Голосовые ассистенты и умные колонки: опыт незрячего пользователя

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На фиолетовом фоне две умные колонки: «Яндекс. Станция» и «Мэйл.Ру. Капсула», а также логотип голосового ассистента Siri. «Станция» имеет прямоугольный корпус с фиолетовыми динамиками и серебряный регулятор громкости на верхней панели. «Капсула» – черный овальный корпус со светодиодным кольцом в центре. Логотип Siri сделан в виде неоновых звуковых волн в темном круге.

Корреспондент «Особого взгляда» Александр Яшин рассказывает, могут ли голосовые ассистенты и умные колонки быть полезны незрячим пользователям.

Как все начиналось

Ученые впервые задумались о синтезе и распознавании речи в 30-е годы XX века. В середине столетия они попытались создать первые решения, способные понимать человеческую речь и выполнять некоторые команды. В 1952 году лаборатория Bell разработала механизм, который позволял распознавать цифры, продиктованные по телефону, а в 1980 году были представлены прототипы системы, понимающей несколько команд.

Первыми полноценными голосовыми помощниками стали телефонные автоинформаторы. Пользователь, позвонив по специальному номеру, мог получить сведения о номерах телефонов организаций, погоде, курсах валют, репертуаре театров и кинотеатров и даже заказать такси. За рубежом особой популярностью пользовались сервисы Google и проект VAL. В России подобные системы были внедрены, например, в справочной 09 Москвы.

В 2007 году стартовала разработка первого голосового ассистента Siri. Именно с этого помощника и началась история современных ассистентов, «поселившихся» в смартфонах.

Новым шагом к еще большей интеграции голосовых помощников в нашу жизнь стало создание умной колонки Echo от Amazon в 2014 году. Пользователь теперь мог управлять системой «Умный дом», заказывать товары, слушать музыку, получать доступ к другим сервисам без необходимости всякий раз использовать для этого смартфон или компьютер.

Умными колонками быстро заинтересовались незрячие пользователи, ведь голосовой интерфейс, которым обладают такие устройства, позволяет быстро решать множество задач без необходимости выучивать сочетания клавиш или осваивать сразу множество программ и устройств. Управление колонкой осуществляется с помощью команд голосом. Перед командой необходимо сказать ключевую фразу. У каждого ассистента она своя. После звукового сигнала пользователь может попросить ассистента выполнить какое-либо действие.

Сейчас на русском языке официально доступны колонки с голосовыми помощниками от компаний «Яндекс» и Mail.ru, а также от сотового оператора МТС.

Пользовательский опыт

Тифлокомментарий: цветная фотография. На белой поверхности лежат беспроводные наушники и смартфон. На экране иконка голосового ассистента и надпись на английском языке: «Привет, Сири».

С голосовым ассистентом я впервые познакомился, когда у меня появился iPhone, но Siri показалась непонятливой и заторможенной. Как итог, при необходимости я только звонил с ее помощью. Рынок развивался, а я продолжал за ним следить. Сначала выходили зарубежные умные колонки. Русский язык там не предполагался, но мне было интересно, как их использовать и для чего они нужны. Почитав обзоры незрячих блогеров, я понял, что очень хочу такое устройство с поддержкой русского языка. Оно стало универсальным помощником для зарубежных незрячих людей. Они заказывали еду, ставили будильники, создавали заметки, находили информацию и делали множество вещей, а попутно занимались повседневными делами и не отвлекались на смартфон или другую технику. Это казалось мне фантастическим и невероятно удобным.

Свет в конце тоннеля появился с выходом «Алисы» — помощника от «Яндекса», а затем «Станции» — умной колонки от того же производителя. «Алисой» я начал пользоваться активней, чем Siri, поставил приложение на компьютер и смартфон, постоянно следил за обновлениями, но колонку покупать не стал. Она показалась мне тяжелой и неповоротливой, а ассистент не нравился тем, что относится к пользователю панибратски.

В итоге я купил «Капсулу» от Mail.ru — и не жалею. Однако я продолжаю пользоваться и «Алисой». Этот ассистент, как и «Маруся», активно развивается и дополняет функционал колонки.

Быт

Тифлокомментарий: цветной коллаж. На белом фоне градиент от розового цвета к синему. В центре белая надпись «Маруся». Под ней логотип голосового помощника в виде объемного овала с переливами голубого, синего и розового цветов.

Каждый мой день наполнен встречами, звонками, письмами. «Маруся» отлично помогает в этом. Я активно пользуюсь функциями «Напомни» и «Запомни».

Первая функция выполняет роль своеобразного календаря. Я говорю ассистенту: «Маруся, напомни мне позвонить в дом культуры завтра в 12 часов дня». В означенный час звучит мелодия, которая не умолкает до тех пор, пока я не попрошу «Марусю» остановиться, либо не приложу руку к верху колонки. После этого я слышу информацию из календаря, которую туда внес.

Функция «Запомни» понадобится, если нужно запомнить много данных. Я просто говорю: «Маруся, запомни...», после чего диктую, а затем повторяю этот запрос при необходимости запомнить еще что-то. Если надо прослушать информацию, спрашиваю: «Маруся, что ты запомнила?», а ассистент зачитывает надиктованные ранее данные. Когда информация теряет актуальность, говорю: «Маруся, забудь», после чего все заметки стираются из памяти устройства.

Еще одна полезная функция — список покупок. «Маруся» работает на колонках и в виде мобильного приложения. Отправляясь в магазин, прошу колонку: «Маруся, добавь рис, рыбные палочки и корейскую морковь в список покупок» . Разумеется, можно добавлять или убирать элементы или очищать список. Все команды интуитивно понятны и не требуют дополнительного пояснения. В магазине я запускаю приложение и прошу «Марусю» показать список покупок.

Мне часто нужно получать информацию о ценах на товары или о курсе одной валюты к другой. Ассистенты справляются и с этим, стоит лишь назвать наименование товара или попросить перевести одну валюту в другую.

Кроме этих функций, я часто использую таймеры и будильники. Это удобно, когда готовишь еду. У тебя грязные руки, взять смартфон нет возможности и времени. Можно просто произнести: «Маруся, поставь таймер на 10 минут». Во время таймера есть возможность узнать оставшееся время или отменить его.

У ассистентов есть навыки или скиллы. Это специальные программы, которые пишут для них сторонние разработчики. У «Алисы», например, много навыков, связанных с кулинарией. Я часто ими пользуюсь и прошу ассистента рассказать мне рецепт блюда, рассчитать порции и так далее.

Капсула с «Марусей» нередко заменяет телефон. Дело в том, что на колонку можно позвонить. Если вы зарегистрированы «Вконтакте», то достаточно попросить ассистента вызвать вашего друга. Если у него есть такая же колонка, открыта полная версия сайта соцсети или установлено приложение на смартфоне, то он услышит звонок и сможет с вами поговорить.

Путешествия

Тифлокомментарий: цветной коллаж. На желтом фоне смартфон. На экране иконка приложения и его название: «Яндекс Go — Такси, Еда, Драйв». Иконка в виде квадрата с закругленными углами. Квадрат разделен на три части желтого, белого и черного цветов.

В путешествиях меня очень выручает «Алиса». Одной из ее функций является вызов «Яндекс Go» — агрегатора заказа такси от «Яндекса». Достаточно просто сказать: «Алиса, закажи такси» — и назвать адрес. Ассистент сообщит информацию о том, когда приедет машина, сколько стоит поездка, как она будет оплачена, а еще назовет точки отправления и прибытия. Разумеется, все параметры поездки легко меняются с помощью команд. Во время ожидания машины «Алису» можно спросить о том, где такси и попросить позвонить водителю, если необходимо уточнить какие-то детали. Эта функция удобнее условно доступного приложения для заказа такси от «Яндекса».

И «Алиса», и «Маруся» умеют сообщать информацию о примерном времени в пути до объекта, если спросить их об этом, что тоже бывает удобно при составлении маршрута. Я часто пользуюсь этой опцией, когда еду в незнакомое место или не очень понимаю, какая ситуация на дорогах.

Оба ассистента могут подсказать адрес ближайших организаций, причем можно просто спросить, где ближайшая пиццерия, а можно указать название именно той, которую вы ищете.

Весьма удобно бывает узнавать у ассистентов о погоде. Можно не просто спрашивать о том, какая температура будет сегодня, но и интересоваться отдельными погодными явлениями: осадками, заходом и восходом солнца и так далее.

Информация и развлечения

Голосовые ассистенты — отличные источники информации. Каждое утро я говорю: «Маруся, доброе утро», а в ответ получаю прогноз погоды, сведения о курсах валют и выпуск актуальных новостей. Такую сводку удобно слушать, когда собираешься на работу и хочешь быть в курсе событий. Подобная опция есть и у «Алисы». Там она называется «Утреннее шоу». Ассистент тоже читает сводку новостей, сообщает о погоде, а еще шутит и ставит музыку.

В моем доме плохо ловит радио, но умная колонка решает эту проблему. Я просто говорю название любимой станции, а она начинает ее воспроизводить. На капсулу удобно транслировать звук с любого устройства по Bluetooth.

Еще с ассистентами можно играть в разнообразные игры, просить их рассказывать анекдоты, включать музыку и так далее. Думаю, если вам нечем заняться, у вас есть дети или надо развлечь гостей, то эти возможности могут пригодиться.

Подводные камни

При покупке колонки стоит обращать внимание не только на устройство, но и на доступность фирменного приложения, ведь без него вы не сможете настроить колонку. На ноябрь 2020 года программа от Mail.ru была доступна гораздо лучше приложений от «Яндекса» и МТС. Особенно это заметно на iOS. Не забудьте внимательно изучить настройки вашей колонки, обратите внимание на параметры, связанные со звуковым откликом, и включите все возможные сигналы. Это сделает ваш пользовательский опыт более приятным.

Еще одной вещью, о которой вы можете не знать, являются подписки. Это своеобразные тарифные планы от производителей колонок, включающие в себя безлимитный доступ к различным сервисам, а также скидки или акции. При покупке колонки подписка оформляется автоматически. Перед приобретением я рекомендую почитать про подписки и выбрать ту, которая кажется наиболее выгодной и удобной.