме патерналистской или жалостливой реализации, тем больше мы, люди с инвалидностью, встраиваемся в социум, а социум становится нам более открытым», — считает Алена Левина.
Своими впечатлениями об участии в проекте с нами поделились и несколько героинь. «Я часто сталкиваюсь с невежеством, связанным с людьми с ограничениями здоровья, поэтому мне очень важно было, очень хотелось рассказать про опыт взаимодействия с людьми, чтобы они увидели, как я это воспринимаю, чтобы они на это как-то по-другому посмотрели», — отметила незрячая сотрудница отдела инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства Оксана Осадчая.
Слепоглухая актриса, художник, литератор, психолог и колумнистка «Особого взгляда» Ирина Поволоцкая отметила, что ей понравился необычный подход к теме инклюзии в городе. Выставка вдохновила ее на создание перформанса о людях в городе.
Журналиста, экскурсовода, коуча с нарушением зрения Евгению Малышко тема взаимоотношений человека и города привлекала очень давно. «Интересно было посмотреть на саму себя с другой точки зрения, на себя со стороны, как на участника какой-то городской истории, взгляд откуда-то сверху. При подготовке была некая свобода действий, я могла показать ту грань своей личности, которую мне хотелось показать в данный момент», — рассказала Евгения.
Выставка, которая находится в фойе музея, работает до 14 апреля. Вход на нее свободный. К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией музей закрылся для посетителей. Однако выставку можно посетить виртуально — на сайте Izi.travel опубликован тифлоаудиогид к ней.
— Но есть еще один город, который ты не помянул ни словом.
Поло опустил глаза.
— Венеция, — промолвил Хан.
Марко улыбнулся:
— А о чем же я рассказывал тебе?
Император не моргнул и глазом:
— Но ты ни разу не назвал ее.
А Поло:
— Описывая любой город, я рассказываю что-то о Венеции.
Итало Кальвино. Невидимые города