В Уфе уже несколько лет реализуются социальные проекты по изготовлению тактильных книг, макетов и настольных игр для детей и взрослых с нарушением зрения. В создании материалов участвуют профессиональные дизайнеры, студенты и научные работники, в процессе подготовки объектов они консультируются с незрячими людьми. Корреспондент «Особого взгляда» в Башкирии Надежда Долматова поговорила с создателями о целях и особенностях их проектов, а также о роли тактильных объектов в образовании людей с инвалидностью по зрению.
Социальный проект «Трогательный Башкортостан», направленный на создание тактильных иллюстраций для книг и альбомов, основали республиканский Союз дизайнеров, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (БГПУ), школа-интернат и Специальная библиотека для незрячих. Идея выросла из дипломных работ студентов-художников, которые изготавливали макеты мостов. В 2017 году Союз дизайнеров получил на реализацию проекта 1,3 млн рублей из Фонда президентских грантов. В результате около 70 студентов-волонтеров БГПУ, Академии искусств и Уфимского нефтяного университета создали 140 тактильных иллюстраций к различным изданиям, среди которых эпос «Урал-батыр», книга «Как собака нашла себе хозяина», альбом национальных музыкальных инструментов и даже башкирский комикс. При создании иллюстраций волонтеры консультировались с незрячими людьми. Стоимость изготовления каждой тактильной иллюстрации составила около двух тысяч рублей.
«У нас было две цели: разработка тактильных иллюстраций и привлечение молодежи к решению этой проблемы. Одной из важных составляющих было привлечь и заинтересовать студентов, у которых немного свободного времени. Я рада, что им понравилось и теперь они сами инициируют новые проекты, - рассказывает руководитель проекта, кандидат педагогических наук, доцент художественно-графического факультета БГПУ Елена Дорофеева. - Раньше мы не делали тактильные иллюстрации. К ним предъявляются определенные требования, которые мы изучали. Это полезно студентам для их профессионального совершенствования. Если художники и дизайнеры не будут этим заниматься, то тогда этим займутся любители, что непрофессионально». Елена Дорофеева надеется, что после этого студенты уже не пройдут мимо людей с особыми потребностями.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Помещение выставки. На зеленом пластиковом столе несколько архитектурных макетов разных видов мостов. Каждый макет состоит из двух рельефных берегов, водной глади между ними и моста. Макет длинного арочного моста осматривает руками мальчик. Позади него стоит мужчина и мягко направляет руки мальчика по макету. Рядом стоит макет разводного моста. На другой стороне стола два макета — акведук белого цвета и висячий, или подвесной мост красного цвета. Акведук — это мост с высокими стенками, который служит для подачи воды. Подвесной мост состоит из вертикальных широких перекладин — пилонов, к которым на канатах подвешен каркас с дорожным полотном. На соседнем столе два макета: деревянная церковь на острове Кижи с 22 куполами и крымский замок Ласточкино гнездо с квадратной башней с пиками. Справа от пары дети и взрослые осматривают руками макеты зданий.
В 2014 году коллективы школы-интерната и БГПУ объединились и издали 14 учебных пособий по истории России и истории культуры Башкортостана для учащихся с глубоким нарушением зрения. Среди них были объемные пазловые карты России и Башкирии, символика республики и ее столицы Уфы. Заведующая кафедрой Всеобщей истории и культурного наследия БГПУ Гюльнара Обыденнова вспоминает: «Ребята практически начали формировать правильный образ этих изображений. Когда они теоретически знакомились с символикой, у них сформировались не совсем правильные образы, например, хвост куницы на гербе Уфы они воспринимали как лапу. Изготовление вот этих пособий помогло сформировать правильные образы».
Сотрудничество педагогов школы и университета продолжилось, и в 2017 году партнеры реализовали социальный проект «Историко-культурное наследие на кончиках пальцев», в рамках которого создали тактильные макеты зданий и достопримечательностей, например, Московского Кремля, памятника архитектуры «Ласточкино гнездо», церквей разных конфессий. На проект Объединению учителей истории и обществознания выделили 700 тысяч рублей из Фонда президентских грантов.
Для проекта выбрали сооружения различных архитектурных стилей, чтобы показать ученикам различные формы зданий и элементы декора. Заместитель директора школы № 28 Гюзель Мурзагильдина отмечает: «Макеты очень помогают в обучении. Бывает сложно объяснить детям, например, что стометровый Исаакиевский собор одноэтажный».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Группа людей осматривает руками тактильный макет Исаакиевского собора. Собор представляет собой здание, квадратное в основании, с крытыми колоннадами-портиками со всех сторон. Над корпусом собора поднимается башня — цилиндрический барабан с круглым куполом. Барабан прорезан арочными окнами и окружен колоннадой. Колоннада, купол и световой фонарь на верхушке купола окрашены в золотой цвет, остальные части макеты серые.
Еще один проект, поддержанный Фондом президентских грантов, - «Настольные игры о Родине», для которого кандидат педагогических наук Екатерина Савельева и ее студенты разработали шесть наборов лото. Настольные игры посвящены истории Башкирии. Среди них, например, игровой набор «Предметы личного пользования солдат и офицеров Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», в который входят большие карточки с рельефными обозначениями и 3D-копии предметов военного быта: ложки, кружки, стеклянной фляги, солдатского медальона, пуговицы кителя, ремня, фонаря, гармони и др. К каждому набору прилагается диск с объяснением правил игры. Комплекты настольных игр передали в школу для незрячих и слабовидящих детей. К сожалению, поступление игр в массовое производство и продажу пока невозможно: сначала создателям необходимо получить патент, а это длительный процесс.
Таким образом, удалось достичь обозначенных Еленой Дорофеевой целей. Во-первых, в учебном процессе стали использовать книги и альбомы с тактильными иллюстрациями и макеты достопримечательностей, что способствует эстетическому воспитанию детей с нарушением зрения. Во-вторых, удалось заинтересовать студентов. Так, студентки-волонтеры Елена Азалиева и Алия Исламгулова придумали свой проект «Прикосновение к Уфе», в рамках которого они создают макеты городских зданий и проводят экскурсии по городу для незрячих людей. Уже изготовлены макеты спортивного комплекса «Уфа-Арена», Башкирского театра им. М. Гафури, Музея им. М.В. Нестерова и др. По словам студенток, они и раньше делали макеты, которые после зачетов пылились, а теперь приносят пользу. С помощью макетов незрячие люди получают представление о том, как выглядят здания снаружи, а благодаря экскурсиям знакомятся с их внутренним устройством. Сейчас волонтеры разрабатывают технологию, которая позволит делать макеты более прочными и недорогими в производстве.
Студентка БГПУ Анастасия Конобеева организует выставки макетов, доступные не только детям с инвалидностью по зрению, но и взрослым незрячим людям. Анастасия представляла проект «Краеведческая мастерская “Вместе”» на форуме «Иволга-2018» в Самарской области, где выиграла грант в размере 200 тысяч рублей. На эти деньги она планирует делать миниатюры зданий других городов Башкирии.
Тифлокомментарий: цветная фотография. В помещении выставки два ряда зеленых пластиковых столов, уставленных тактильными макетами архитектурных достопримечательностей. На столе в левом ряду стоит макет башни Биг Бен — высокая квадратная в основании башня с циферблатом с четырех сторон. Башню венчает пирамидальная крыша и шпиль. Рядом с башней макет стены Вестминстерского аббатства. Стена пронизана узкими высокими стрельчатыми окнами и заканчивается невысокой квадратной башней. На столе справа макеты Мавзолея Турахана и Первой уфимской соборной мечети. Мавзолей представляет из себя прямоугольное в основании строение, которое венчает восьмиугольная пирамида с куполом, стены сложены из больших камней. Соборная мечеть — это здание из нескольких прямоугольных в основании корпусов с вытянутым круглым куполом и минаретом — высокой башней с острым куполом. Между рядами стоят несколько женщин. Одна из них сложила руки за спиной и смотрит прямо перед собой, другая повернулась к левому столу и говорит, указывая рукой на один из макетов.
Еще один студенческий проект реализуют Александра Голованова и Людмила Ильина. Он называется «Мир на кончиках пальцев». Суть этого проекта состоит в изготовлении миниатюр всемирно известных достопримечательностей: Эйфелевой башни, Биг-Бена, египетских пирамид и др. Так девушки хотят познакомить незрячих и слабовидящих людей с мировыми шедеврами архитектуры. Студенты рисуют эскизы и моделируют изделия на компьютере.
Макеты изготавливают с использованием технологии быстрого прототипирования ООО «Лаборатория инноваций» - организация была учреждена для развития у молодежи интереса к техническим наукам и занимается обучением детей электронике и инженерной графике. Как создаются макеты, поясняет представитель лаборатории Елена Исламова: «Делается объемная компьютерная модель, дальше она печатается на 3D-принтере (...) Сейчас эти технологии сильно подешевели. Если лет семь назад это было очень дорого и редко, то сегодня принтер стоит 20 - 30 тысяч рублей, килограмм пластика - около тысячи рублей». На изготовление самого маленького макета уходит около пяти дней чистого времени печати, на крупные - вдвое больше. «Самое сложное во всей этой истории - это именно умение моделировать на компьютере, то есть создавать изделие в натуральном виде», - отмечает Елена. По ее словам, сейчас в регионе мало хороших специалистов, которые занимаются объемным компьютерным моделированием.
Незрячие люди с интересом знакомятся с иллюстрированными книгами и макетами зданий. Они рассказывают, что тактильные иллюстрации приятны на ощупь. А для детей становится открытием, например, многообразие форм крыш. Посетительница одной из выставок Гузель Хасанова говорит: «Было бы хорошо, если бы макеты находились в самих зданиях, а не только на специализированных выставках. Вот ходят люди на «Уфа-Арену» - а там можно посмотреть, как здание выглядит».