Категории

11.12.2025

Незрячие эксперты проекта Everland проверили онлайн-сервисы на доступность

Кратко:

Специалисты протестировали 90 сайтов и приложений.

Тифлокомментарий Елены Керн: цветная фотография. Два человека в офисной обстановке. Девушка в светлой блузке и синем жилете сидит вполоборота за столом перед монитором компьютера. На ней темные очки и гарнитура с микрофоном, длинные темные волосы собраны в хвост. Рядом с девушкой стоит молодой человек в светлой рубашке с закатанными рукавами. Слегка наклонившись вперед, он внимательно смотрит на монитор, его рука лежит на компьютерной мышке. На экране видна веб-страница с картинкой и текстом. Вдоль стены стоят невысокие стеллажи с книгами и папками, окна закрыты жалюзи.

Инклюзивный предпринимательский проект Everland представил обновленный рейтинг невизуальной доступности ключевых российских онлайн-сервисов сферы услуг. Специалисты также сравнили показатели 2023 и 2025 годов и проанализировали, как поменялось удобство платформ для людей с нарушением зрения.

Исследование охватило 90 сайтов и мобильных приложений от 36 компаний из шести сфер: ретейл, банки, маркетплейсы, телеком, онлайн-образование и магазины электроники. Платформы тестировали 13 незрячих специалистов, которые проходили весь пользовательский путь — от поиска товара до оформления заказа — и фиксировали, с какими сложностями столкнулись.

Хотя с 2023 по 2025 общий уровень доступности не вырос, сайты и приложения банков остались лидерами по удобству для пользователей с нарушением зрения. Уровень доступности здесь стабилен и высок, несмотря на отдельные локальные проблемы (неозвученные кнопки, отсутствие подписей в формах).

В сфере маркетплейсов невизуальная доступность, наоборот, ухудшилась (наиболее заметное снижение доступности — в приложениях AliExpress для iOS, Lamoda для iOS, Ozon для Android и iOS). Пользоваться платформами магазинов розничной торговли тоже стало менее удобно: трудности возникают при поиске товаров, навигации и оформлении заказов. 

В телекоме часть приложений за два года стала удобнее, а часть — напротив, менее доступной. В некоторых сервисах проблемы возникают даже при выполнении базовых действий, связанных с управлением тарифом.

«В сфере невизуальной доступности мы фиксируем важный тренд: пока одни сервисы становятся более удобными и продуманными, другие, напротив, демонстрируют откат. Это доказывает, что без системного подхода и постоянного внимания прогресс может оказаться хрупким. Наша задача — зафиксировать эту картину, чтобы стимулировать диалог и помочь компаниям двигаться в сторону создания по-настоящему инклюзивной среды, где удобно каждому клиенту», — подчеркнул руководитель направления доступности услуг Everland Евгений Сличный.

Исследование выявило:

  • В невизуальной доступности цифровой сферы нет системности. 

  • Компании декларируют доступность, но не всегда внедряют реальные рабочие программы.

  • Разработчики не стремятся адаптировать продукты для незрячих людей.

«Мы проводим регулярные исследования невизуальной доступности, чтобы измерить реальный масштаб проблемы, сделать невидимые проблемы видимыми. Также мы хотим показать бизнесу, что доступность — это не просто соблюдение норм законодательства, а возможность привлечь новых клиентов, создать и поддерживать высокое качество сервиса для всех без исключения», — отметил член Совета по правам человека, сооснователь Everland Игорь Новиков.

Прочитать полный отчет и выводы можно по ссылке.

Everland с 2016 года реализует инклюзивные социальные программы. В 2020-м проект провел первое исследование цифровой доступности совместно с «Особым взглядом».

Ранее проект запускал подкаст «Скоро будет доступно?» для обсуждения адаптации цифровых сервисов для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.