Красная площадь, дом 1 — по такому символичному адресу находится Государственный исторический музей (ГИМ). История — источник гордости, боли и уроков для любого народа. История — это сам народ, от первых шагов до текущего момента своего пути. Колумнистка «Особого взгляда» Лариса Овцынова побывала на экскурсии «Памятники Московской Руси
Здание Исторического музея похоже на русский терем с башнями. Наверху установлены фигуры животных — льва и единорога, символизирующих соответственно власть и мудрость. Они повернуты друг к другу, и оба в коронах. Такие изображения украшали личную печать Ивана Грозного и некоторые здания государственной важности.
Музей рассказывает об истории государства российского от древнейших времен до наших дней. Его коллекция насчитывает около 20 миллионов памятников — вещественных и письменных — и занимает второе место в мире по величине собрания. Мы отправляемся на экскурсию о памятниках Московской Руси
У входа нас встречает сотрудница инклюзивного отдела. Мы проходим к кассе. Билет на экскурсию для незрячего посетителя стоит 200 рублей, а для сопровождающего он бесплатный. «Для незрячего человека сопровождающий является практически всегда необходимым условием посещения музея. Это далеко не всегда родственник или близкий друг. Бесплатное посещение музея сопровождающим увеличивает возможность побывать в нем для самого незрячего», — объясняет руководитель программ доступности и инклюзивных проектов ГИМ Влад Колесников.
Такое же условие действует и для посетителей с особенностями развития. Люди с нарушением слуха в сопровождающем не нуждаются, поэтому для их спутников бесплатные билеты не предусмотрены.
Пройдя зону контроля и гардероб, мы начинаем путешествие в эпоху Московского царства вместе с Екатериной — внимательным экскурсоводом и знатоком своего дела: она максимально учитывает потребности незрячих людей. В музее созданы условия для такого восприятия: многие экспонаты или их копии можно обследовать тактильно.
Минуя решетку с подъемным механизмом, заходим в мощные ворота, окованные листами железа, и попадаем в город Москва — типичный русский город того времени. Домов мы не увидим: они находятся за глухими заборами. Но по праву гостей из будущего можем проникнуть в такой дом.
Русский дом: бабий кут и игрушки с горохом
Он строго делился на женскую и мужскую половины. Бабий кут погружает нас в мир женских занятий, одежды, а так же в мир детства. Экспонаты находятся в витринах, но нам нас встречает кукла для тактильного осмотра, одетая и обутая по обычаям того времени.
На фото: телогрея — женская одежда 17 века.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На сером фоне коричневая телогрея — прямая, длинная широкая женская верхняя одежда. Ткань легкая с едва просматривающимся декоративным узором. Сверху донизу застежка на пуговицах, похожих на узелки. Декоративные узкие рукава откидные, длинные, доходят до самого низа телогреи.
Одежда была еще цельная распашная. Рукава очень длинные, но с прорезью в области локтя, чтобы было удобно и спрятать руки полностью, и вытащить. Особое место занимал головной убор, часто сложный и замысловатый. Например, убор «сорока» состоял из 14 деталей, и еще платка в придачу. Волосы женщины не должен был видеть никто, кроме мужа, иначе семье не миновать несчастья.
Как и многие дети
Базарные порядки
В другом зале представлена торговая жизнь города. На Красной площади насчитывалось около 120 торговых рядов. Торговали абсолютно всем. Как покупатели, мы выбирали и осматривали медную, глиняную, деревянную посуду, игрушки, пряники и пряничные доски, специи и даже изразцы. Коммерческие трюки существовали уже в то время: медный кувшин, покрытый оловом, легко выдавался за серебряный.
Невиданные звери и глобус без Камчатки
На фото: «Царский зал» ГИМ
Тифлокомментарий: цветная фотография. В центре зала под высоким золотым сводом с тонким растительным голубым орнаментом стоит царское моленное место. Квадратное деревянное основание с золотыми барельефами и золоченой росписью на четырех ножках серебряного цвета в виде фантастических хищных зверей, похожих на младенцев, упавших на колени и склонивших головы к земле. Верхняя часть моленного места представляет собой многоуровневый остроконечный шатер богато украшенный золотой резьбой на четырех фигурных столбцах. На стенах висят картины в золоченых рамах с изображениями бояр.
В Царском зале слушаем подробное описание моленного места, по периметру которого изображены сцены обретения шапки Мономаха, а в основании — невиданные звери, символизирующие четыре самых сильных царства за всю историю. Пятым же являлось царство Московское.
Узнали мы и о царском парадном одеянии. Подержали в руках скипетр — символ царя как пастуха своего народа — и державу — символ земли в руках правителя. Примерили еще один символ царской власти бармы — большой воротник, украшенный драгоценными камнями, — и казанскую шапку из дорогой ткани, отороченную мехом и с крестом наверху. Она появилась у Ивана Грозного после взятия Казани.
Мы осмотрели и огромный медный глобус весом около полутонны, приобретенный Петром Первым в Голландии. На нем еще не отмечена Камчатка, нанесена лишь половина Австралии, а Антарктида обозначена как неизвестная земля.
На фото: Лариса Овцынова
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на сером фоне. В зале Исторического музея стоит женщина в черной юбке и бежевой кофте с коричневым крупным цветочным узором. Руки держит вместе перед собой, как за партой. На правой руке железная накладка золотистого цвета до локтя с двумя черными ремешками. На голове металлический шлем-мисюрка, закрывающий верхнюю часть головы, к его краям прикреплена кольчужная бармица, защищающая шею. У женщины русые волосы чуть ниже плеч, легкая улыбка.
В последнем зале мы встретились с вооруженными силами того времени и познакомились с их снаряжением: примерили перевязь стрельца с зарядцами, куда насыпали пороха на один выстрел, а также гибкий шлем с полотнищем, защищающим шею. В этом же зале стоят и копии первых пушек.
Стены залов украшены каменными розетками и покрыты узором из трав и цветов, но так было не всегда. В советский период эти украшения были либо сбиты, либо покрыты плотным слоем белой штукатурки. В восьмидесятые годы, когда музей находился на ремонте, отреставрировали и стены.
Доступный ГИМ
Цикл «Прочти историю руками» — лишь часть большой программы доступности музея. Для людей с нарушением слуха существует цикл «История на пальцах», а для посетителей с особенностями развития — цикл «По реке времен». Все эти программы были представлены и стали главной темой инклюзивного фестиваля, который прошел в стенах Исторического музея в декабре.
Направление по созданию доступного музея и разработке инклюзивных программ существует как самостоятельное чуть более года. До этого работа была распределена между разными отделами. «Сейчас работа ведется более продуманно и систематически, охватывает все подразделения, взаимодействие налажено со всеми отделами», — рассказывает руководитель программ доступности и инклюзивных проектов ГИМ Влад Колесников.
Музей постоянно экспериментирует и ищет новые форматы. В октябре в ГИМ прошла выставка «Трогательные истории». Она была приурочена к пятилетию благотворительного фонда «Со-единение», который работает со слепоглухими людьми. На выставке были представлены реплики археологических находок, выполненные организацией «Археолаб» из оригинальных материалов. Компания «Аура-тех» разработала тифлокомментарии, находившиеся на стойках. При этом стойки размещестили не отдельно, а в общем зале. Экскурсоводов не было, и пришедшие незрячие и слабовидящие люди перемещались самостоятельно. Не было и тактильной разметки по полу. Это бы помешало посетителям на колясках.
«Мы решили посмотреть, как будут чувствовать себя в таких условиях не только незрячие и слабовидящие, но и посетители без инвалидности. Последние реагировали очень хорошо, сами включались в процесс тактильного осмотра. Это нас порадовало, так как в мае 2020 года планируется разместить тактильные модели в пространстве постоянной экспозиции первого этажа», — рассказывает Влад.
Техническое оснащение стоек также не стоит на месте. Тифлокомментарием можно воспользоваться через наушники, которые находятся непосредственно на модели, а можно скачать комментарии на смартфон. В будущем планируется ввести в эксплуатацию устройство-медиагид, которое достаточно будет просто поднести к модели. Оно поможет получить тифлокомментарий, текст с увеличенным шрифтом и перевод на русский жестовый язык.
Сейчас экскурсии для людей с нарушением зрения проходят лишь по главному зданию. Однако, по словам Влада Колесникова, в 2020 году музей начнет проводить тифлоэкскурсии по Покровскому собору и Палатам бояр Романовых. «На территории собора появится его бронзовая модель, а внутри — разборная пластиковая. Она даст возможность получить представление о его внутреннем устройстве и убранстве. Это станет возможно при поддержке фонда «Искусство, наука и спорт» и программы «Особый взгляд», — говорит Влад.
Экскурсоводы проходят подготовку внутри музея и в институте «Реакомп». Внутренняя работа проводится со всеми сотрудниками ГИМ, чтобы они были готовы к взаимодействию с людьми, имеющими разные формы инвалидности.
Особое внимание в музее уделяют работе с волонтерами. Это в основном студенты исторического факультета МГУ. С ними проводят специально разработанные занятия, каждое из них посвящено одной форме инвалидности. Затем каждый волонтер выбирает, с каким людьми он бы хотел работать больше, и углубляется в это направление. Для тех, кто хочет работать с людьми с нарушением зрения, организуется обучение тифлокомментированию. Чтобы обменяться опытом, волонтеры посещают специализированные экскурсии в других музеях, например в «Гараже».
У Влада Колесникова и его сотрудников есть цель: «В будущем необходимо подключить к волонтерскому движению самих людей с инвалидностью. Может быть, они станут сотрудниками музея. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей с инвалидностью участвовали в процессе формирования инклюзии в музеях».
Все колонки Ларисы Овцыновой читайте в ее авторском блоге «Охота за впечатлениями» на портале «Особый взгляд».