Сергей Поползин родился в 1964 году в маленьком поселке, затерянном в таежных лесах Дальнего Востока. Его семья через некоторое время перебралась в Мариинск - город в Кемеровской области, где прошли его отрочество и юность. До выпускного класса школы он особо не задумывался о профессии художника, но, как вспоминает сам Поползин, тяга к рисованию и краскам была всегда.
В выпускном классе нужно было определяться со своим будущем. Поразмыслив, Сергей отправился поступать в Иркутское художественное училище. Но пройти вступительные испытания было не так-то просто. «Я приехал поступать без какой-либо подготовки, и сдать экзамены в первый раз у меня не получилось. Поняв, что одного таланта мало, я решил тщательно поработать и в следующем году поступить снова», - рассказывает Сергей.
Спустя год, в 1983 году, он успешно прошел все экзамены и все-таки стал студентом училища, однако уже через полгода из-за семейных обстоятельств был вынужден покинуть его.
Поползин ушел в армию, а после нее решил забросить кисти и краски и устроился на работу слесарем-ремонтником. Хватило его только на год: неодолимая тяга к прекрасному, талант и страсть к искусству взяли свое, и художник опять решил поступать в то же училище.
«Учиться мне очень нравилось. Я часами мог изучать учебные постановки, жадно глотать каждый совет мастеров из числа преподавателей и экспериментировать с красками. Часто за вдохновением я ездил на Байкал и писал прямо на берегу», - говорит художник.
Близился распад Советского Союза, в стране возникало все больше непонимания и хаоса. По словам Сергея, преподаватели старой закалки не принимали новых свободных мыслей и требовали неукоснительного послушания - построить карьеру молодому художнику без лести и унижения было невозможно.
В 1990 году Сергей бросил училище, в это же время на него навалился ряд бытовых и семейных проблем. В отчаянии несостоявшийся художник взял в руки пистолет, поднес к виску и спустил курок.
«Это была «русская рулетка» с чертом. В эти годы все рушилось. Никому ничего не нужно было. Тем более мои этюды и картины. Про выставки и успех говорить не приходилось, училище я не закончил, от первой жены получил письмо: «У твоего сына теперь новый папа», бытовые проблемы накрывали с головой. Поэтому я взял пистолет и попытался хоть как-то решить этот нерешаемый вопрос, просто хотелось исчезнуть», – делится тяжелыми воспоминаниями художник.
Пуля прошла через голову навылет, повредив зрительный нерв. Сергей остался жить, но полностью потерял зрение.
Полная темнота помогла ему переосмыслить свою жизнь и в поисках силы и вдохновения он снова взялся за кисть. «Тогда меня очень поддержали мои друзья. Они дали мне возможность выбраться из психологического кризиса. Я вновь взялся за краски и стал писать вслепую, как будто в мастерской просто выключили свет. Все прошлые свои картины, написанные в той жизни, я сжег. Хотя одна, по чистой случайности, осталась», - говорит Сергей.
Картины Сергея Поползина. Фото №1: Sie ist gegangen/Она ушла (перевод на русский — редакция портала). 1993. Фото № 2: Eine zufallige Bekannte/Случайное знакомство (перевод на русский — редакция портала).
Тифлокомментарий: коллаж из двух картин Сергея Поползина. Живопись.
Полотно слева: в углу комнаты на темно-коричневом полу лежит белая роза с растрепанным цветком, рядом к голубоватой стене прислонена цветком вниз красная роза, возле нее лежит отлетевший красный лепесток. Картина написана крупными мазками, в холодных тонах. В правом нижнем углу подпись художника.
Полотно справа: вихрь экспрессивных мазков черного, синего, серо-желтого цветов, редкие желтые крапинки и розовые линии. В центре полотна прорисован глаз с бровью, чуть ниже губы из двух розовых линий. Угадывается женский портрет.
Чтобы создавать картины вслепую, Поползин разработал уникальную методику. Каждый тюбик с краской он помечал особой зарубкой, натягивал холст, грунтовал и некоторое время ощупывал его, «притираясь» к пропорциям и размерам задуманной картины. Чтобы лучше ориентироваться на холсте, он втыкал в важные точки будущей композиции тонкие иглы. Иногда для прорисовывания сложных деталей использовал заранее вырезанные картонные трафареты.
«Смешивать краски и получать нужный оттенок я научился на ощупь. Выдавливая на палец из тюбика краску, как зубную пасту, я знал, сколько нужно, к примеру, синей, сколько желтой, чтобы получить при смешении сочный зеленый с голубоватым оттенком. Не видя картины, приходилось постоянно держать ее в голове и обдумывать детали сначала в своем воображении, а потом уже полученное переносить на холст», - рассказал мне по телефону Сергей.
Примерно через год после страшной трагедии в Иркутске состоялась первая небольшая выставка незрячего художника. Автор картин вспоминает, что она была воспринята неоднозначно: кто-то удивлялся, а кто-то не понимал, зачем это, или вовсе высказывал откровенную неприязнь. Никто не думал, что это возможно.
Многие отказывались верить, что Сергей работает сам, без посторонней помощи. В его картинах поражали кажущаяся простота и лаконизм композиции, интересные цветовые сочетания и оттенки.
Картины Сергея Поползина. Диптих: Деревенские зарисовки
Тифлокомментарий: коллаж из двух картин Сергея Поползина. Живопись.
Полотно слева: большую часть полотна занимают тонкие прямые мазки серых, белесых и зеленых оттенков, складывающиеся в секции забора, густые деревья и траву. На зелени группы бледно-желтых точек. Над деревьями - насыщенно-серое грозовое небо, под ними серая земля.
Полотно справа: осенний деревенский пейзаж. Серо-бурые дорога и избы написаны длинными прямыми мазками, между домами серые сетки косых заборов, остатки зеленой травы и деревья с желтой листвой. Листья в кронах и на земле написаны точками. Деревья вдали расплываются пятнами желтого с зеленым.
Эта выставка дала Сергею сильный творческий импульс: слух об уникальном таланте быстро разлетается по стране. Сначала Сергея пригласили с выставкой на творческий пленэр в Польшу, потом начали поступать предложения от галерей и музеев, а в 1993 году режиссер Александр Микриков снял документальную киноленту «И увидел я» о жизни художника - фильм показали на федеральных каналах.
Вдохновленный успехом Поползин активно работал, продолжал писать картины. Простота и одновременно глубина, эмоциональность полотен захватили внимание как ценителей искусства, так и обычных посетителей его персональных выставок. На одной из таких выставок он и встретил свою будущую жену Розмари Шпитцер.
«Она приобрела мою картину в музее им. Н. Островского на Тверской и подошла познакомиться с автором. Так мы и начали общаться. Кажется, потом она еще приводила своих друзей посмотреть на мои работы. Мы стали встречаться и после поженились», - вспоминает Сергей, и по его голосу я понимаю, что он улыбается.
Розмари работала в торговом представительстве Австрии в Москве, но в 1996 году ее контракт закончился, и семья приняла решение переехать в Австрию, на ее родину.
«В Вене мы живем уже более 20 лет. Долгое время после переезда я продолжал писать и ездить с выставками. Мои картины покупали на аукционах, российские компании заказывали по несколько полотен для своих офисов и руководителей. Почти каждый год я ездил в Иркутск, и даже бывало, что меня узнавали на улицах, - продолжает Сергей. - В 2004 году с музыкантом Евгением Маслобоевым мы начали работать над проектом «Цвет в звуке», в рамках которого Женя написал интересные композиции для многих моих картин. Это очень красивая музыка, но, тогда проект не был полноценно реализован».
Уже несколько лет Сергей ничего не рисует, но от искусства не отошел. В последние три года он попробовал себя в кинематографе. «В 2015 году, перебирая свои вещи, я нашел диски с музыкальными композициями Евгения, и мне пришла мысль: почему бы не соединить картины и музыку? Так появилась идея фильма «Музыка, Холст, Масло», - продолжил художник. - Картины я всегда писал сам, хоть и не все этому верили. Свой фильм я тоже решил сделать по максимуму своими силами. Мне потребовалось время, чтобы написать сценарий, освоить программы для монтажа видео на компьютере и продумать каждый кадр».
Правильно выставлять камеру ему помогала жена, а Сергей подсказывал, какой должен быть угол, как должен падать свет и что должно попадать в объектив.
Как автор и исполнитель всего видеопроекта Сергей говорит: «Нельзя меня целиком экстраполировать на экранный образ художника. Несмотря на то что внешне мы одинаковы, несмотря на то что все картины - мои, я всего лишь попытался как художник, метафорично, без слов ответить на вопрос посетителей выставок: «Как рождаются картины?», а не рассказывать о себе».
Работа над лентой закончилась в сентябре 2018 года. Весь фильм разбит на 20 взаимосвязанных роликов, в которых звучит музыка Евгения Маслобоева, а в главной роли выступает одна из картин Сергея Поползина. Кончается фильм метафорическим роликом: слепой человек идет спотыкаясь по залитой солнцем каменной пустыне, не зная, что перед ним стена.
«Может быть, эта метафора слишком прямолинейна, но ее подтекст не о тяжести слепоты, а о художнике, видящем свое и не замечающем реальности», - делится автор, сценарист, постановщик, монтажер и режиссер фильма «Музыка, Холст, Масло».
По завершении работы кинокартину отправили на несколько международных кинофестивалей, и она уже получила два гран-при. А Сергей Поползин продолжает творить и создавать прекрасное.
Живя и наслаждаясь жизнью вопреки многим обстоятельствам, пробуя себя в новых сферах, Сергей помогает другим поверить в свои силы, преодолеть все существующие барьеры, полюбить искусство всей душой и получать от жизни наслаждение. На мой завершающий вопрос интервью о том, в чем все-таки главная ценность жизни, Сергей, засмеявшись, отвечает:
«Нужно ценить то, что ты имеешь, а так... любовь была, есть и всегда будет самым светлым чувством, двигателем всего прекрасного».
Посмотреть картины художника и узнать подробнее о нем можно на его официальном сайте по ссылке.