Все мы видим и воспринимаем мир по-разному. Нам приятно внимание, мы дорожим роскошью человеческого общения. Люди с нарушениями зрения, а также слепоглухие любят получать и писать письма. Так можно избежать отчуждения и чувства одиночества, всегда быть на связи с близкими людьми.
Как лучше написать письмо и оформить текст для человека с нарушением зрения? Об этом, во многом на своем опыте, расскажет кандидат биологических наук и член экспертного совета ассоциации слепоглухих «Со-гласие» Анна Демидова.
Ежедневно я получаю и пишу десятки писем незрячим и слепоглухим людям. Мне пишут со всей страны, как-то находя и передавая по цепочке мои контакты. Пишут о проблемах и радостях, о здоровье и ромашках в саду, просят помочь с оформлением заявок на разные конкурсы и с деловыми письмами. Конечно, у каждого человека свои особенности зрения. Кто-то читает тексты с большой мощной лупой, кто-то в очках или линзах, поднося текст на бумаге или экране телефона близко к глазам. Кто-то пользуется шрифтом Брайля и пишет только бумажные письма с помощью грифеля или печатает электронные, по электронной почте — на брайлевском дисплее. Нередко получаю и звуковые сообщения.
На фото: в студии радио ВОС Цындыма Бойко и Анна Демидова. Фото Дарьи Ефремовой.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Небольшая комната, стены которой обиты серым поролоном с выступами в виде пирамидок. За столом перед монитором компьютера сидит Цындыма Бойко, едва заметно улыбается. На ней светлая кофта и голубой шарф. Темные волосы убраны назад. Рядом с ней возле стола стоит Анна Демидова. Легко улыбается. Волосы темные, короткая стрижка. На ней темная толстовка. На столе с зеленой скатертью перед ними — наушники, звукозаписывающая техника и брайлевский дисплей.
Я стараюсь учитывать особенности каждого человека, чтобы чтение писем было максимально комфортным, а их содержание — понятным. Чтобы читать некоторые письма, мне пришлось выучить шрифт Брайля, хотя врачи и говорят, что зрительно читать «точечки» — не самое полезное дело для глаз хорошо видящего человека.
Далее я обозначу некоторые важные моменты, на которые стоит обратить внимание при написании личных и деловым писем людям — адресатам с нарушениями зрения.
О шрифтах
В настоящее время в печатных изданиях для слабовидящих людей используют шрифт Arial, кегль 18. Интервал между строками полуторный (не менее). У меня сейчас под рукой образец правильно оформленного документа для слабовидящих людей. Измерим высоту букв — 4 мм, интервалы между строками — 7 мм. Шрифты желательно выбирать без засечек. Самый ходовой из них, который я уже упоминала, — Arial. Реже используют шрифты Verdana и Tahoma.
О шрифтах, удобных для распознавания при нарушениях зрения, подробно написано в разделе 6.8 Национального стандарта «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» ГОСТ Р —
Интернет-ресурсы
Что касается оформления ресурсов в интернете, требования доступности для инвалидов по зрению отражены в ГОСТ Р
Структура письма
Для слабовидящих людей важно хорошо структурировать текст, выделять жирным шрифтом подзаголовки и наиболее важную информацию. Абзацы отделять друг от друга пустой строкой.
Всю информацию, которую мы сообщаем незрячему или слепоглухому человеку, желательно размещать в «теле» сообщения, а не во вложении или по ссылке в интернете.
При деловой переписке в начале письма желательно давать короткий четкий ответ на поставленный вопрос. Все пояснения, ссылки на законы и прочую дополнительную информацию можно дать ниже.
Для слепоглухих людей в письмах лучше писать короткие предложения. По возможности не использовать (или пояснять) сложные слова и термины. Даже, казалось бы, привычные слова, такие как, например, «люрекс» или «траволатор», могут вызвать затруднения.
Стараться писать простым понятным языком. Не отвлекать внимание от основного содержания.
Контакты
В деловой переписке важно указывать все возможные контакты для связи: WhatsApp, электронную почту, стационарный и мобильный телефоны. Полностью — почтовый адрес организации. Указывать контактное лицо — фамилию, имя и отчество сотрудника, который ведет дело.
Если письмо не предполагает решения обсуждаемой проблемы, а только переадресовывает незрячего или слепоглухого человека к кому-то для дальнейшей работы, то необходимо обязательно указывать полностью фамилию, имя и отчество сотрудника и подробно — адрес организации и все контакты для связи. Можно дополнительно, хотя бы кратко, прописать маршрут, как добраться до организации и каким транспортом удобнее воспользоваться.
Указывать фамилию, имя и отчество, а также все доступные контакты сопровождающего лица. Для надежности — лучше писать контакты двух помощников, которые постоянно на связи с незрячим или слепоглухим человеком. Это может быть социальный работник, переводчик, помощник. Важно четко знать, с кем можно вести переговоры и переписку. Если (обязательно с согласия незрячего или слепоглухого человека!) переписку можно вести с помощником по электронной почте, то в этом случае не обязательно дублировать бумажные письма. Этот способ еще и более экологичный — так мы сможем сэкономить бумагу и прочие ресурсы.
На фото: брайлевский дисплей. Фото Анны Демидовой.
Тифлокомментарий: цветная фотография. То же помещение студии радио ВОС. Угол стола с зеленой скатертью. На нем лежат массивные черные наушники со скрученным в спираль проводом. Справа — брайлевский дисплей с большими синими кнопками. Он расположен на прямоугольной панели серого цвета. К ней с обеих сторон подключены черные провода. Поверх дисплея Брайля — сложенный кольцом белый провод.
Иллюстрации
Для тотально незрячих и слепоглухих людей стараемся избегать иллюстративного и графического материала, фотографий. В деловых письмах — не использовать шаблонное оформление с логотипами, грифами, служебными ссылками и подобной информацией, которая усложнит восприятие незрячего и слепоглухого человека.
Для людей слабовидящих, с остаточным зрением, важно давать хотя бы небольшие пояснения иллюстративных материалов (фотографий, рисунков, схем). Пусть вы не профессиональный тифлокомментатор, но лучше хотя бы кратко описать картинку, чем дать ее без каких-либо пояснений.
Избегать использования смайликов, хотя иногда так хочется их поставить!
Электронная почта
При переписке с незрячими и слепоглухими людьми по электронной почте желательно убирать (не продолжать) предыдущие (более ранние) цепочки писем. То есть нужно писать каждое новое письмо отдельно, заново вводя адрес. При этом важно писать название письма, его тему в специальной строке. Я обычно указываю дату и время — это всегда удобно для незрячих и слепоглухих людей, так они не запутаются в почте.
Если переписку ведут по интернету и письмо адресовано человеку, который будет читать его с помощью брайлевского дисплея (тотально незрячему), то все указанные выше положения сохраняются, кроме шрифтов и межстрочных интервалов. Можно писать любым шрифтом, но лучше не допускать пропусков строк. При этом можно выделять абзацы, начинать новую мысль с новой строки. В конце письма важно прописывать фразу «Конец сообщения».
Конечно, важно выдерживать естественный и доброжелательный тон писем. Желаю каждому, чтобы переписка приносила и пользу, и удовольствие!