В сентябре 2021 года в России пройдут выборы в Государственную думу восьмого созыва. Люди с инвалидностью смогут отдать свои голоса на избирательных участках по месту жительства, по месту фактического нахождения или на дому.
Голосование на участках будет проходить 17, 18 и 19 сентября с 8.00 до 20.00 по местному времени. Как в памятке о голосовании граждан с инвалидностью сообщает Центральная избирательная комиссия России, перед тем, как прийти в помещение для голосования, потребуется позвонить в выбранную участковую избирательную комиссию, чтобы:
-
узнать о наличии необходимого спецоборудования (для незрячих граждан это трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеней, информация, набранная на шрифте Брайля),
-
сообщить о необходимой помощи (социальное такси, услуги тифлосурдопереводчика, сопровождающий).
Некоторые регионы уже анонсировали адаптацию своих избирательных участков для незрячих граждан. Так, во Владимире избирателей будут ждать лупы и трафареты для заполнения бюллетеня, памятки, напечатанные крупным шрифтом и выполненные на шрифте Брайля. А в Нижегородской области некоторые участки собираются обеспечить не только трафаретами и информационными материалами, напечатанными на шрифте Брайля, но также светоотражающими элементами на лестницах и дверях и специальными тифломаркерами, озвучивающими то, что написано в бюллетене. Использовать тифломаркеры планируют на пяти избирательных участках Нижнего Новгорода, Арзамаса и Дзержинска.
В Ставрополье в планах — напечатать не менее 200 экземпляров трафаретов для незрячих и слабовидящих жителей края. Трафареты печатают в местной библиотеке и в краевой организации «Общество слепых». Благодаря этому проголосовать смогут больше 600 ставропольцев с нарушением зрения. На всех избирательных участках Калининградской области, как сообщается, избиратели найдет материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) шрифтом Брайля, трафареты для самостоятельного заполнения избирательных бюллетеней незрячими людьми.
Помимо этого, в дни голосования на избирательных участках будут работать волонтеры, которые смогут оказать помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья.
ЦИК отмечает, что гражданин с инвалидностью может при необходимости воспользоваться помощью другого избирателя — устно известив об этом участковую избирательную комиссию.
Проголосовать у себя дома также можно будет с 17 по 19 сентября. Чтобы отдать голос за пределами избирательного участка, потребуется заранее подать заявление. Сделать это можно несколькими способами:
-
лично или через третье лицо прямо в участковой избирательной комиссии (заявления принимают в часы работы участков с 9 сентября до 14.00 по местному времени 19 сентября),
-
онлайн через Портал госуслуг (с 9 сентября до 14 сентября по московскому времени включительно).
Перед тем, как выехать к избирателю, члены участковой избирательной комиссии ему позвонят. Гражданам, которые не могут самостоятельно написать заявление и заполнить бюллетень, разрешается пользоваться помощью других лиц.
Проголосовать можно будет также по месту фактического нахождения — например, на специально оборудованном избирательном участке. Чтобы это сделать, также потребуется подать заявление. Это можно сделать следующими способами:
-
лично — в любой территориальной избирательной комиссии или через МФЦ (со 2 августа до 13 сентября),
-
лично — в любой участковой избирательной комиссии (с 8 августа до 13 сентября),
-
онлайн — через Портал госуслуг (со 2 августа до 13 сентября по московскому времени включительно).
В Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областях, в городах Москве и Севастополе, кроме того, организуют дистанционное электронное голосование. Принять в нем участие удастся, подав заявление на Портале госуслуг и Портале Москвы со 2 августа до 13 сентября. Дистанционное электронное голосование пройдет с 8.00 17 сентября до 20.00 19 сентября (московское время).
Задать вопрос об участии в голосовании можно, обратившись к избирательную комиссию своего региона. Также можно позвонить в информационно-справочный центр ЦИК России по бесплатному номеру: 8 800 200 00 20.