Летом 2021 года стартовали съемки тревел-шоу, ведущим которого стал незрячий путешественник, автор книги «Путешествие без границ» и корреспондент «Особого взгляда» Владимир Васкевич. В своей колонке для портала он рассказал о том, как проходили съемки и с какими сложностями ему пришлось столкнуться.
От задумки до воплощения
Эта история началась еще в 2016 году. Режиссер Александр Романов, один из руководителей продакшн-студии «Biser», задумал снять шоу, где ведущий познавал бы мир по-особенному. На тот момент у студии накопился большой опыт разработки и съемок передач о путешествиях: они производили передачи для телеканалов, делали рекламу для известных тревел-компаний. Однако сотрудники студии понимали, что проектом, который копировал бы формат передачи «Орел и решка», уже никого не удивишь.
Идею развивать пока не стали, члены команды Александра знали, что многим проектам нужно сначала «полежать». Студия вернулась к нему в 2018 году и объявила кастинг незрячего ведущего шоу, однако на него никто не заявился.
Параллельно я тоже задумывался о том, чтобы снять интересный тревел-проект. Я был под впечатлением от передач «Орел и решка» и «Мир наизнанку», и мне тоже хотелось когда-нибудь стать ведущим настоящего шоу. Однако профессиональной команды у меня не было, а снимать абы что не хотелось.
Тифлокомментарий: цветная фотография на розовом фоне. Пасмурный летний день. На лужайке установлена синяя деревянная оконная рама с белыми резными наличниками. Владимир стоит в ее проеме, улыбается. На нем черные штаны, джинсовка поверх желтой толстовки и кепка.
«Володю я увидел выступающим в Нижнем Новгороде, когда он путешествовал на попутках от Калининграда до Владивостока, и сразу понял, что это шанс сдвинуться с мертвой точки в проекте», — сказал руководитель студии «Biser» Александр Романов.
Я тогда не знал, что моим выступлением заинтересовался режиссер. Когда я ехал во Владивосток, со мной связались и предложили пройти кастинг. Но полететь в Москву я не мог, до Владивостока оставалось еще больше половины пути. Тогда ребята из студии неожиданно сказали, что сами прилетят в любой город моего следования. Я им ответил, что послезавтра буду в Улан-Удэ — прилетайте, если можете. А они взяли и прилетели.
За сутки первых моих в жизни съемок мы создали проморолик, в котором я путешествовал по столице Бурятии, пробовал национальную борьбу, играл на народных инструментах, работал в мастерской по изготовлению юрт и ел бараньи кишки и потроха с кровью. Что поделаешь, такая национальная кухня.
Мне тогда показалось, что первый опыт оказался довольно удачным. Моя съемочная команда тоже одобрила формат, но вот покупать наше шоу никто не хотел. Ведь производство каждой серии требует серьезных материальных затрат и усилий, а рисковать, выпуская в эфир незрячего ведущего с непонятным и непривычным форматом, никто из каналов не спешил. Производство передачи все время откладывалось. Мы встречались с разными компаниями, я лично летал на переговоры в «Яндекс» и даже в другие страны, но все было напрасно.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный летний день на пасеке. Владимир и коренастый мужчина лет сорока стоят у открытого зеленого улья. Владимир держит деревянную дощечку с сотами, его спутник — деревянную щетку. На них белые защитные костюмы, перчатки и шляпы с лицевыми сетками.
Пандемия
В 2020 году из-за пандемии закрылись границы, путешествия стали либо недоступны, либо сопряжены с огромным количеством трудностей — например, дополнительными тестами. Туристы стали активнее путешествовать по России. Традиционные курорты быстро переполнились, поэтому россияне стали искать новые интересные маршруты. В нашей стране много уникальных и красивых мест, одна проблема — туристы мало о них знают. А зря.
«В конце 2020 года режим пандемии ослаб, люди снова могли вернуться к путешествиям по России. Государство активно старалось привлечь людей к внутреннему туризму. Взвесив все за и против, мы подумали, что сейчас отличное время, чтобы еще раз попробовать поискать финансирование для программы с Володей», — рассказал Александр Романов.
Однако телеканалы по-прежнему не отзывались, поэтому команда студии сделала ставку на грантовую поддержку. Они подали два гранта, и в марте 2021 года я получил долгожданную смс: «Мы выиграли грант, шоу быть, готовься снимать 10 серий». Проект был профинансирован грантом АНО «Институт развития интернета» — «Biser» с нашим шоу стал победителем в номинации «Развитие внутреннего туризма посредством видеоконтента».
Сказать, что я был счастлив, — ничего не сказать. Несколько часов танцевал по квартире, а уже через месяц вылетел в Брянск на съемки первой серии передачи, получившей название «Куда глаза не глядят».
Как проходят съемки, когда ты ничего не видишь
В профессиональных съемках задействовано огромное количество людей. На съемки каждой серии выезжают восемь человек, не считая меня. Это режиссер и его помощник, продюсер, сценарист, три оператора и инженер по звуку. Съемки одновременно идут с трех камер, а также экшн-камеры, которую я часто держу в руке, и квадрокоптера. Все это привычная история для любой передачи, которая потенциально желает попасть на телевидение. Совсем другое — формат передачи, который мы тщательно отрабатывали во время съемок в Брянске.
Тифлокомментарий: цветная фотография на розовом фоне. Владимир в темных штанах и голубой футболке и мужчина лет пятидесяти в белой рубашке стоят у стеклянного кухонного стола, скалками раскатывают тесто. У обоих на головах тюбетейки. На столе также стоят тарелка с клубникой и бочонок меда.
«Идея шоу — рассказать о городах России, в которых мало туристов, через мир Вовы. Через доступные ему чувства осязания, обоняния, вкуса и слуха. А глазами в путешествиях для него становятся обычные прохожие, художники, спортсмены, предприниматели, повара кафе, рабочие с заводов, которые наш ведущий посещает в процессе знакомства с городом», — рассказала главный редактор передачи Мария Тарасенко.
Казалось бы, Маша придумывает сценарий, продюсер Саша Корчагина договаривается с локациями, операторы снимают, режиссер руководит процессом съемок, но не все так просто. Я не вижу, и с этим связано много нюансов.
«По сценарию каждая локация — будь то конный завод, погружение под воду с аквалангом, выдувка хрусталя или стрижка овец — должна основываться на каком-то чувстве. Здесь Вова попробует на вкус, там понюхает, в другой раз что-то послушает или оценит на ощупь. При этом локация должна быть интересна не только Вове, но и зрячему зрителю, ведь шоу снимается для него. Мне пришлось отбирать максимально тщательно каждую локацию, чтобы они были захватывающие по картинке и действиям, которые на ней происходят, тем самым вызывая у зрителей восторг. Тем более, когда Вова делает это сам, вслепую. По этой причине он пробует все на себе: собирает мед из ульев, управляет вездеходом и паровозом, лазает по заброшкам, стреляет из боевого Калашникова по мишеням, погружается под воду с аквалангом», — рассказала Мария Тарасенко.
Снять одну серию шоу — огромный труд. Уже в первый день съемок мы попали в непростые условия. Стилист составил мне несколько образов — одел с ног до головы, но вся эта одежда была предназначена для лета. Когда же мы приехали в Брянск, на улице было минус 2, шел снег и даже сыпал град, был сильнейший ветер. Я так сильно в своей жизни еще никогда не замерзал — даже когда ехал зимой автостопом по северу. Иногда руки и ноги просто отказывались слушаться, спасением был горячий чай, которым меня отпаивала продюсер Саша Корчагина.
Другая сложность: в каждой серии должен был быть эпизод, где местные жители рассказывают мне о том, как выглядят памятники. В готовом ролике он занимает меньше минуты, но чтобы его снять нужно расспросить как минимум 10 человек. Происходило это так: я шел и просто ловил прохожих по звуку, иногда по подсказкам режиссера. А дальше у меня было 10 секунд на то, чтобы объяснить человеку, что от него нужно.
Первым делом прохожие пытались убежать, очень часто последние слова предложения я говорил в пустоту. Если же мне удавалось быстро и в двух фразах донести суть просьбы, то они соглашались. Самыми сговорчивыми и не слишком стеснительными были бабушки, семьи с детьми, особенно юное поколение, подвыпившие прохожие и люди без определенного места жительства. Последние вообще охотно шли на контакт и могли устроить даже целую экскурсию.
«Первая серия для всех была лотереей, ведь наша команда встретилась с Вовой впервые. Мы очень переживали, так как хотелось сделать качественный продукт, но в первую очередь — чтобы Вове было комфортно и интересно. Надо сказать, что мы довольно быстро нашли с ним общий язык. В два счета он показал нам, как правильно его сопровождать. В процессе съемок мы привыкли и к некоторым нюансам съемки со слепым ведущим. Где-то мы ему подсказываем, как лучше пройти на камеру, где-то даем комментарии издалека, а в Ярославле членам нашей команды пришлось залезть в угольный отсек паровоза, чтобы нас не было видно в кадре, но при этом Вова слышал наши подсказки. Он все-таки вслепую паровоз вел. Представляете, какие мы оттуда вылезли», — вспомнила со смехом Мария Тарасенко.
Я никогда не пробовал себя в роли ведущего. Я проводил много интервью, но не принимал так много участия в съемках и стендапах на камеру. Особенно сложно давалось произношение заготовленного текста, я никак не мог избавиться от желания «декламировать» фразы, которые ребята предлагали произнести.
Мне кажется, что зрителю очевидно, где я импровизирую и говорю легко, а где — по памяти. В первой серии таких моментов было много: каждый эпизод мы снимали по пять-шесть раз, на улице было минус 2, и это был ад.
«При съемках первой серии мы не знали, как относиться к тому, что у Вовы что-то не получается. Где-то хотелось его пожалеть, где-то встряхнуть, так как это работа ведущего — быть в кадре всегда на позитиве, красиво и четко говорить. Наша команда всегда немного спорила по этому поводу, пока Вова участвовал в очередном эпизоде. Хотя сначала у нашего ведущего многое не получалось, но он проявил настойчивость, и с каждым днем качество его работы на камеру значительно повышалось. Тем более он сам попросил нас не делать ему больших психологических авансов и спрашивать с него, как с любого другого ведущего», — рассказала продюсер Александра Корчагина.
Во время первого съемочного дня в какие-то моменты у меня опускались руки. Вот, например, в финале первой серии я расслабленно пью морс и пробую всякие кушанья в царском прикиде на берегу красивого пруда. Веет умиротворением и юмором, особенно когда я предлагаю зрителю насладиться видами вместо меня: «А какой вид, посмотрите хотя бы вы». Но моя команда знает, как тяжело мне дался этот эпизод. Это был конец дня, и я уже плохо соображал. С каждым дублем что-то не получалось, я не нравился себе, не нравилась моя игра и режиссеру. Дубле на пятом, когда я выпил уже литр морса и съел пару десятков драников, я от раздражения на себя впал в ступор. Спасибо команде — они не форсировали события, а дали мне отдохнуть, а режиссер еще подошел и подбодрил. И все получилось со следующего дубля.
В каждой серии не без экстрима
Рабочий день на съемках обычно начинался в 6 утра. Я вставал, шел в душ и на завтрак, а к 7.30 или в 8 утра мы выезжали к первой локации. Продюсер шоу обычно заранее со всеми договаривается, но бывают незапланированные акции: в Казани, например, мы случайно увидели, как деревня готовится к Сабантую. Меня быстро посадили в телегу к самым уважаемым жителями поселения, и мы с песнями и плясками поехали по всем домам собирать полотенца. Это такой древний обычай у татар перед праздником Сабантуй.
Тифлокомментарий: цветная фотография на розовом фоне. Владимир сидит по-турецки на желтом ковре, играет палочками на глюкофоне — лепестковом барабане сферической формы. На Владимире темные штаны, оранжевая толстовка и желтая кепка. Позади него стоит джембе — африканский барабан в виде кубка, на белой стене висит желтая светодиодная гирлянда.
В каждой локации мы в среднем снимали от 3 до 6 часов. Сначала ребята осматривали место съемок, готовили технику и вешали на меня петличку со звуком. Потом мы снимали основной эпизод, например, как я погружаюсь под воду, борюсь на татами или езжу на лошадях на конном заводе. Чем больше действий, тем дольше идет съемка. Потом сценарист и видеоинженеры отбирали самое интересное, и из 6 часов съемок получалось от двух до пяти минут видео.
После основной части мы переходили к подсъемке. Один из операторов снимал крупные планы, другой поднимал квадрокоптер и делал облеты с воздуха. Я же должен был несколько раз пройтись по местным пейзажам или сыграть сцену встречи с сопровождающим, который показывает мне все на локации. В Брянске, например, меня встречал Алексей, который создает и продает глюкофоны. Это такие интересные инструменты из металла с красивым звуком. В Удмуртии меня катал на автомобиле Иж 1953 года выпуска мастер спорта Виктор Макарович Власов, а в одном из музеев в Удмуртии экскурсию проводили сами «Бурановские бабушки». Они же учили меня петь на удмуртском языке.
Когда мы отснимали одну локацию, ехали на следующую. Съемки одной серии занимали три дня. Иногда в погоне за интересным эпизодом мы проезжали по 600 километров в день, хорошо, что у моей команды был свой микроавтобус, который очень удобен для перевозки техники. Ее, кстати, огромное количество. Каждая камера весит минимум по пять килограммов, а еще нужны петлички, «кошки», «пушки» (микрофоны так называются), различные провода, запасные аккумуляторы, одежда, вода, еда и прочий реквизит.
«Трудности первой серии уже позади, теперь каждая серия дается нам с Вовой достаточно легко, если, конечно, 12 часов в день на ногах можно считать легкостью. Но такая работа у нас и у ведущего. Часто спасает юмор Вовы: он не перестает шутить над собой, а иногда и над членами нашей команды. Женю, нашего оператора, чуть не зарубил древнерусским мечом, в одном из эпизодов в тяжеленной кольчуге случайно спрыгнул на другого оператора с высоты. И Вова, и Максим были в шоке. А потом Вова говорит: ’’Извини, Макс, я не видел, бывает’’. Мы чуть со смеху не померли за кадром», — поделилась Мария Тарасенко.
Легче всего во время съемок мне давались экстремальные эпизоды. Например, в Брянске мы залезали на крутой берег реки, ноги все время срывались из-за глины. Я начал падать, и вся команда вцепилась в меня, как в последнюю надежду, пытаясь вытянуть. Отчаянные ребята, ни разу еще не видел, чтобы мою сотню килограммов так легко и быстро поднимали на руках.
Иногда бывало и не до шуток. При переезде в Вологду микроавтобус попал в аварию — была ночь, на дорогу выскочил лось. Никто не пострадал, но машину пришлось отправить на эвакуаторе в Москву. Ребята взяли такси, ехали 500 километров всю ночь, а на утро, так и не поспав, приступили к съемкам. Я восхищен их профессионализмом и выносливостью.
«Вова нас тоже постоянно удивляет, и мы у него многому учимся. Например, он научил меня, не боясь, переходить дорогу. Я как-то с ним шла в Вятском в Ярославской области и все никак не могла решиться перейти проезжую часть. Есть у меня такой внутренний дискомфорт, когда подходишь к дороге. А тут Вова говорит, что стоишь, пойдем, машины далеко, и они все равно остановятся. Приподнял немного трость, взял меня за руку и повел через дорогу. Я сначала была немного в шоке, а потом сама увидела, как водители останавливаются. Через день сама не заметила, как Вову уже перевела на красный свет. Так делать, конечно, не нужно, но мы вместе посмеялись, что это он научил меня переходить дороги, не глядя», — рассказала главный редактор передачи Мария Тарасенко.
«Институт развития интернета» поддержал первый сезон тревел-шоу «Куда глаза не глядят». В его рамках будет снято 10 серий — в Воронеже, Иркутске, Туле, Уфе. А серии из Брянска, Ярославля, Вологды, Казани, Геленджика и Ижевска уже можно посмотреть на Youtube-канале Vova Poehal. Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые серии.
Задать вопросы Владимиру Васкевичу можно в его блоге «Путешествие в темноте».