Директор департамента по делам инвалидов Минтруда — о пандемии, «Доступной среде» и онлайн-услугах

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На голубом фоне сидит стройный молодой мужчина в синем костюме. Это Дмитрий Лигомина. У него короткая стрижка, крупные выразительные черты лица. Перед ним стоит настольный микрофон.

В России живет около 12 миллионов людей с инвалидностью. Вопросами, связанными с организацией медико-социальной экспертизы и доступной среды, трудоустройством и реабилитацией, занимается департамент по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ. Его директор Дмитрий Лигомина рассказал порталу «Особый взгляд» о новом порядке предоставления реабилитационных услуг, переходе в онлайн и о том, как пандемия повлияла на работу его ведомства.

— Вы могли бы подвести итоги 2020 года: какие задачи стояли перед департаментом и чего удалось достичь. Как повлияла пандемия на деятельность департамента?

— Самое главное — это временный порядок по прохождению медико-социальной экспертизы без личного участия гражданина и назначение мер поддержки без отдельных обращений и заявлений.

Еще недавно казалось, что упростить медико-социальную экспертизу почти невозможно: такое большое количество процедур, так много этапов взаимодействия и участников процесса.

Но пандемия оказалась настоящим акселератором для клиентоориентированности. Мы понимали, что категорически не можем допустить ситуации, когда граждане с инвалидностью приходят в медучреждения, а потом в МСЭ, ПФР и ФСС. С учетом прежних сроков и того количества личных визитов, которые требовалось сделать, установление инвалидности однозначно бы стало верным путем заразиться ковид.

В апреле мы перешли на временный порядок установления и продления инвалидности. Он действует до сих пор, и сейчас мы уже ведем поэтапный перевод документов и межведомственного взаимодействия в онлайн.

Поэтому, когда временный порядок закончит свое действие, прохождение медико-социальной экспертизы станет уже гораздо более простой процедурой и большинство граждан будут проходить ее без личного участия.

Еще из важного: перестроили работу ФСС по обеспечению средствами реабилитации (ТСР). Сейчас это преимущественно беззаявительный принцип или получение заявлений в электронном виде. Порядка 1,5 млн человек обратились таким образом за ТСР.

Что касается изменений в нормативной базе, главный итог прошлого года — то, что средства реабилитации теперь можно получать не по прописке, а по месту пребывания.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Длинный офисный коридор с полом из керамогранита серого цвета. В направлении от нас едет человек на коляске в сером лонгсливе. Вдоль коридора стоят квадратные кирпичные колонны, пустые металлические стеллажи, комнатные растения.

— Расскажите о реализации госпрограммы «Доступная среда». Чего удалось достигнуть и можно ли оценить эффективность программы? Как осуществляется контроль за выполнением реализации?

— Итоги будем подводить в I квартале. Как раз сейчас занимаемся обобщением и анализом отчетных документов. Но уже сейчас можно сказать, что по всем запланированным в программе направлениям работы выполнены, несмотря на пандемию.

Ключевая задача программы — формирование подходов и нормативной базы, которая позволит поэтапно создать доступную среду. На всех этапах реализации выделяется финансовая поддержка из федерального бюджета на обеспечение доступности наиболее приоритетных объектов.

Вопрос регулирования решается поэтапно: сначала были сформированы обязательные требования, предъявляемые при проектировании и строительстве объектов, а затем — ведомственная система контроля.

Например, Ространснадзор контролирует соблюдение требований доступности в сфере гражданской авиации, железнодорожного, внутреннего водного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Рособрнадзор отслеживает соблюдение требований доступности в образовании, Росздравнадзор — в медицине, Роскомнадзор — в сфере связи.

Бывают ситуации, когда собственник объекта, введенного в эксплуатацию до установления обязательных требований, не имеет финансовой возможности провести капитальный ремонт или реконструкцию. В таком случае законодательство предусматривает по согласованию с общественными организациями организацию минимальных приспособлений зданий.

Нет требований перестроить одномоментно все объекты, это и не всегда возможно. Например, для памятников архитектуры. У такого объекта должны быть составлены паспорт доступности и дорожная карта. А при проведении капитального ремонта должны предусматриваться меры по максимальной адаптации.

— Какие основные задачи стоят перед вами в 2021 году?

— Во-первых, это применение принципов социального казначейства. Что значит социальное казначейство? Быстрое, простое получение адресной помощи. Один из примеров такого подхода — как раз временный порядок установления инвалидности.

В основе социального казначейства — цифровизация процессов и упрощение, повышение эффективности внутренних процедур. В ближайшей перспективе — упрощение обжалования решений МСЭ для тех граждан, которые проживают вдали от областных центров. Они смогут обжаловать решения дистанционно и не будут тратить время и деньги на дорогу. Сначала в пилотном режиме будет проработано внедрение телемедицинских технологий, а затем уже повсеместно.

Хочу отметить, что в сложных случаях можно будет привлекать компетентных специалистов узкой направленности. И при рассмотрении первичных решений, когда в первичном бюро нет профильного специалиста. Можно будет подключиться дистанционно, проконсультироваться и разъяснить решение бюро, избежать конфликтных ситуаций.

Минтрудом разработана концепция комплексной реабилитации, в начале года планируем утвердить ее актом Правительства. Будут введены новые порядки и стандарты предоставления реабилитационных услуг. Планируется закрепить в законодательстве такие стационарозамещающие технологии как сопровождаемое проживание и ранняя помощь. Спрос на эти технологии большой, сейчас нужно сформировать соответствующую нормативно-правовую базу.

Фото: mintrud.gov.ru

Тифлокомментарий: цветная фотография. За деревянным письменным столом сидит светловолосая девушка в черной коляске. Она одета в голубую рубашку с длинным рукавом. Перед ней стоит белая кружка с кофе, лежит черный планшет с закрепленным листом бумаги. Девушка что-то пишет на нем зеленой ручкой.

— Не так давно принят законопроект об электронных сертификатах на ТСР. Для чего нужны электронные сертификаты?

— Да, закон уже принят, осенью он вступит в силу. Сегодня у граждан с инвалидностью есть два способа получить средства реабилитации — взять готовое изделие в Фонде социального страхования или получить компенсацию за самостоятельно приобретенное средство. Электронный сертификат будет дополнять имеющиеся механизмы.

Почему в принципе возникла потребность в дополнительном механизме? Дело в том, что Фонд социального страхования покупает изделия через торги — это небыстрая процедура. Если необходимого средства реабилитации нет в распоряжении фонда, гражданину приходится или ждать, или покупать коляску, протез за свой счет, а уже потом возмещать средства. Это как минимум неудобно, не говоря уже о том, что многие средства реабилитации стоят дорого. Не всегда у семьи есть средства на приобретение таких товаров.

А электронный сертификат позволит сразу получить предусмотренную государством сумму и купить нужное изделие. Если гражданин посчитает нужным, он может добавить собственные средства сверх и приобрести какое-то более дорогостоящее изделие. Электронный сертификат будет работать по аналогии с обычной банковской картой, только деньги сертификата будут иметь целевое значение — потратить их можно будет только на средство реабилитации.

— Планируется ли изменить систему информирования о мерах соцподдержки? Нередко люди с инвалидностью не знают обо всех положенных им льготах.

— Конечно. И такие изменения уже происходят. Уже началось проактивное информирование о предоставляемых мерах поддержки граждан, которым была установлена инвалидность. Чтобы получать такие уведомления, необходимо дать согласие на портале «Госуслуги».

Информацию можно будет получить и по телефону — такая возможность появится после создания Единого контакт-центра. Его запуск запланирован на второе полугодие.

— В России проживают около 12 миллионов людей с инвалидностью. На каких данных основывается статистика? Насколько она точная?

— До недавнего времени вся статистика о гражданах с инвалидностью собиралась в ручном режиме, на местах. Конечно, претендовать на абсолютную точность такие данные не могли. С 2017 года введен федеральный реестр (ФРИ) — это информационная система, которая позволяет оперативно получать полные и достоверные сведения о гражданах с инвалидностью.

На 1 января 2021 года в России 11,6 млн людей с инвалидностью, из них 703 тыс. детей-инвалидов. 6,8 млн — лица старше 60 лет.

— Расскажите, пожалуйста, про трудоустройство людей с инвалидностью? Планируется ли в будущем запуск дополнительных программ?

— Сейчас у нас введена и законодательно закреплена услуга по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов. Как правило, это актуально для тех, у кого есть значительные ограничения жизнедеятельности, кто нуждается в сопровождении до места работы, поддержке и адаптации на рабочем месте.

Это новая услуга, и мы надеемся, что, благодаря в том числе и средствам массовой информации, граждане с инвалидностью будут узнавать о такой возможности и более активно использовать ее.

Кроме того, сейчас вносятся изменения в закон о занятости. Планируется ужесточить требования по соблюдению квотирования рабочих мест. Сегодня работодатели порой выполняют квоту формально, согласно предлагаемым нормам квота может быть выполнена только в том случае, если рабочее место действительно занято гражданином с инвалидностью.