В учебно-кинологическом центре «Собаки – помощники инвалидов» занимаются подготовкой собак для работы поводырями и терапевтами. Летом 2019 года портал «Особый взгляд» и кинологический центр провели конкурс историй среди незрячих читателей. Пять победителей станут обладателями собак-проводников и получат помощь в создании доступной среды для людей с собаками-поводырями в своих регионах, их истории будут опубликованы на нашем портале. Колумнист «Особого взгляда» Лариса Овцынова побывала в центре подготовки четвероногих помощников и делится впечатлениями от общения с двумя воспитанниками – Нюшей и Витой, а также рассказывает о своем опыте взаимодействия с уже работающим профессионалом – проводником ее подруги Майклом.
В центре «Собаки – помощники инвалидов» нас встретили две очаровательные молодые особы: брюнетка Вита и блондинка Нюша – и милые, доброжелательные хозяйки: руководитель проекта «Мы рады собакам-поводырям» Элина Почуева и тренер Галина Александрова. Вита, как и положено брюнеткам, оказалась более эмоциональной. Нюша принимала гостей сдержанно, но любезно. Правда, и обучается она на несколько месяцев больше (собаки находятся в школе с года и проходят обучение в течение шести-восьми месяцев).
Детство будущие помощники незрячих людей проводят в семьях волонтеров. Это отдельная и очень трогательная история. Семья берет на воспитание щенка и обязуется вернуть его в строго оговоренный срок. Расходы по содержанию (питание и ветеринарное обслуживание) центр берет на себя. Раз в неделю приходит тренер, который занимается со щенком, отрабатывает общие команды: «Лежать!», «Сидеть!», «Место!» и так далее. Волонтер вкладывает свою заботу, силы, время и, конечно, душу, но и дисциплина не должна быть забыта. Например, собака должна знать свое место, а не валяться на диване, должна научиться не выпрашивать еду и не ставить лапы на людей. Семье необходимо жить в городе, чтобы щенок с детства привыкал к его реалиям: видел транспорт, других людей и животных. Временная хозяйка Виты, например, брала ее с собой на занятия в университет, где училась на тот момент. Для этого школа обращалась с таким запросом к руководству вуза.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На полу лежит взрослый лабрадор палевого цвета. Лабрадор вытянул передние лапы и спокойно смотрит в камеру. На нем коричневая шлейка поводыря с поводком. На шее лабрадора повязан розовый платок. На шлейке черная нашивка с красным крестом и белым текстом «Собака-поводырь». На заднем плане светлые дощатые стены.
Мотивы волонтерства бывают разные. Некоторые просто хотят недолго повозиться с породистым щенком без особых затрат, но большая часть временных хозяев осознанно стремится вырастить собаку для помощи незрячим людям. «Постепенно все проникаются идеей и чувством, что ты вкладываешь свои силы, время и тепло, чтобы другому человеку стало лучше и легче жить», – рассказывает Элина Почуева.
Иногда временные хозяева знакомятся с постоянными и продолжают общаться. «Они обмениваются рассказами о достижениях питомца, его шалостях, проблемах и, конечно, о своих эмоциях, прямо как о ребенке», – добавляет Элина.
В гостях у друзей, имеющих собаку-проводника, я и сама испытывала моменты, когда меня захлестывала с головой волна нежности и умиления, и что-то сжималось в груди, иногда до слез. Как же может быть иначе, когда это существо кладет голову тебе на колени, прося ласки, так искренне радуется при встрече, повизгивает во сне? Для него ты – центр мироздания! А я ведь была тогда только наблюдателем.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Лариса сидит на стуле и гладит лабрадора по голове. Она сидит вполоборота, наклонив голову к собаке. В правой руке у Ларисы трость и красный поводок, пристегнутый к ошейнику лабрадора. Он сидит смирно и смотрит на Ларису, немного приоткрыв пасть.
Еще во время волонтерского периода за щенками наблюдают и производят строгий отбор. Не каждая собака, пусть даже здоровая, умная и с прекрасным характером, может стать помощником, опорой для незрячего человека. Один щенок открыт миру, наблюдателен, внимателен, быстро адаптируется к незнакомым явлениям, например, к резким звукам. Для другого же такие звуки всегда будут служить источником стресса и заставят забыть о рабочих обязанностях.
Один из способов протестировать щенка на профпригодность – это фокус с зонтиком, рассказывает Галина Александрова. «Для щенка превращение маленького предмета виде палки в большой купол непостижимо и пугающе. Однако один быстро привыкает к такой метаморфозе и не обращает на нее внимание, а другой продолжает бурно реагировать».
Детство заканчивается, и начинается школа с уроками и дисциплиной: ни тебе загнать кота на дерево, ни за птицами погоняться, ни ввязаться в уличную потасовку. Вместе с жесткими ограничениями – обязательные ласка и поощрение, ведь процесс обучения строится на выработке условных рефлексов. В школе собака ходит с инструктором по различным маршрутам – под ногами то грунт, то асфальт, то трава. Собака учится фиксировать препятствия под ногами: бордюры, лестницы, ямы – и над головой, начинает распознавать люки, узкие места, переходы через дорогу. Обязательно бывают провокации, например, недалеко от центра есть мостик, уточки, большая детская площадка. Но поддаваться любопытству и отвлекаться от маршрута нельзя.
Собака запоминает путь за два-три раза, но нередко достаточно и одного. В среднем в памяти четвероногого помощника обычно хранится 20-30 маршрутов, но собака способна запомнить и больше.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На тротуаре Лариса стоит с лабрадором, держит его за шлейку, а тростью ощупывает тротуарный бордюр перед собой. Вдоль бордюра лежат копны тополиного пуха.
После обучения собака встречается с постоянным хозяином. Для человека это очень непростой и волнующий момент, иногда он чувствует неуверенность: справится ли? Рискну предположить, что собаке это ощущение чуждо: она не рефлексирует, а просто делает то, чему научили. Вот как рассказывает об этом Елена, моя подруга и владелица красавца Майкла: «Конечно, я хотела иметь собаку, ждала ее. Но вот сижу на лавочке, подходит инструктор с Майклом. Вот ваша собака, говорит. Майкл-то сразу ткнулся в мои колени мокрым носом, хвостом вертит вовсю. Я глажу его, а у самой руки чуть не трясутся: что я буду с ним делать, как управлюсь?»
В учебном процессе все предусмотрено: школа для хозяев тоже есть, их обучение длится две недели. За это время человек узнает, в чем ему может помочь сопровождающий, а где надо потрудиться самому. Собака остановится перед препятствием, но не скажет, что это такое. Определить придется хозяину, так что владение тростью никто не отменял. Кроме навыков передвижения, хозяину предстоит узнать, как правильно кормить животное, как ухаживать, как научиться обращаться с его обмундированием в рабочее и нерабочее время.
При подборе пары специалисты учитывают вопрос совместимости хозяина и собаки: образ жизни, активность, рост, темперамент, особенности места жительства. «Одним животным будет комфортнее в тихом месте, другим там станет скучно: ой, в какую дыру я попал», – смеется Элина. Бывает, что пара не сразу притирается друг к другу, незрячему человеку не всегда с первого момента комфортно с собакой. Но это быстро проходит. «Если кто-то в первый момент заявляет, что хотел бы собаку другого пола, цвета и с другим количеством хвостов, то через два-три дня привереда влюбляется в четвероногого друга и детали становятся несущественными», – шутит Галина.
Мой первый опыт хождения с проводником оказался неоднозначным. Когда я отдалась на волю Нюши, то почувствовала, как хочется замедлить ее быстрый шаг и контролировать дорогу самой. Вида я не показывала, понимая, что все будет хорошо, но было непривычно, казалось, что несешься без руля и без ветрил. Когда идешь с тростью, то доверяешь себе. Когда идешь с другим человеком, доверяешь ему. Доверять четвероногому сопровождающему надо научиться. Опытные люди никакого дискомфорта не испытывают – именно скорость и безопасность очень ценят незрячие при передвижении с собакой. Правда, здесь есть маленький секрет, которым поделилась Елена: можно замедлить собачий шаг с помощью определенных команд. Она иногда применяет их, когда ходит с Майклом, а спешить незачем.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Во дворе жилого дома стоят Лариса с тростью и лабрадор. Лариса выставила трость вперед, левой рукой она держит собаку за шлейку. На заднем плане стена дома из светлого кирпича, застекленные балконы второго этажа и ряд кустарников.
Побывали мы и в вольерах, которые пока являются домом для собак-школяров. Со всех сторон на нас устремились внимательные, умные и добрые глаза. В школе обучается примерно 20 собак в год. В основном это лабрадоры, но иногда сам человек приобретает щенка другой породы и просит обучить его. Такое случается очень редко, но как раз сейчас в школе находится такая собака, овчарка. Там же мы встретили пожилую даму Черри, которой уже 12 лет. Она всю жизнь была проводником, но недавно у нее начались проблемы с суставами, и собаке стало сложно водить хозяина, который живет в доме без лифта. В центре стараются найти ей новый дом.
Я глажу очередную мордочку, тянущуюся ко мне, а Галина гордо представляет: «Это золотистый ретривер. Мы готовим его для реабилитационного центра в Тюмени. Собака станет четвероногим терапевтом для детей с особенностями развития. Своими действиями она будет стимулировать ребенка к активности». Курс обучения у этих собак-специалистов совсем другой. Они умеют, например, танцевать и прыгать через обруч. В Москве существует такой же проект «Солнечный пес», и собаки-участники проекта трижды в неделю ездят на занятия в Москву из школы, которая находится в Подмосковье.
Мы уезжали из центра, наполненные эмоциями, от которых иногда хотелось плакать, но, как пелось в старой песне, «не потому что сердцу больно, а потому что есть оно». Еще мы гордились сотрудниками, которые вкладывают столько знаний, умений, души в выращивание и подготовку собак для помощи незрячим людям.
Другие статьи Ларисы Овцыновой читайте в ее авторской колонке «Охота за впечатлениями».