Кратко:
Специалисты протестировали 90 сайтов и приложений.
11.12.2025
Кратко:
Специалисты протестировали 90 сайтов и приложений.
Инклюзивный предпринимательский проект Everland представил обновленный рейтинг невизуальной доступности ключевых российских онлайн-сервисов сферы услуг. Специалисты также сравнили показатели 2023 и 2025 годов и проанализировали, как поменялось удобство платформ для людей с нарушением зрения.
Исследование охватило 90 сайтов и мобильных приложений от 36 компаний из шести сфер: ретейл, банки, маркетплейсы, телеком, онлайн-образование и магазины электроники. Платформы тестировали 13 незрячих специалистов, которые проходили весь пользовательский путь — от поиска товара до оформления заказа — и фиксировали, с какими сложностями столкнулись.
Хотя с 2023 по 2025 общий уровень доступности не вырос, сайты и приложения банков остались лидерами по удобству для пользователей с нарушением зрения. Уровень доступности здесь стабилен и высок, несмотря на отдельные локальные проблемы (неозвученные кнопки, отсутствие подписей в формах).
В сфере маркетплейсов невизуальная доступность, наоборот, ухудшилась (наиболее заметное снижение доступности — в приложениях AliExpress для iOS, Lamoda для iOS, Ozon для Android и iOS). Пользоваться платформами магазинов розничной торговли тоже стало менее удобно: трудности возникают при поиске товаров, навигации и оформлении заказов.
В телекоме часть приложений за два года стала удобнее, а часть — напротив, менее доступной. В некоторых сервисах проблемы возникают даже при выполнении базовых действий, связанных с управлением тарифом.
«В сфере невизуальной доступности мы фиксируем важный тренд: пока одни сервисы становятся более удобными и продуманными, другие, напротив, демонстрируют откат. Это доказывает, что без системного подхода и постоянного внимания прогресс может оказаться хрупким. Наша задача — зафиксировать эту картину, чтобы стимулировать диалог и помочь компаниям двигаться в сторону создания по-настоящему инклюзивной среды, где удобно каждому клиенту», — подчеркнул руководитель направления доступности услуг Everland Евгений Сличный.
Исследование выявило:
В невизуальной доступности цифровой сферы нет системности.
Компании декларируют доступность, но не всегда внедряют реальные рабочие программы.
Разработчики не стремятся адаптировать продукты для незрячих людей.
«Мы проводим регулярные исследования невизуальной доступности, чтобы измерить реальный масштаб проблемы, сделать невидимые проблемы видимыми. Также мы хотим показать бизнесу, что доступность — это не просто соблюдение норм законодательства, а возможность привлечь новых клиентов, создать и поддерживать высокое качество сервиса для всех без исключения», — отметил член Совета по правам человека, сооснователь Everland Игорь Новиков.
Everland с 2016 года реализует инклюзивные социальные программы. В 2020-м проект провел первое исследование цифровой доступности совместно с «Особым взглядом».
Ранее проект запускал подкаст «Скоро будет доступно?» для обсуждения адаптации цифровых сервисов для людей с ограниченными возможностями здоровья.