Поход в магазин: советы незрячего покупателя

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Покупательская тележка стоит на светлом кафельном полу в торговом зале супермаркета. Она заполнена товаром: бумажными пакетами, коробками и пластиковыми бутылками разных цветов.

Что может быть проще, чем сходить в магазин? Приходишь, выбираешь продукты или вещи, оплачиваешь и уходишь домой. Однако у многих незрячих людей, только начинающих свой путь к самостоятельности, возникает вопрос — как же отправиться за покупками без помощи друзей или родственников без нарушения зрения? Психолог и автор портала «Особый взгляд» Юлия Васильева рассказывает, о чем нужно помнить во время самостоятельного похода в магазин.

Маленький магазинчик у дома

Такие магазины часто расположены в жилых домах, как правило, там всего несколько прилавков и один продавец. Когда я оказываюсь в одном из таких павильонов, то спрашиваю о наличии нужных товаров у продавца. Иногда он может не заметить белую трость или быть не в настроении, и тогда отвечает раздраженно, мол, смотрите, все на витрине. От такого отношения некоторые незрячие люди впадают в ступор, расстраиваются и молча уходят без покупок.

Что рекомендую сделать я? Сначала нужно вежливо обратить внимание работника на то, что вы бы с удовольствием не приставали к нему с расспросами, но у вас нарушение зрения, поэтому вам нужна помощь. Обычно после этого продавцы смущаются, а иногда даже извиняются. Затем нужно повторить свой вопрос. Если нужного продукта нет в наличии, то просто попросите перечислить товары, которые есть на данный момент. Не стесняйтесь спрашивать о цене, сроках годности, весе, упаковке товара и так далее.

Пока вы выбираете, покупатели, которые стоят в очереди за вами, могут нетерпеливо вздыхать или даже высказываться в ваш адрес. Не стоит переживать и быстро уходить. В крайнем случае предложите другому покупателю взять все, что ему нужно, а потом продолжайте задавать свои вопросы. Если вы часто ходите в один и тот же магазин, то продавцы обычно запоминают, что вы любите, и сами начинают предлагать нужные товары. Могут они рассказывать и о новинках ассортимента, которые вы совершенно не обязаны покупать из учтивости. Можете просто поблагодарить и отказаться.

Поход в супермаркет

С супермаркетами, на мой взгляд, дело обстоит гораздо проще. Нужно подойти к работнику охраны или к кассе, попросить, чтобы к вам пригласили администратора магазина, и немного подождать. Если через несколько минут никто так и не подойдет, нужно напомнить о себе. Далее вместе с сотрудником магазина вы берете тележку и проходите по нужным вам отделам. Для простоты и быстроты я рекомендую заранее сделать примерный список нужных товаров. Раньше я писала его шрифтом Брайля. Сейчас же просто создаю заметку со списком в смартфоне. Ее, кстати, можно редактировать по мере необходимости и добавлять то, что закончилось дома.

Случается, что работник магазина не очень хорошо справляется с помощью. Он может пытаться толкать вас впереди себя, неаккуратно вести по рядам, плохо знать ассортимент магазина и так далее. Не стоит злиться и конфликтовать. Учтите, что сотрудников никто не обучал сопровождать незрячих людей. Кроме того, они могут не так долго работать в магазине и не знать расположения отделов. Вы можете попросить позвать вам другого консультанта. Сделать это нужно вежливо, объяснив, что так будет проще и вам, и вашему помощнику.

Вы также можете попросить разрешения взять сопровождающего вас сотрудника за руку и попросить его идти впереди.

У меня было много забавных случаев в магазинах. К примеру, однажды я попросила найти глазированный сырок «Картошка» — и оказалась в овощном отделе перед ящиком с картофелем. Иногда приходится объяснять жестами или разными эпитетами, какой именно товар ты ищешь. Несколько раз, когда я просила помочь мне в выборе вина, слышала от консультанта фразу: «Ничего себе, вы еще и пьете!»

В любом случае я предпочитаю ходить в супермаркеты, потому что там можно купить все нужное сразу. Если мне нужно купить продукты примерно на неделю, то это занимает около часа.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Высокий торговый стеллаж в супермаркете заполнен кондитерскими товарами: конфетами и печеньем в коробках и пакетах.

Что делать, если помощь не приходит?

Может произойти так, что в магазине вам откажут, сославшись на то, что все работники заняты. Не стоит отчаиваться или идти на конфликт. Нужно просто знать свои права и уметь грамотно и спокойно объяснить свою позицию старшему смены.

Самым главным документом, регулирующим требования к созданию доступной среды для людей с инвалидностью, является федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статья 15. В ней говорится:

«Организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».

В рассматриваемом случае нас интересует, во-первых, то, что любые организации, не имеет значения коммерческие они или нет, обязаны обеспечивать условия для людей с инвалидностью.

Во-вторых, то, что доступными должны быть объекты социальной инфраструктуры, а магазины и прочие торговые предприятия относятся именно к этой категории. Федеральное законодательство не дает четких разъяснений, как должен быть организован доступ людей с инвалидностью к этим объектам. Но в этой статье есть несколько уточнений. В частности, к упоминаемым выше объектам относятся «жилые общественные и производственные здания, строения и сооружения». Имеется в виду, что любое учреждение должно быть доступным.

181 закон создает предпосылки для того, чтобы обязать все учреждения организовать такие условия физической доступности, чтобы любой человек с инвалидностью, в том числе и с инвалидностью по зрению, мог самостоятельно пользоваться объектами социальной инфраструктуры. Это отражено в пятом и шестом пунктах пятнадцатой статьи:

«...надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам, с учетом ограничения их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля».

На данном этапе развития доступной среды эти требования почти не выполняются, но четвертый и восьмой пункты данной статьи содержат конкретное указание:

«...сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказания им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами».

Если человек с нарушением зрения не может самостоятельно передвигаться и пользоваться услугами, то может на законных основаниях требовать сопровождения. В том числе и в магазине. При этом закон однозначно указывает на то, что такое сопровождение должно оказываться сотрудниками организации.

В случае отказа администрации магазина оказать необходимую помощь, нужно напомнить о том, что они обязаны обеспечить все условия для вашего беспрепятственного доступа к услугам, то есть оказать помощь в соответствии с пунктами 4 и 8 статьи 15 Федерального Закона № 181.

Обратите внимание на то, что в любом регионе должны быть соответствующие нормативно-правовые акты, так как законы низшего порядка не могут противоречить федеральному законодательству.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Галерея торгового центра. Вид со второго этажа на ряды магазинов популярных брендов одежды и обуви. По длинной светлой галерее движутся люди, вдоль нее по центру стоят круглые белые клумбы с яркими цветочными композициями.

Шопинг по-крупному

Больше всего приключений ждет незрячих людей на территории торгово-развлекательных центров, в которых часто путаются даже завсегдатаи без нарушения зрения. Здесь, к сожалению, могу дать лишь несколько подсказок из личного опыта. Во-первых, можно воспользоваться услугами стилистов. Они не только сопроводят вас, но и помогут выбрать подходящую одежду или аксессуары. Если вы все же пришли в торговый центр в одиночестве, то можно просить помощи у охранников или у покупателей. Иногда продавцы одного магазина проводят вас до другого, если у них есть на это время и желание.

Если же хочется упростить себе задачу, то нужные товары можно заказать в интернет-магазинах. За время пандемии таких сервисов стало очень много. Все крупные сетевые магазины предлагают доставку, правда, приложения и сайты далеко не всегда могут похвастаться доступностью. Некоторые люди также используют помощь волонтерских служб и социальных работников, но лично я с такими услугами не знакома, потому что не считаю их удобными для себя. Все-таки я люблю иногда сходить в магазин, потрогать овощи и фрукты, чтобы убедиться в их спелости, выбрать, к примеру, шоколад, если не знаю, какой именно хочу, ознакомиться с новыми товарами.