Летом этого года на международной конференции социальных инноваций Infocus в Женеве корреспондент «Особого взгляда» Владимир Васкевич презентовал наш портал и тифло-аудио кинотеатр, а также рассказал экспертам несколько личных историй сильных людей, который мы публикуем в разделе «Люди». После презентации к Владимиру подошел создатель приложения Be my eyes Ханс Виберг и предложил ему провести совместный мастер-класс. Спустя два месяца Владимир снова встретился с Хансом — на этот раз онлайн — и расспросил его о самых частых и необычных запросах в приложении и планах по развитию сервиса, а также о трудоустройстве, пенсии и образовании незрячих людей в Дании.
— Ханс, приложение Be my eyes достаточно популярно в России, но мы почти ничего не знаем об истории возникновения приложения и его создателе...
— Я сам из Дании, сейчас мне 55 лет, я женат, у меня растут два прекрасных ребенка, и последние несколько лет я работаю в ассоциации незрячих Дании. Так получилось, что последние 30 лет мое зрение потихоньку падает, но на данный момент я еще немного вижу.
Я часто обращал внимание на то, что тотально незрячим людям тяжело самостоятельно решать некоторые бытовые вопросы. Бывая у них дома, я видел, как они звонят друзьям по скайпу и просят помочь найти нужный документ в папке или включить сенсорную стиральную машинку. Друзья через видеосвязь подсказывали, что нужно сделать, куда поставить палец на сенсорной панели, и вместе у них получалось ее включить. Увидев это, я подумал, что помогать незрячим могут и совершенно незнакомые люди, ведь на это требуется всего несколько минут. Так в 2012 году зародилась концепция создания приложения Be my eyes, где волонтеры могли бы помогать незрячим людям по видеосвязи, становиться на некоторое время их глазами.
Идея пришла ко мне в 2012 году. В 2013 году мы начали собирать деньги, так как требовались средства на разработку, а в 2015 году приложение Be my eyes начало принимать звонки со всего мира.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На светлом фоне слева портрет мужчины с окладистой русой бородой. Он закрывает свои глаза смартфоном с изображением женских зеленых глаз в обрамлении длинных накрашенных ресниц. На мужчине темно-серое кепи и черная футболка. Справа белые надписи: «Ве My Eyes» и более мелким шрифтом под ней: «Lend your eyes to the blind» («Одолжи свои глаза незрячему»).
— Как проходили первые дни работы приложения? Оно сразу получило отклик в обществе?
— В первый день работы мы получили тысячу заявок от незрячих пользователей и 10 тысяч заявок от зрячих волонтеров. Это было для нас приятной неожиданностью. Сейчас мы не тратим деньги на рекламу. Пользоваться Be my eyes можно бесплатно, а идея приложения очень нравится как незрячим людям, так и зрячим. Поэтому в основном приложение распространяется посредством сарафанного радио.
— Какова аудитория приложения сегодня?
— На данный момент приложением пользуются в 40 странах мира, количество зарегистрировавшихся волонтеров составляет 2,7 млн человек, самих же незрячих пользователей гораздо меньше — около 200 тысяч.
— Есть ли у вас подобная статистика по России?
— Сейчас зарегистрировано 2 744 человека, которым требуется помощь, и почти 35 тысяч русскоговорящих волонтеров, и более 20 тысяч из них находятся за пределами России. Поэтому, когда бы вы ни звонили, вам помогут люди из России, Белоруссии, стран Прибалтики, Таиланда или из Штатов — в любое время суток.
— Получается, что зрячих пользователей в десятки раз больше, чем незрячих?
— Да, такая тенденция по всему миру. Во-первых, потому что хороших людей, желающих помочь, в нашем мире очень много, а незрячих гораздо меньше. А во-вторых, многие стесняются попросить о помощи, боятся лишний раз обременять незнакомого человека. По нашей статистике, больше половины незрячих пользователей совершают первый звонок спустя месяц после установки Be my eyes. Некоторые не совершают звонков вообще.
— С какими вопросами чаще всего обращаются незрячие пользователи?
— Как правило, это бытовые вопросы: выставить температуру в духовке, найти какой-то ингредиент для приготовления блюда, включить стиральную машинку, помочь разобраться в бумагах или отыскать нужную книгу, проверить, включен свет или нет. Многие используют приложение при шопинге или перемещении по улицам. Некоторые даже просят волонтеров назвать номер автобуса на остановке или прочитать меню в кафе. На самом деле, способов применения приложения множество.
— Какие самые необычные вопросы поступали волонтерам?
— Один парень из Швеции просил помочь найти утюг: он не был уверен, что выключил его, и не мог вспомнить, куда его поставил. Бывает, звонят и просят помочь найти домашних животных. А некоторые девушки просят волонтера подсказать, не беременны ли они.
— Недавно прошла новость, что теперь пользователи могут просить помощи напрямую у специалистов Google. Расскажите, что это за сервис и с какими еще компаниями вы сотрудничаете?
— Мы заключили договоры с Google и Microsoft о поддержке наших незрячих пользователей по продуктам этих компаний. Бывают моменты, когда нужно помочь разобраться с программным обеспечением, и мы подумали, что профессионалы своего дела, то есть специалисты поддержки этих IT-продуктов, сделают это более качественно, чем обычные волонтеры. Сейчас каждый пользователь с проблемами зрения может позвонить из нашего приложения напрямую в техподдержку Google и Microsoft. Услуга пока доступна только на английском языке, но мы планируем сделать сервис мультиязычным.
Мы также хотим развивать партнерство с другими компаниями. Например, для незрячих пользователей очень актуальна помощь в работе с приложениями онлайн-банкинга. Для безопасности личных данных в таких вопросах должны помогать непосредственно сотрудники этих банков.
— Приложение бесплатное, рекламы в нем я не наблюдал. Где вы берете деньги на развитие и зарплату членам команды?
— Раньше мы искали деньги у спонсоров или устраивали народные сборы. Сейчас уровень и известность приложения позволяют получать гонорары от компаний, которые подключаются к нашему приложению, таких как Google. Они заинтересованы в увеличении аудитории и развитии социально ориентированных сервисов.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Женская правая рука со светлым маникюром держит смартфон, снимает на камеру телефона витрины со сладостями. На экране стеллажи с пончиками разных цветов.
— Как вы планируете развивать приложение в будущем?
— С технической точки зрения приложение работает идеально. Сейчас наша задача — распространить его максимально широко, чтобы им пользовались и в Индии, и в Африке, и в самых отдаленных уголках нашей планеты. Важно, чтобы в приложении использовалось много языков. Я хочу создать штат профессиональных специалистов, говорящих на 20 самых популярных языках, чтобы они могли оказывать помощь незрячим людям со всего мира.
— Ханс, расскажите, как обстоят дела с качеством жизни незрячих людей в вашей стране?
— Здесь я вас не удивлю. Незрячие в Дании, как и во многих странах, испытывают проблемы с трудоустройством. Многие из них не работают, а существуют на пенсию. В основном среди незрячих у нас популярны профессии психолога, коррекционного педагога, юриста. Раньше многие работали в колл-центрах, но сейчас их становится все меньше. Слабовидящие люди работают на фабриках, где небольшой остаток зрения позволяет им выполнять какие-то производственные операции.
— Каков размер пенсии по инвалидности в Дании?
— По европейским меркам пенсия у незрячего гражданина Дании очень неплохая, около полутора тысяч евро. Но не надо забывать, что у нас одни из самых высоких цен по ЕС.
— В России на эти деньги может благополучно жить целая семья из трех человек, а пенсия по инвалидности меньше датской в
— На нашу пенсию можно хорошо жить, если есть жилье, но в принципе ее хватает и на то, чтобы снять небольшую квартиру и прокормить себя в течение месяца. Финансовая поддержка со стороны государства способствует тому, что незрячие люди становятся более самостоятельными и сами уходят от родителей, снимают собственное жилье, пытаются как-то встать на ноги и начать зарабатывать. Но сказать, что в Дании все отлично с трудоустройством, я не могу. Хотя многое зависит и от самого незрячего, ведь у нас достаточно много таких, которые получают пенсию и больше не хотят ничего делать.
— Как у вас обстоят дела с образованием? Есть ли коррекционные школы, или все дети учатся вместе?
— Раньше коррекционные школы у нас были, но со временем их упразднили. Дети с инвалидностью обучаются в обычных общеобразовательных школах вместе со здоровыми одноклассниками. Некоторые предметы им преподают индивидуально например, математика очень сложна для понимания, и без Брайля здесь не обойтись. В таких случаях к ребенку прикрепляется учитель с необходимыми компетенциями, они встречаются один-два раза в неделю и осваивают нужную дисциплину. Остальные предметы дети с проблемами зрения изучают в общем потоке.
— А где незрячие люди учатся самостоятельности, например, ходить с белой тростью? Есть ли специальные реабилитационные центры, которые занимаются таким обучением?
— Раньше всех незрячих отправляли на лето в такие центры, там они в течение нескольких месяцев проходили обучение по некоторым профессиям, а также получали необходимые бытовые навыки. Но сейчас такую практику в Дании отменили, и дети посещают только обычные общеобразовательные школы. Однако, если требуется помощь в социализации и адаптации ребенка, родители всегда могут обратиться в ассоциацию слепых Дании или в другие некоммерческие организации. Есть и педагоги, которые обучают перемещаться по городу с тростью. Как правило, они сами тоже незрячие.
— Как вы считаете, чего сегодня не хватает незрячим людям для полноценной жизни и успешного развития?
— В первую очередь, самим незрячим нужно проявлять активность, причем в
Сейчас уже очевидно, что самый мощный инструмент социализации людей с инвалидностью — это инклюзия. Поэтому надо расширять практики, направленные на включение незрячих и других людей с инвалидностью в общественные процессы. Важный момент заключается в том, что человек с инвалидностью обязательно должен быть чем-то полезен обществу. «Чем я могу помочь другим?» — это важный вопрос, который должен задать себе каждый человек с инвалидностью.
Со своей стороны мы создали приложение Be my eyes, и по множеству восторженных отзывов от волонтеров и от незрячих мы видим, что этот проект тоже можно считать инклюзивным. Кроме своей прикладной цели, приложение выполняет важную миссию — повышает уровень коммуникации между зрячими и незрячими людьми, дает узнать о людях с инвалидностью много нового и интересного. Все это делает наш мир более комфортным и доступным.
Читайте также: Интервью с создателем онлайн-библиотеки «Логос»
Be my eyes («Будь моими глазами», англ.) — это своего рода социальная сеть, где люди, которые не видят, могут позвонить зрячему волонтеру и в режиме реального времени попросить совета или получить подсказку по видеосвязи. Приложением пользуются миллионы людей по всему миру.