Люди: Константин Лапшин

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом руки на клавиатуре включенного ноутбука, стоящего на столе.

Информационный портал «Особый взгляд» стал партнером Всероссийского конкурса среди незрячих пользователей ПК «С компьютером на ты», организованного Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата».

Мы публикуем работы участников творческого этапа, среди них — эссе начальника Приемной по обращению граждан и определению возможностей трудоустройства инвалидов по зрению ВОС Константина Лапшина. Он рассказал о том, как компьютеры помогали ему в работе и в повседневной жизни: при Советском Союзе, в 1990-е и сейчас.

Работа публикуется в сокращении, с полной версией можно ознакомиться по ссылке.

С «лопатой» по жизни

Что такое компьютер в жизни слабовидящего специалиста в нынешних условиях? Как представляется, это инструмент, которым он, как правило, пользуется каждый день всю свою жизнь, не выпуская надолго из рук, подобно тому, как в течение многих веков, чтобы прокормить себя, человек обычно не выпускал из рук самых простых инструментов — лопату, грабли, молоток, топор... Со мной эта своеобразная «лопата» прошла всю жизнь, была инструментом моего профессионального развития, а в нелегкие годы — просто кормила и не давала пропасть в этом мире.

Слепой человек сейчас работает с компьютером с помощью программ невизуального экранного доступа. В некотором смысле для слабовидящего пользователя возможность работы на компьютере выглядит сложнее — ведь он все-таки видит, пусть даже и 3 — 5% от нормального уровня зрения. И так не хочется работать с «говорилкой» — кажется, что эта работа будет идти в разы медленнее. Но если постоянно смотреть на экран, можно «посадить» свое крохотное зрение. И все же жизнь научила, что проблемы, связанные с работой слабовидящего за компьютером, можно свести к минимуму, конечно, если нет серьезных ограничений зрительной нагрузки. В этом помогут три вещи:

  • хорошая оптика;

  • экран приемлемого размера для минимального напряжения глаз;

  • знание основных команд операционной системы и прикладных программ, а также реакции компьютера при их выполнении.

Используя компьютер и указанные средства, можно решать море различных задач. О том, как это удавалось мне в своей работе, и будет нынешний рассказ.

Первый заработок в «зрячем» мире

Стоял прекрасный, почти летний день — 4 мая 1987 года. В этот день, выполняя задание своей студенческой практики, я впервые в жизни сел за клавиатуру электронно-вычислительной машины СМ-4-20. И почти невозможно было представить, что вычислительная техника теперь будет сопровождать меня по жизни буквально каждый день, задолго до ее массового применения станет моим постоянным «орудием труда». Сам компьютер тогда занимал отдельную комнату, а в соседнем зале к нему было подключено восемь дисплеев с клавиатурами. Естественно, никакой графики, а тем более озвучивания информации эти машины не предусматривали. Но в своих очках с диоптрией +18 я видел надписи на дисплее — эти светло-зеленые буквы и цифры. Да, приходилось напрягаться, да, надо было привыкнуть. Но с первого дня стало понятно одно — если запомнить основные команды, знать синтаксис языков программирования, то работа будет вполне доступной, а главное — чрезвычайно интересной. И я начал учиться работать на ЭВМ.

Обучение продвигалось быстро — в этом помогали практические занятия на кафедре экономической кибернетики Тимирязевской академии, второй курс которой я к тому времени заканчивал. И уже через месяц я умел писать небольшие программы и помогал одногруппникам. Стало понятно, что я смогу остаться в этом компьютерном классе и работать не два часа в день, а гораздо больше. Конечно, как обычно, первое время я работал, что называется «от души», то есть совершенно бесплатно. Преподаватели, руководившие тем классом, поначалу не могли поверить, как это практически слепой с их точки зрения парень может работать на этой многопользовательской машине, обслуживать ее, помогать зрячим пользователям класса и быстро решать различные задачи. Но через пару месяцев они смирились с этим и взяли меня на работу в качестве оператора СМ ЭВМ. Теперь после занятий я каждый вечер приходил сюда и продолжал осваивать работу с этой еще громоздкой, но такой привлекательной техникой уже не совсем бесплатно.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На белом фоне один из первых настольных ЭВМ РС ХТ образца 1983 года в белом корпусе. На системный блок с дисководом установлен монитор. На черном экране цветные надписи на латинице. Справа от экрана три регулятора: громкости, контрастности и яркости. Клавиатура и системный блок соединены витым кабелем.

От перфокарт к «персоналкам»

Через год в академии появилось новое чудо техники — первый персональный компьютер, как тогда говорили, «мирового класса» — IBM PC XT. Все удивлялись его цветному дисплею и тому, что благодаря ресурсам своей памяти, он, занимая половину письменного стола, выполнял примерно столько же операций, сколько делала машина, размещавшаяся в двух больших комнатах. Однако что делать с этим компьютером? Ведь поначалу для него почти не было прикладных программ, которые решали наши задачи — проведение статистических расчетов, решение экономико-математических моделей. Поэтому некоторое время новые компьютеры представляли собой для нас, по сути, красивые игрушки.

В то время студенты, аспиранты и преподаватели нашего вуза решали экономико-математические модели на больших ЭВМ ЕС-1022. Ввода данных с клавиатуры или с диска эти машины не предусматривали. И всем приходилось набирать информацию на перфокартах, а затем колоды перфокарт отправлять в память ЭВМ. Надо заметить, что решение каждой модели занимало порой несколько часов, а правильного результата никто не гарантировал. Машина работала почти круглосуточно, многим приходилось высиживать ночами и ждать результатов, лишь надеясь на свою удачу. И горе было тем, у кого терялись или путались перфокарты в их многотысячной колоде... Но ведь зачем-то нам поставили целый класс новых «красивых игрушек»...

К тому времени мне пришла пора начинать готовить свой дипломный проект. И я решил попробовать упростить людям жизнь. Что, если «пересесть на персоналку» и реализовать метод линейной оптимизации, которым у нас решались почти все экономико-математические модели, с использованием этой новой техники? Ну и заодно предусмотреть ввод информации с клавиатуры и с диска, а также вывод результатов решения с их экономической интерпретацией не только на принтер, но и на дисплей персонального компьютера?

Примерно полгода ушло на подготовку программного комплекса, который решал все эти задачи. В итоге к весне выпускного курса все было сделано, и в рамках дипломного проекта с помощью новой программы было решено несколько моделей достаточно приличного размера. Этот комплекс быстро всем понравился — в прошлое ушла утомительная работа с перфокартами, а новые компьютеры стали постоянно востребованы. Мне же подготовленный проект сослужил по-настоящему большую и добрую службу, оставив работать на кафедре после окончания академии в качестве программиста.

Преподавание в вузе — ничего невозможного!

Тифлокомментарий: цветная фотография. Пустой ярко освещенный актовый зал с рядами деревянных кресел и белыми стенами.

Работать за компьютером было легко. Размер экрана дисплея был достаточным для чтения информации, цвета — контрастными, шрифт — стандартным в системе MS-DOS, а оптика — надежной. В результате глаза практически не уставали, а сотрудники кафедры давно привыкли к тому, что рядом с ними сидит незрячий программист. И моя работа ничем не отличалась от работы остальных коллег. Удавалось развивать комплекс программ для решения экономико-математических моделей, дополняя его новыми экономическими интерпретациями результатов решения различных задач. А еще был создан язык описания учебных курсов любой тематики и программа — интерпретатор этого языка, что позволяло автоматизировать преподавание по практически любому предмету в академии.

Но уже начинались 90-е. Был разрушен Советский Союз, и на горизонте маячили новые экономические потрясения. Все ждали сокращения ставок программистов, чтобы не потерять работу, надо было срочно задуматься о переходе в основной штат кафедры, то есть освоить работу преподавателя. Самым востребованным предметом тогда была информатика — обучение ребят, как правило, из сельских школ, которые до этого никогда не видели компьютеров, работе на уровне пользователя. Преподаватели требовались именно для этой работы. Как же работать со зрячими студентами? В то, что я смогу выполнять эту работу, на кафедре не верил почти никто. И все же мне удалось уговорить наше руководство взять один курс на общественных началах. Почти сразу стало понятно, что не надо постоянно присматриваться к информации, которая отображается на экранах компьютеров учебного класса. Достаточно иметь представление о структуре и общем виде выводимых изображений. И лишь в некоторых случаях, когда речь шла об исправлении конкретных ошибок, нужно было разбираться внимательно и просматривать экран подробно. Поэтому, к удивлению коллег, и в этой задаче мне помогла моя «лопата» — уже накопленные навыки работы с компьютерной техникой. Прошло несколько месяцев и стало понятно, что преподавание мне вполне по силам, и в результате оно оказалось уже моей официальной работой.

Это были трудные времена. Преподаватель без ученой степени получал в месяц примерно 6 долларов. Один преподаватель часто вел занятия в группах по 30-35 человек, размещавшихся в двух-трех компьютерных классах одновременно. Часто сотрудники элементарно голодали. Но мы держались — брали коммерческие занятия и передавали их тем, кому было особенно тяжело. Несколько раз в неделю собирались всей кафедрой и просто кормили друг друга, чем могли. И я до сих пор горжусь тем, что никому не приходило в голову обращать внимания на мое зрение, а знание информационных технологий было для нас общим делом. Ни один из моих коллег не бросил преподавания ради своего благополучия, хотя для этого при нашей квалификации были тысячи возможностей.

Научные исследования с помощью своих инструментов

Итак, первый опыт преподавания, пусть даже и в таких трудных условиях, получен. Теперь пришло время осуществить свою мечту — попробовать заняться наукой и исследованиями в области экономики. И вот в 1995 году я решил подготовить кандидатскую диссертацию, в рамках которой разработать систему экономико-математических моделей для оценки вариантов существования отрасли народного хозяйства. Поскольку Тимирязевка является главным сельскохозяйственным вузом страны, мои исследования относились к экономике сельского хозяйства, а точнее — сельскохозяйственных предприятий Московской области, которые специализировались на овощеводстве. Тема диссертации звучала так: «Исследование эффективности овощеводства открытого грунта на основе системы экономико-математических моделей». Исходные данные для этих моделей надо было собирать непосредственно на предприятиях, ну а для решения моделей пригодился тот программный комплекс, который был разработан еще при подготовке диплома. И тогда стало абсолютно ясно — на компьютере можно не только работать, но и создавать новые инструменты для работы — своей и не только.

Апрель в 1995 году выдался теплым. И почти каждый день этого весеннего месяца я вставал с первыми лучами солнца, садился на первую электричку и отправлялся в путь — собирать данные в овощеводческих совхозах Подмосковья. Они располагались в пойме Оки, за 100 — 120 километров от Москвы, так что в пути я проводил примерно два с половиной часа. Приезжая в хозяйства, я собирал исходные данные о посевных площадях, видах выращиваемых овощей, их урожайности, количестве работников, стоимости реализуемой продукции и многое другое, записывал все это на диктофон — о компьютерах на селе, интернете и мобильных устройствах в те годы можно было только мечтать. Весь день шла работа — сбор информации, беседы со специалистами, а потом — обратный путь и снова два с половиной часа в электричке. Возвращался домой уже в сумерках, зато привозил новые и новые данные, которые можно было обрабатывать при подготовке моделей развития отрасли.

Примерно в это же время у меня дома появился мой первый собственный компьютер, поэтому работать стало намного легче, а выполнять расчеты можно было не только на кафедре. Все лето и осень ушли на подготовку моделей по данным, собранным мной в весенних поездках. И вот система из двадцати моделей, отражающих различные варианты развития отрасли, готова, а каждая модель решена. Оставалось написать текст диссертации, отражающий проведение этих исследований. Подготовка диссертации стала хорошим стимулом для освоения Windows и первых офисных программ. Ведь написать текст в полтораста страниц, в соответствии со стандартными правилами оформления, подготовить примерно сотню аналитических таблиц и украсить работу парой десятков графиков было бы очень трудно без использования программ Word и Excel.

Летом следующего года диссертация была успешно защищена, а полученная степень кандидата экономических наук вскоре позволила мне стать доцентом кафедры. Программный комплекс для решения экономико-математических моделей, ставший когда-то моим дипломным проектом и давший мне возможность подготовить диссертацию, использовался студентами, аспирантами и преподавателями Тимирязевки еще почти двадцать лет.

У истоков сайтостроительства

Тифлокомментарий: цветной скриншот экрана монитора. На зеленом фоне открыто несколько окон. В нижнем левом углу надпись «Windows 95». Открыто меню «Пуск». В панели задачи синим цветом выделены строки «Программы» и «Windows Explorer».

За то время, пока я готовил диссертацию, в мире информационных технологий произошли очередные изменения, результаты которых впоследствии перевернули жизнь большинства людей. В Россию пришел интернет, а вскоре он стал доступен широкому кругу пользователей. И почти сразу, как грибы после дождя, стали появляться сайты различных организаций, а создание и поддержка этих информационных ресурсов сделались прибыльным заработком.

Первые интернет-сайты обычно были достаточно простыми, а для их создания, как правило, требовалось лишь знать язык гипертекстовой разметки HTML и уметь работать с программами редактирования гипертекстовых документов. Зная программирование, мне не составило труда за пару дней освоить эти инструменты. И вот передо мной открылись новые возможности для работы в сфере информационных технологий, причем создание своих сайтов было необходимо многим организациям, и люди, которые могли это сделать, были весьма востребованы. Первым моим интернет-проектом стал сайт Независимого аграрно-экономического общества России. Затем было создано еще несколько сайтов для организаций, работающих в области аграрно-экономической науки. В трудные дни второй половины 90-х работа по созданию и поддержке сайтов приносила больше, чем заработная плата преподавателя.

Надо сказать, что до того времени я в своей работе не занимался проблемами незрячих. Но, узнав о моих навыках по созданию гипертекстовых документов, активисты Всероссийского общества слепых (ВОС) попросили меня создать сайт для людей с инвалидностью по зрению. И такой ресурс — сайт клуба незрячих пользователей компьютерной техники «Интеграция» начал свою работу. На его страницах размещалась информация о программах, помогающих слепым и слабовидящим в профессиональной деятельности, а также другие новости из мира информационных технологий для незрячих. Вместе с сайтом появилась и первая в России рассылка для людей с инвалидностью по зрению — рассылка клуба «Интеграция», доступная подписчикам по электронной почте. А вскоре и руководство ВОС обратилось с просьбой начать работать в Аппарате управления Общества и создать первый информативный сайт самой крупной российской организации незрячих людей.

Через год мне удалось освоить опыт поддержки всех своих сайтов, находясь на большом расстоянии от тех организаций, для которых они были созданы. Академия направила меня для повышения квалификации в Нидерланды, где в аграрном университете я проходил стажировку почти четыре месяца. Стажировка в университете велась параллельно с развитием всех моих интернет-ресурсов. И стало совершенно ясно — с помощью глобальной сети можно работать из любой точки мира.