10. Игнац фон Пекцели. Глаза зеркало здоровья
На последнем месте рейтинга — венгерский врач, который считал, что наличие заболеваний можно определять по изменениям радужной оболочки глаза. В середине XIX века он разработал метод под названием иридодиагностика, который пользуется популярностью до сих пор. Его адепты утверждают, что на радужке есть множество зон, связанных с отдельными органами. Крапинки, изменения цвета и черточки свидетельствуют о проблемах со здоровьем.
Начиная с
Тифлокомментарий: все иллюстрации к статье выполнены в одном стиле. Это графические погрудные портреты ученых. Отдельно показаны кисти рук за работой, тени и некоторые элементы подцвечены. Каждая иллюстрация тематически связана с деятельностью ученого — в ореоле вокруг его головы изображены предметы, связанные с его изобретением.
Коллаж из двух цветных иллюстраций. Слева Игнац фон Пекцели. Левой рукой он поднес лупу к лицу, через линзу на нас смотрит его увеличенный глаз. Правой рукой он делает записи на листе со схемой строения зрачка. Рядом на столе очки. В воздухе вокруг ученого изображены глаза. Справа Вильгельм Райх. Правая его рука лежит на квадратной коробке. Левой рукой держит воронку, соединенную с коробкой шлангом. Небольшие шарики вылетают из воронки и кружатся вокруг головы ученого.
9. Вильгельм Райх. Универсальное лекарство
На девятом месте психолог и ученик З Ф, разработавший в
Вместе с соратниками Райх проводил многочисленные исследования, но из-за отсутствия контрольной группы, которая бы исключала эффект плацебо, их результаты не были приняты научным сообществом. Действенность метода не была доказана и в рамках строгого научного эксперимента. Несмотря на это, множество организаций до сих пор предлагает оргонную терапию в качестве панацеи от всех болезней, а в США даже есть институты «оргонной науки».
Как и иридодиагностика, оргонотерапия безопасна, но может отвлечь от эффективных способов лечения.
8. Рейнхольд Фолль. Диагностика всего.
На восьмом месте немецкий врач, который на основе акупунктуры изобрел метод диагностики заболеваний путем измерения электрического сопротивления кожи. Это быстрое и безболезненное обследование, по заверениям Фолля и его последователей, способно выявить буквально все болезни, причем на ранних стадиях. Звучит привлекательно, но за более чем полувековую историю доказательства эффективности метода получены не были.
Соответствующие приборы запрещены в США, но в ряде других стран до сих пор пользуются популярностью среди любителей альтернативной медицины. Аппараты Фолля не принесут прямого вреда, но доверие к полученным результатам и, как следствие, отказ от доказанных методов диагностики могут привести к несвоевременному обнаружению серьезных проблем со здоровьем.
Тифлокомментарий: Коллаж из двух цветных иллюстраций. Слева Рейнхольд Фолль. Перед ним находится вольтметр, электроизмерительный прибор в форме коробочки с экраном с полукруглой шкалой и стрелкой. В руках Фолля — небольшие цилиндры, соединенные с вольтметром проводами. Из цилиндров выходит электрический ток в виде пунктирных линий. Ток образует полукруглое поле вокруг головы ученого. На поле расположены формулы, фигура человека и раскрытая ладонь. Справа Лайнус Полинг. Ученый улыбается, потирая правой рукой подбородок. В левой его руке лежит апельсин. Ореол вокруг его головы образован цитрусовыми фруктами и пузырьком с витамином С, справа внизу химическая формула.
7. Лайнус Полинг. Витамины как панацея
На седьмом месте выдающийся химик, дважды нобелевский лауреат и тот, кому человечество обязано одержимостью витаминами. В возрасте 65 лет по совету биохимика Ирвина Стоуна именитый ученый начал ежедневно принимать витамин С в больших дозах и, по его словам, стал чувствовать себя гораздо лучше.
Полинг ратовал за активное применение этого витамина в лечебных и профилактических целях. Он выступал с лекциями, написал книгу «Витамин С и простуда», которая быстро стала бестселлером, и миллионы людей во всем мире уверовали, что аскорбинка — необходимый элемент повседневного рациона. Увлеченный этой идеей, ученый не замечал критики со стороны коллег и дошел до того, что стал пропагандировать витамин С в качестве лекарства от рака и всех остальных болезней.
Научное сообщество его идеи не поддержало, так как ни одно исследование не обнаружило положительного эффекта от профилактического применения больших доз витаминов. Напротив, есть данные, что неоправданный прием некоторых витаминов увеличивает риск развития рака и сердечных заболеваний. Но эти исследования не отразились на объемах продаж аскорбинки.
6. Жан Бенвенист. Вода помнит все.
На шестом месте французский иммунолог, «доказавший», что у воды есть память. Он брал клетки крови, обрабатывал их раствором антител и смотрел на реакцию. С каждым повтором растворы становились все слабее, но клетки продолжали реагировать! Бенвенист объяснил феномен тем, что вода каким-то образом запоминает информацию о веществе, с которым проконтактировала.
Ученые не готовы были принять эту революционную идею на веру и вместе с иллюзионистом Джеймсом Рэнди повторили опыт. Экспериментаторы не знали, в каких пробирках какой раствор находится, и надо же! — «памятный» эффект исчез: зафиксировать феномен при таком подходе не удалось.
Несмотря на разоблачение, идеи Бенвениста пришлись по душе гомеопатам, поскольку позволяли «научно» объяснить эффективность лекарств без действующего вещества.
Тифлокомментарий: Коллаж из двух цветных иллюстраций. Слева Жан Бенвенист. Перед ним стойка с пробирками, в правой руке он держит одну из них. Из нее выплывают капли и элементы химических формул, образуя ореол вокруг головы ученого. Левой рукой он наливает жидкость из колбы в пробирки, под колбой химическая формула воды H₂O. Справа Эгаш Мониш. Он держит в руках инструменты для лоботомии — орбитокласт и молоточек. Орбитокласт — это длинный металлический заостреный стержень с двусторонней плоской ручкой. Перед ученым рисунок головы человека в разрезе, через фронтальную часть мозга проведена косая пунктирная линия. Вокруг головы ученого изображены другие хирургические инструменты: дрель, щипцы, шприц и другие.
5. Эгаш Мониш. Хирургия от шизофрении.
На пятом месте обладатель самой спорной Нобелевской премии. Португальский психиатр и нейрохирург Эгаш Мониш первый раз номинировался на нее за открытие ангиографии — рентгенологического исследования сосудов головного мозга, которое позволило заглянуть в мозг, не вскрывая черепную коробку. Но премию ему дали за варварский метод лечения тяжелых психических заболеваний — лоботомию.
Проведя около сотни операций, Мониш установил, что, если удалить белое вещество, связывающее лобные доли с остальными отделами мозга, буйные люди становятся спокойными и покорными. Нейрохирург следил за пациентами только до выписки из больницы, их дальнейшая судьба была ему неизвестна.
Более тщательные исследования показали, что лоботомия приводит к деградации личности, проблемам с координацией, эпилептическим припадкам, частичному параличу и другим плачевным последствиям. Нобелевская премия поспособствовала быстрому росту популярности этого метода: тысячам людей искалечили жизнь, прежде чем лоботомию запретили.
4. Тулио Симончини. Пищевая сода лечит рак.
На четвертом месте бывший врач-онколог из Италии, который считает, что раковые опухоли — это разросшийся грибок Candida albicans, и в качестве лечения предлагает дешевое народное средство от грибковых инфекций — пищевую соду.
Не дожидаясь исследований, которые бы подтвердили эффективность и безопасность этого метода, Симончини начал прописывать пациентам инъекции раствора соды вместо химиотерапии. Вскоре он был лишен права практиковать на родине, но продолжил консультировать через интернет и открыл свои центры в Албании и Нидерландах.
Несколько его пациентов слишком поздно вернулись к доказанным методам лечения — спасти их не удалось. Симончини был несколько раз осужден за непредумышленное убийство, последний обвинительный приговор ему вынесли в этом году.
Впрочем, любителей народной медицины это не пугает, поэтому в интернете можно найти множество статей и видеороликов о чудесном воздействии соды на рак.
Тифлокомментарий: Коллаж из двух цветных иллюстраций. Слева Тулио Симончини. Он держит в одной руке пачку соды, в другой ложку соды с горкой. Перед ним блюдце с содой. Вокруг витают круглые пористые элементы и части химических формул. Справа Генри Хеймлих. Ученый оперся подбородком на кулак и улыбается, глядя прямо перед собой. В правой руке он держит бутылек с изображением ленты, свернутой в форме перевернутой латинской буквы V — символом борьбы со СПИДом. Вокруг летают крупные комары.
3. Генри Хеймлих. Исцеляющая малярия
На третьем месте американский хирург, который изобрл метод спасения человека от удушья, наступающего в результате попадания в горло инородного предмета. Прим Хеймлиха ежегодно спасает жизнь тысячам людей.
Но не все его идеи оказались полезными и безопасными. В начале
Другие исследователи, работавшие в Африке, где распространены оба этих недуга, пришли к выводу, что малярия увеличивает нагрузку на организм и может только ускорить распространение и прогрессирование ВИЧ-инфекции.
2. Эндрю Уэйкфильд. Прививки вызывают аутизм
На втором месте гастроэнтеролог из Великобритании, чьи махинации с результатами исследований запустили масштабную волну антипрививочного движения по всему миру. В 1998 году в журнале Lancet вышла статья Уэйкфилда, в которой утверждалось, что у 8 из 12 детей, которым сделали прививку MMR (вакцина от кори, краснухи и паротита), выявили аутизм.
Журналист Брайан Дир, подробно изучив деятельность Уэйкфилда, выяснил, что за этой историей стоял конфликт интересов: британский гастроэнтеролог намеренно сфабриковал результаты, чтобы испортить репутацию компании, производившей комплексную вакцину, и обеспечить успех своей моновакцине против кори.
Многие ученые пытались воспроизвести результаты нашумевшего исследования — безуспешно. Все данные указывали на отсутствие связи между вакциной MMR и аутизмом, а в 2004 году авторитетный медицинский журнал Lancet официально признал ошибкой публикацию работы Уэйкфилда. Несмотря на это, истерия вокруг прививок не утихает, а массовые отказы от вакцинации уже привели к эпидемиям заболеваний, о которых многие успели позабыть (кори, паротита, полиомиелита), и страдают от этого в первую очередь дети.
Тифлокомментарий: коллаж из двух цветных иллюстраций. Слева Эндрю Уэйклфильд. Он держит в руках лист А4 с надписью по-английски «Нет аутизму». Вокруг его головы изображены шприцы, баночки с вакцинами, восклицательные знаки и справки. Справа Питер Дюсберг. Он задумчиво почесывает указательным пальцем подбородок, вокруг пальца обмотана красная лента. Вокруг — множество черных лент, свернутых в форме перевернутой латинской буквы V.
1. Питер Дюсберг. ВИЧ безвреден.
Непочетное первое место мы отдали Питеру Дюсбергу — профессору молекулярной и клеточной биологии Калифорнийского университета и одному из самых влиятельных ВИЧ-диссидентов. По его мнению, ВИЧ безвреден, а СПИД вызывают наркотики и антиретровирусная терапия.
Будучи академиком Национальной академии наук США, Дюсберг имел возможность публиковать свои работы в крупных уважаемых изданиях. И хотя научное сообщество подвергло статьи резкой критике за выборочный подход к информации и искажение данных, идеи Дюсберга наделали много шума и существенно повлияли на популярность движения ВИЧ-диссидентов.
Наиболее масштабные последствия его деятельности можно наблюдать в Южной Африке. В нулевые годы Дюсберг консультировал президента Табо Мбеки по вопросам ВИЧ и укрепил его уверенность в том, что опасность вируса — это миф, а плохое самочувствие больных на самом деле обусловлено антисанитарией и плохим питанием. Заручившись поддержкой «ученых», правительство свернуло многие программы профилактики и антиретровирусной терапии. Западная медицина была подвергнута критике, активно продвигались народные методы лечения. По примерным подсчетам, это привело к гибели более 300 тысяч человек.
Статус ученого зачастую способствует стремительному росту популярности даже самых сомнительных идей, и никакие опровержения уже не могут остановить лавину повальной паники или увлечения новой методикой лечения. Не стоит слепо доверять авторитетам, в вопросах здоровья следует быть всегда настороже и перепроверять информацию обо всех новых методах лечения, особенно если они подаются как панацея.