Юля Ахматдинова — многократная чемпионка России и двукратная чемпионка мира по легкой атлетике, она принимала участие в Паралимпийских играх 2000 года в Сиднее. Юля тренирует незрячих и слабовидящих спортсменов в Спортивной школе олимпийского резерва № 21 по легкой атлетике которая работает в Уфе с 1993 года. В школу принимают детей с девяти лет: как без инвалидности, так и с нарушением функции опорно-двигательной системы, зрения и слуха. Сейчас в спортивной школе тренируется более 900 атлетов.
«Я училась в школе для детей с инвалидностью по зрению. После уроков посещала многие кружки и секции. Я была энергичным и подвижным ребенком, поэтому спорт оказался мне ближе, чем иные занятия. В разное время я занималась шашками, плаванием, лыжами, коньками и дзюдо. Но что-то мне не нравилось, где-то не получалось. Например, дзюдо — очень травматичный вид спорта. Это меня пугало, и я ушла, — вспоминает Юля. — Потом наш учитель физкультуры Романов Ильдар Саяфович на собственном энтузиазме начал тренировать детей по легкой атлетике. Меня туда не приглашали, но мне тоже захотелось заниматься бегом. Я человек упрямый и своенравный, я подумала: если начну тренироваться сама, на меня обратят внимание. Так я начала бегать самостоятельно, а затем уже подошла к тренеру и сказала, что хочу быть легкоатлетом. Тогда мне было 16 лет — возраст достаточно поздний для начинаний в профессиональном спорте».
«Я всего добивалась упорством»
Тифлокомментарий: цветная фотография. На стадионе стоят Юля Ахматдинова с воспитанницей, рядом мужчина, сидя на одном колене, поправляет легкоатлетические стартовые колодки для бега — короткий рельс с двумя прямоугольными пластинами по бокам. Пластины установлены под углом. Все трое в спортивной форме: кроссовках, штанах и олимпийках. Юля с воспитанницей наблюдают за работой мужчины, склонив головы. Светло-коричневые дорожки расчерчены вдоль и наискосок белыми полосками, на каждой дорожке стоит белый указатель высотой около метра с крупным номером. На заднем плане ряд белых пластиковых кресел под синим навесом, часть кресел занята рюкзаками.
«Тренер начал со мной работать. Не могу сказать, что у меня был особый талант или предрасположенность, я всего добивалась своим трудолюбием и упорством. Мой тренер сам всегда бегал на средние дистанции и нас так учил. Я участвовала в различных соревнованиях, кроме сверхдлинных дистанций и марафона. Хотя я считаю, что необходимо учитывать личностные и физиологические характеристики спортсменов, потому что у одного больше развита скорость, у другого — выносливость. Мне по темпераменту ближе спринтерские дистанции, а именно мои любимые — на 200 и 400 метров».
Юля Ахматдинова занималась спортом 15 лет. Параллельно с участием в спортивных состязаниях Юля окончила факультет физической культуры педагогического университета. Однако у нее не было твердого решения становиться тренером.
«Я не знала точно, чем буду заниматься после получения диплома. Моя личная карьера в спорте уже подходила к завершению. В тот момент директор нашей Спортивной школы предложила мне попробовать себя в качестве спортсмена-инструктора и заниматься с маленькими детьми. Подобное приглашение стало для меня полной неожиданностью. Я даже никогда не предполагала, что смогу тренировать. Я начала работать с малышами, которых мне поручили, и так постепенно стала тренером, а не только инструктором».
«Если нет желания тренироваться, заставлять бесполезно»
Сейчас она тренирует уже тринадцатый год. «За это время я работала со многими детьми. Надо сказать, я никогда особо не стремилась уговаривать их заниматься. Я как бывший спортсмен понимаю, что, если нет желания тренироваться, заставлять бесполезно. Нужно любить спорт, чтобы показывать результаты и добиваться результатов», — говорит тренер.
Для подготовки атлетов важно соблюдать разбивку тренировок на циклы и этапы. Например, этапы тренировочного процесса бывают втягивающими, подготовительными, предсоревновательными, соревновательными и восстановительными. Правильное построение подготовки влияет на спортивные показатели. Кроме того, тренировки подразделяются на скоростные и силовые.
Как рассказывает Юля, в связи со слабым зрением ее тренерская работа имеет свою специфику. «К примеру, я предпочитаю сначала обучить воспитанников технике бега. Мне удобнее работать над этим в зале. Далее я уже спокойнее могу проводить скоростные тренировки в больших пространствах».
«К ней всегда можно обратиться за поддержкой»
Тифлокомментарий: цветная фотография. В светлый летний день на легкоатлетическом стадионе Юля с пятью воспитанниками стоят на пьедестале почета на первом месте. Все пятеро парней одеты в спортивную форму, в руках у них дипломы, на шеях висят медали. Юля стоит в центре, держит в руках медаль и слегка улыбается. По бокам от группы на земле стоят двое мужчин в спортивных ветровках с надписью «Россия» на груди. Позади них поле с коротким зеленым газоном, беговые дорожки вокруг поля и трибуны в цветах российского флага.
Сегодня Юля тренирует нескольких спортсменов: многократную чемпионку России Диану Галимову, Рафаэля Мазитова и его лидера Ивана Александрова. Также совместно со старшим тренером Петром Буйловым она работает с чемпионкой Европы Алиной Самигулиной. Эти спортсмены с детства тренируются у Юли. Они бегают спринтерские и средние дистанции.
«Мои ученики из разных районов республики, поэтому иногда живут у меня. Я стараюсь не только вырастить спортсменов, но и научить их самообслуживанию в быту, чтобы они были самостоятельными».
Диана Галимова рассказывает: «Юля Рифовна как тренер очень строгая и требовательная. В то же время к ней всегда можно обратиться не только за спортивным советом, но и за поддержкой в личных вопросах».
«Она перспективный тренер. Возможно, если бы со мной работал другой человек, я бы не остался в спорте», — говорит Иван Александров.
По словам Алины Самигулиной, именно Юля Ахматдинова привила ей интерес и любовь к легкой атлетике и всегда была примером. Рафаэль Мазитов добавляет, что тренер серьезно подходит к подготовке спортсменов, при этом может и пошутить в веселых ситуациях.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На стадионе Юля с незрячим воспитанником стоят на пьедестале. Мальчику пожимает руку мужчина в спортивной олимпийке. Мальчик в темных штанах и белой форменной майке с надписью «Россия» на груди. Он склонил голову и улыбается. Юля повернулась к тренеру, ее длинные светлые волосы собраны в хвост.
Старое оборудование и допинговые скандалы
По словам Юли, в легкой атлетике людей с инвалидностью существуют нерешенные проблемы:
«Помещение школы не оборудовано должным образом для тренировок атлетов. Мы ходим заниматься в фитнес-клуб, потому что тренажеры и остальной инвентарь — все старое. Недавно в Уфе открылся Центр спортивной подготовки, построенный по мировым стандартам, но незрячие и слабовидящие легкоатлеты еще там не тренируются.
В то же время надо отметить, что легкая атлетика как вид спорта для незрячих хорошо развита в республике. Это прежде всего заслуга предыдущего поколения тренеров. В этом году мы приобрели качественную экипировку благодаря финансированию, предусмотренному для членов сборной Башкирии.
В последнее время я наблюдаю спад интереса среди молодых людей к параспорту. В сложившейся ситуации молодежь не видит перспектив участия в соревнованиях, проводимых на международном уровне. Что касается допинга, за всю свою спортивную и тренерскую карьеру я ни разу не сталкивалась с подобным среди паралимпийцев.
Еще одна проблема связана с некорректной классификацией спортсменов, когда незрячим приходится соревноваться с весьма условными инвалидами. К счастью, сейчас классификационные правила меняются».
Наставница атлетов считает, что спорт важен для незрячих людей. «Людям с инвалидностью по зрению спорт помогает достичь чего-то в жизни. Параспорт — это и хобби, и любимая работа, которая приносит доход. Сегодня в спорте заработки здоровых и инвалидов сопоставимы. К тому же спорт способствует физическому развитию и воспитывает бодрость духа».
В 2020 году подопечные Юли Ахматдиновой готовятся выступить на Всероссийских зимних играх, которые состоятся в Челябинске, а также на чемпионате России.